Защита прав ребёнка

Обоснование выбора темы семинара объясняетсяеё актуальностью, так как сегодня вопросы защиты прав детства являются проблемными не только для российского общества, но и для мирового сообщества в целом. Кроме того, знание законодательно -правовой базы международного и российского уровней по защите прав детства необходимо будущим медицинским специалистам в их практической деятельности.

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Норильский медицинский техникум»





Методическая разработка

учебного занятия по учебной дисциплине

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



Преподаватель Т.С. Сычева


















Тема. Защита прав ребёнка.

Тип учебного занятия-изучение нового материала.

Форма проведения-проблемный семинар.

Цели учебного занятия:

  1. Образовательные-проанализировать основные нормативно-правовые документы по правам ребёнка международного и российского уровней, рассмотреть положение в современной России, определить пути решения проблем социального сиротства идетской беспризорности.

  2. Учебные – формировать у студентов навыки самостоятельной работ, приёмы рассуждения, доказательства, аргументации собственного мнения, уметь выделять главное, делать выводы,т.е. развивать мыслительно-познавательную деятельность, монологическую речь,познавательный интерес путём привлечения дополнительной литературы.

  3. Воспитательные – воспитание гражданской ответственности, законопослушности, уважение к правам ребёнка, милосердия, гуманности, толерантности.

Обоснование выбора темы семинара объясняетсяеё актуальностью, так как сегодня вопросы защиты прав детства являются проблемными не только для российского общества, но идля мирового сообщества в целом. Кроме того, знание законодательно -правовой базы международного и российского уровней по защите прав детства необходимо будущим медицинским специалистам в их практической деятельности.

Способы активизации учебной деятельности:

  • составление алгоритма рассуждения по пробному заданию;

  • опережающие задания по вопросам семинара;

  • интервьюирование;

  • оформление наглядности в виде стендов « права ребёнка», «дети улицы», плакаты по теме;

  • демонстрация видеозаписи по отдельным проблемам семинара.

Оборудование урока: опорные конспекты, законодательно-правовые документы: Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав исвобод человека и гражданина, Конвенция ООН о правах ребёнка, Семейный Кодекс РФ, мультимедийный проект, компьютер, экран.

Цель семинара: Проанализировать основные нормативно-правовые документы по правам ребёнка, рассмотреть положение детей в современной России, определить пути решения проблемы социального сиротства и детской беспризорности.

План.

  1. Международные нормативно-правовые документы по защите прав детства.

  2. Российская правовая база по правам ребёнка.

  3. Положение детей в Российской Федерации - проблемы и действительность.

  4. Мероприятия российского государства и правительства, направленные на защиту прав несовершеннолетних.

Проблемные задания:

  1. Определить проблемы детства.

  2. Определить пути решения проблемы социального сиротства и детской беспризорности.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент

Преподаватель. Уважаемые студенты! Для подготовки к семинару вам была предложена дополнительная литература нормативно-правовые документы, энциклопедический материал, вы работали со СМИ, Интернетом, посетили МУ «Детская городская больница» и детский дом, встретились с представителями органов опеки и попечительства, т.е. проделали большую подготовительную работу. На семинаре предполагается групповая форма работы, группы сформированы на добровольных началах, определены консультанты, которые будут руководить работой групп, ряд студентов высказали желание готовить сообщения. Уважаемые участники! Хочу напомнить,что каждый из вас имеет право свободно высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, но соответственно выобязаны правильно воспринимать чужие аргументы и быть способным признать ошибочность своих мыслей и идей.

  1. Мотивация выбора темы семинара

Обоснование выбора темы семинара объясняется её актуальностью, так как сегодня вопросы защиты прав детства являются проблемными не только для российского общества, но и для мирового сообщества в целом. Кроме того, знание законодательно- правовой базы международного и российского уровней по защите прав детства необходимо будущим медицинским специалистам в их практической деятельности.

  1. Изучение темы семинара.

1.Работает первая группа студентов под руководством консультанта.

Консультант докладывает, что группа составила свой план по первому вопросу семинара:

-Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина.

-Общая характеристика Конвенции ООН о правах ребёнка.

-Анализ статей Конвенции ООН о правах ребёнка.

-Обеспечение контроля за соблюдением основных положений конвенции.

Студенты делают сообщения по вопросам плана, к работе подключается вся группа обучающихся, они вносят дополнения и поправки, идёт обсуждения ряда статей Конвенции ООН о правах ребёнка. Особенно студенты обращают внимание на ст.32-34, в которых говорится о недопустимости сексуального насилия, жестоком обращении с детьми. Они выносят свой вердикт насилию, приводят статистические данные согласно опросу россиян по данной проблеме. Активность студентов проявилась при рассмотрении вопроса об обеспечении контроля за соблюдением основных положений Конвенции. Они свободно сопоставляют статистику по России с другими экономически развитыми странами по проблемам детства.

В итоге дискуссии был сделан вывод: проблема нарушения прав детей и необходимость их защиты имеет место во всех регионах мира независимо от социально-экономического уровня страны.

  1. По второму вопросу семинара работает следующая группа студентов во главе с консультантом. Консультант предлагает составленный план рассмотрения второго вопроса семинара и отмечает, что в Российской Федерации принят целый ряд законодательных актов в отношении прав детей. Это :

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка РФ»;

  • Закон « Об образовании» ;

  • Семейный кодекс РФ.

Работа группы начинается с анализа Конституции РФ. Студентка делает выступление, в котором отмечает, что с момента рождения ребёнок взят под охрану государства и обладает правами:

  • Жить и воспитываться в семье

  • Общаться с родителями и другими родственниками

  • Выражать своё мнение

  • Право на имя, фамилию,отчество

  • Изменение фамилии и имени

  • Право на имущество

  • Право на образование

  • Право на медицинское обслуживание

Студент акцентирует внимание на ст. 41 Конституции РФ, согласно которой, граждане России имеют право на медицинскую помощь. Отмечается, что дети, граждане России, имеют право на бесплатное обслуживание и даётся перечень видов бесплатной медицинской помощи. Все студенты работают со статьёй 41 Конституции РФ и делают добавления, что ВИЧ – инфицированные, больные СПИДом и при наличии других заболеваний получают бесплатную медицинскую помощь. Далее группа работает со ст.43, согласно которой каждый имеет право на образование.

В заключении студенты делают вывод, что бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться ограничениям вопросов в получении образования. Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из нищеты, в борьбе за выживание на улице, рабского труда и невежества. Студенты приводят примеры, ведут дискуссии.

Консультант предлагает рассмотреть следующий важный документ – это Семейный Кодекс РФ.

Вопрос: при ответе обратите внимание, что нового внёс Семейный Кодекс РФ в вопросы правовой защиты детства?

Студенты перечисляют изменения в Семейном кодексе РФ. Студентка добавляет, что к числу приоритетных направлений в СК относится повышение административно-правовой ответственности охраны материнства и детства, профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав.

Далее группа обсуждает законопроект, принятый Государственной Думой в отношении злостных неплательщиков алиментов, говорят о повышении ответственности судебных приставов.

На основании выступлений студенты вводят первую проблему, как путь решения проблемы социального сиротства и детской беспризорности.

  1. Создать единую базу данных по неплательщикам элементов. Повысить ответственность судебных приставов. Создать Фонд, который будет выплачивать алименты в период розыска лиц уклоняющихся от уплаты с последующим взысканием с их расходов. ( Запись на доске).

Группа студентов, работающая по второму пункту плана семинара переходит к анализу и обсуждению статей СемейногоКодекса РФ (ст.56, ст.156, ст. 69, ст.70, ст.79, ст.121 и другие). На основании анализа статей учащиеся делают вывод (сегодня этот вопрос обсуждается и в Государственной Думе), что система органов опеки и попечительства требует реформирования. Студенты выводят вторую проблему, как путь решения проблемы социального сиротства и детской беспризорности.

  1. Повысить ответственность органов опеки и попечительства. Готовить высококвалифицированных специалистов для работы в этой структуре. (Запись на доске).

Консультант продолжает руководить работой группы и предлагает проанализировать таблицу.

Права ребёнка в России

Возраст

ребёнка

Прав, соответствующие данному возрасту

С момента рождения

Гражданство. Право на имя, отчество, фамилию. Право на пособие: единовременное и ежемесячное.

С 3 лет

Быть принятым в детский сад.

6-7 лет

Поступление в школу.

Ребёнок вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

10 лет

Учёт мнения решения вопросов :

  1. Об усыновлении

  2. Об изменении его имени и фамилии

  3. О передаче ребёнка в приёмную семью

11 лет

Разрешается определение ребёнка в спецшколу, воспитательное учреждение

14 лет

Приём на работу для выполнения лёгкого труда в свободное от учёбы время с согласием одного из родителей.

Ребёнку вручается паспорт гражданина РФ.

Наступает частичная уголовная ответственность.

Он может распоряжаться своим заработком .

Устанавливается попечительство над ребёнком.

Ребёнок в праве самостоятельно обращаться в суд.

15 лет

Разрешается поступление ребёнка на работу с определёнными льготами.

16 лет

Возможность на вступление в брак по разрешению органов местного самоуправления, мажет быть объявлен полностью дееспособным по решению суда.

18 лет

Совершеннолетие, полная дееспособность


После анализа таблицы делается вывод, что по мере взросления и достижения определённого возраста ребёнок приобретает различные категории прав.

Консультант подводит итоги работы группы: группа справилась с поставленной задачей, студенты рассмотрели основные документы российской законодательно-правовой базы по правам ребёнка, на основании документов определили меры по их защите, составили таблицу по правам детей согласно их возрастного ценза, а также предложили пути решения проблем социального сиротства и детской беспризорности.

  1. По третьему вопросу семинара работает следующая группа студентов так же под руководством консультанта. Он так же предлагает составленный план рассмотрения второго вопроса семинара:

- Общая характеристика положения детей в современной России.

- Качественных и количественных параметров сиротства в РФ.

- Положение детей в МО г. Норильск.

- Ребёнок и детский дом.

В ходе работы по третьему вопросу студенты отрабатывают понятия: детство, демографический кризис, социальное сиротство, скрытое сиротство, безнадзорный, беспризорность, суммарный коэффициент рождаемости.

Студенты переходят к анализу таблицы «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ».

На основании анализа таблицы и выступлений студента учащиеся предлагают пути решения проблемы социального сиротства детской беспризорности:

-Создать единое ведомство по контролю за детской беспризорностью.

-Развитие института приёмной семьи и патронатного воспитания.

-Создание центров постинтернатной адаптации- содействие в получении жилья, трудоустройстве, помощь молодым матерям, создание среды общения.

Преподаватель предлагает выполнить проблемное задание: на основании выступления однокурсников, и проделанной работы определите проблемы детства, существующие в современной России. Студенты выводят проблемы детства и делают обоснование предложенных вариантов ответов.

Проблемы детства.

  1. Проблема здравоохранения и детской смертности.

  2. Безнадзорность и беспризорность.

  3. Вовлечение детей и подростков в пьянство и наркоманию, высокий уровень детской преступности.

  4. Социальное положение российских детей. Доступность детских садов, товаров, услуг, необходимых для физического и умственного развития.

  5. Вопросы нравственного воспитания и образования, те ценности, которые им предоставляет масс-медиа.

Консультант подводит итоги работы группы: группа работала согласно составленного плана, все вопросы подробно рассмотрены, предложены путирешения проблем социального сиротства и детской беспризорности.

Студенты переходят к рассмотрению последнего вопроса семинара: «Мероприятия российского государства и правительства, направленные на защиту прав несовершеннолетних».

Работу группы возглавляет консультант. Он анализирует основные документы по защите прав ребёнка за последние 2 года и делает вывод о том, что в ходе работы учащиеся в основном коснулись проблем положения российских детей. Но надо сказать, что Российское общество и государство берёт на себя мужество и заявляет об этой проблеме. И заявляет, что ни одного беспризорного в России быть не должно.

15 июля 2009 г. был принят закон, усиливающий уголовную ответственность за преступления против несовершеннолетних, в том числе за педофилию. (Просмотр сюжета). Но, не смотря на ужесточение законов о педофилии, Российские законы, по сравнению с законами Западной Европы и США, очень мягки. Фактически педофилы, осуждённые в России с учётом амнистии, отбывают наказание в местах лишения свободы в течении 3-4 лет, во Франции - 30 лет, а в США от 25 и более.

Студенты добавляют, что кроме тех мер, которые принимает правительство за последнее время, увеличилась активность и простых граждан. Это волонтёрская и благотворительная деятельность в пользу детей. Создаются замечательные сайты и телепередачи, в которых рассказывается о проблемах детей. Группа студентов делает вывод : мы сегодня говорили о проблеме сиротства и защите прав детей, но причины этих проблем очень глубоки, они существуют не только в Российском обществе, но и в высокоразвитых странах. И сменится ещё не одно поколение, прежде чем мы сможем быть уверены, что наши дети защищены законом и обществом.

V.Рефлексия

  • Что заинтересовало вас сегодня на семинаре?

  • Как вы оцениваете свою работу?

  • Где могу пригодиться знания, полученные сегодня на занятии?

  1. Подведение итогов работы семинара преподавателем:

  1. Вы достаточно глубоко изучили тему семинара, законодательно правовую базу международного и российского уровней по вопросам защиты прав детства, смогли самостоятельно выделить и проанализировать статьи по данной проблеме, сделать выводы.

  2. Консультанты на протяжении всего времени руководили работой своих групп и надо сказать, что работа групп была слаженной, т.е. вы успешно взаимодействовали друг с другом. Все вопросы плана достаточно подробно освещены.

  3. Отмечаю работу по привлечению регионального компонента, т.е. вы не просто работали по вопросам семинара, а изучали состояние дел по вопросам защиты прав детства в вашем родном городе.

  4. Отмечаю так же работу со СМИ, интернетом, составление презентации, запись и монтаж видеосюжетов, отслеживание изменений в правовой базе.

  5. Обозначенные проблемы вами были решены, вы смогли на основании выступлений однокурсников и самостоятельной работы определить проблемы детства и составить алгоритм рассуждения по вопросу « Пути решения проблем социального сиротства и детской беспризорности».

Поэтому считаю, что с предложенной работой вы справились. Цели, поставленные на семинаре, достигнуты.

Все студенты имели возможность выступить, оценены все участники учебного занятия, оценки прокомментированы.

Сохранить у себя:
Защита прав ребёнка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки