Тема урока: Обобщение. Жизнь растений «Жизнедеятельность растений»
Цель урока: Формирование и активизация экологического мышления у обучающихся.
Задачи урока:
Обобщить и закрепить знания обучающихся о многообразии растений, особенностях их строения и процессах жизнедеятельности;
Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.
Воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности
за ее сохранение.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой .Сообщение цели и задач урока.
-Добрый день ,дети! Сегодня ярко светит солнце, звенит капель, радостно поют птицы. Солнышко заглядывает к нам в окно и дарит нам свое тепло и радость, а мы дарим тепло и радость всем на нашем уроке. Сегодня мы отправимся в путешествие по Царству растений. Будьте внимательны и наблюдательны, чтобы ничего не пропустить в этом Царстве. Мы повторим все, что узнали о растениях, об их жизни. Помните ,что мы в гостях. А как нужно вести себя? (Тихо, не навредив никому…)
2.Актуализация знаний.
-Мы начинаем наше путешествие и попадаем в Царство растений.
«Мозговой штурм» (коллективная работа)
-Растение - живой организм? Докажите. (Дышат, питаются, растут, умирают)
-На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)
-Назовите отличительные признаки каждой группы.
-Назовите деревья.
-Назовите кустарники .
-Назовите травянистые растения.
- Как размножаются растения? (корневища, усики, семена, клубни, луковицы)
- Продолжительность жизни растений. (Однолетние, многолетние)
-Назовите необходимые условия для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные удобрения, почва)
- Что губительно для растений? (загрязнение воздуха, ветра, животные, вытаптывающие поля, пожары) …..
3.Обобщение пройденного.
1)Практическое применение знаний
Некоторые из растений не знают, к какой группе они относятся.
Помогите растениям найти группу (на доске карманы с изображением групп :
Деревья Сосна Берёза | Кустарники Малина, сирень смородина | Травянистые растения ромашка, полынь, мак, одуванчик |
ребенок берет карточку и распределяет растение в нужную группу)
-В какой группе меньше всего растений ?(деревья)
2)Работа с загадками
Мы попробуем отгадать загадки о представителях этой группы и добавим их
1.« Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева . Но оно не только красиво: это дерево - богатырь.(дуб) | 2 Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.(береза) |
3. Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод . Землю быстро укрывает Золотым ковром – Пусть родная засыпает Долгим зимним сном .(клен) | 4. Никто не пугает, А она вся дрожит.(осина) 5. Это он – знают все Чемпион по росту. И достать его макушку Вам совсем не просто. Потому, что он за лето Вырастает на 2 метра.(тополь) |
Продолжаем путешествие по Царству растений.
Многообразие растительного мира велико, но все растения похожи друг на друга. Чем? КОРЕНЬ,СТЕБЕЛЬ, ЛИСТЬЯ СЕМЕНА, ЦВЕТОК части растения
3)Кроссворд «Части растений»
1.Бывает стержневой ,бывает мочковатый.
2.Питательные вещества по нему поступают от корня к другим частям растения.
3.При помощи этой части растение дышит.
4.Внутри плода созревают …..
5.Эта часть растения ,на месте которой появляются плоды .
2с4 | е | м | е | н | а | ||||||||||||
т | |||||||||||||||||
1к | о | р | е | н | ь | ||||||||||||
б | |||||||||||||||||
5ц | в | е | т | о | к | ||||||||||||
3л | и | с | т | ||||||||||||||
ь |
4) Физминутка
Какой лист остался у меня после физминутки! С одной стороны желтый ,а с другой зеленый .Что произошло и почему? Как называется вещество, которое отвечает за цвет?
Это интересно!
Что вы можете еще добавить о частях растений? Каково их значение для растений?
(ответы детей : листья испаряют влагу ,чтобы растение не перегревалось ,в них вырабатывается сахар и крахмал для роста растений, плоды бывают сухими и сочными, стебли бывают разные и т.д.
5)Работа по карточкам.(самостоятельная работа)
Карточка.
Укажите части растений ПРОВЕРКА
Мы продолжим наше путешествие по Царству растений.
Растение растет при определенных условиях.
6)Работа с текстом. (карточки, работа в парах, группе)
Зеленые карточки
У клубники и земляники летом отрастают длинные стелющиеся по земле стебли. Их называют «усами». На усах вырастают пучки листьев – розетки.
Сделайте вывод: это растение, с каким корнем? (пучковатым)
Желтые карточки
В пустынях растет верблюжья колючка - любимое лакомство верблюдов .Ее корни достигают 20 метров в длину. Это растение приспособилось доставать при помощи длинного корня воду из глубоких слоев земли.
Сделайте вывод : это растение, с каким корнем? (стержневым)
(ответы детей) ВЫСТУПАЮЩИЙ от ГРУППЫ
7) Физминутка
А какие еще растения по способу выживания, по способу приспособления к окружающей среде вы знаете? (морозоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые).
Относится ли это к комнатным растениям?
8)Сообщения учащихся – дома готовили сообщения
У нас есть два сообщения о комнатных растениях, которые нам подготовили учащиеся нашего класса.
Рассказ о бегонии и хлорофитуме и др.
Хлорофитум -многолетний травянистый куст с зелеными или бело-зелеными узкими листьями, со свисающими воздушными усами с маленькими кустиками новых растений на них, Есть во многих домах .Как и герань, растет в любом грунте, в горшке любого размера, на солнце и в тени, в холодном или теплом помещении, на шкафу, на холодильнике, практически, где угодно. Родина хлорофитума - Южная Африка, насчитывает около 200—250 видов. Это растение активно поглощает вредные для человека вещества из воздуха, поэтому его часто размещают в кухне, где есть газовая плита.
Бегония –одно из самых красивых растений семейства Бегониевых . Листья бегонии могут иметь различную форму в зависимости от вида бегонии. Оптимальная температура для выращивания бегонии в летний период не должна превышать 20 градусов, в зимний - около 18 градусов. Бегония – светолюбивое растение, которое боится воздействия прямых лучей солнца. Род включает в себя более 800 видов, которые произрастают в тропиках и субтропиках Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Мадагаскар. Размер этих травянистых растений варьируется от 5-10 сантиметров до 2-3 метров. Могут жить и в природе. В естественных условиях бегонии растут в расщелинах скал, на корнях старых деревьев.
Если растение растет в своей среде обитания, оно не только выживает ,но и размножается.
Растения называют путешественниками. Почему? Как размножаются растения? (черенками, клубнями, усами , корневищами)
9)Игра «Назови-ка!»
Способы размножения растений (человек, ветер, животные)
10) Закрепление.
А сейчас, ребята, послушайте внимательно сказку, но она не простая, а экологическая.
По лесу с корзинкой шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик
часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот мальчик вышел на опушку и увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел когда-то белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
- Какие чувства, ребята, вызвала эта сказка? (жалость, боль, печаль)
- А мог бы мальчик поступить по-другому? (Конечно)
- Как бы он мог поступить, если ему хотелось отметить дерево? (привязать платок, тряпочку)
-Можно ли так относится к природе?
-Какую пользу приносят растения человеку? (лекарственные травы, культурные растения)
Какие лекарственные растения вы знаете? . Как вы думаете какую пользу приносит?
-Как человек защищает редкие виды растений и животных?
-Что вы знаете о Красной книге?
-Есть ли растения ,которые у нас в Казахстане занесены в Красную книгу?
Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Казахстане животных, растений и грибов. Включает в себя 373 вида растений,13 видов грибов и 1 лишайник.
Страницы Красной книги разного цвета: красные, черные ,желтые ,серые, зеленые и белые .Черные страницы –рассказывают о тех растениях и животных ,которые уже исчезли и больше никогда не возродятся.
Чтобы этого не произошло ,мы должны любить, изучать и охранять природу в полную силу. Надеюсь ,что наше путешествие было познавательным и увлекательным и не сложным. Мы сейчас проверим .
Подведение итогов урока.
1.доске записаны слова. Их надо поставь последовательно по мере развития растения.
Корень- стебель- листья- цветок- плоды - семена.
деревья – кустарники – травянистые растения Ваша задача перенести это растение в колонку .
Деревья Кустарники Травы
Составь кластер Жизнь растений НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ для ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Работа по рисунку учебника стр 64
Обобщение.
а) - Растения необходимы для человека. Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота.
Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.
Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.
Посмотрите, как выглядит лес нетронутый человеком. (иллюстрация)
Мы совершили путешествие в Царство растений .Там свои законы и свои порядки мы можем только оставить свои пожелания жителям ?
(пожелания детей)
Рефлексия. Оценивание.
Домашнее задание составить рассказ о том, что губительно действует на растения. Стр 63-64. Узнать из текса учебника «Что нужно растениям», ответить на вопросы.