"Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков" (технологическая карта урока математики в 1 классе)

Технологическая карта урока математики в 1 классе по программе "Школа России"

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Учитель: Бажина Наталья Валерьевна


Предмет: Математика


Класс: 1 класс


Тема: Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.


Тип урока: урок систематизации знаний


Вид урока: практический


Цель: закрепить навыки сложения и вычитания +-1, + -2, + - 3; познакомить со способами сравнения отрезков.


Задачи урока:

  • образовательная - в результате анализа чертежа закреплять умения сравнивать длины отрезков.

  • развивающая – развивать умение пользоваться линейкой, измерять длины отрезков и сравнивать их; принимать и выполнять учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, умение анализировать полученную на уроке информацию и применять знания в повседневной жизни;

  • воспитывающая - воспитывать интерес к математике, уважение к окружающим, к природе.


Методы обучения: словесные (фронтальный опрос, объяснение, беседа); наглядные; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.


Приёмы обучения: речь учителя, текст учебника, наглядность, ИКТ.


Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные, технология развивающего обучения, технология сотрудничества.


Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная.


Планируемые результаты:

  • предметные

- в результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида + - 2, +- 3;

- в результате практических действий измерять и сравнивать длины отрезков;

  • метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

- сравнивать предметы;

- искать разные способы поставленной задачи;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения

  • личностные

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий


Оборудование урока: экран, компьютер, проектор, колонки, презентация с игрой, музыка для физкультминутки, иллюстрации (ульи – состав числа, цветы – цепочка, пчёлка), карточки, бумажные полоски (отрезки) в конвертах, 2 ниточки – красная и зелёная, шкатулка с зеркалом, учебники «Математика» М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, ч. 1, с. 108



Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые ЭОРы

Формируемые УУД

Время этапа

Организационный момент


Дидактическая задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Сегодня урок необычный у нас

Важные гости пришли к нам в класс.

Ребята, давайте посмотрим на них, улыбнёмся

И за работу дружно возьмёмся.


Включаются в деловой ритм урока.


Личностные:

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Придерживаться выполнений правил на уроке.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

1 мин.

Мотивация учебной деятельности


Дидактическая задача: обеспечение мотивации

- Прежде чем мы начнём работать, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный на сегодняшнем уроке?” 

- Давайте в конце урока посмотрим, верны ли были наши предположения.
- У меня есть один сказочный предмет: волшебный цветочек. Он поможет нам увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире. Но пока этот секрет я вам раскрыть не могу. Об этом вы сможете узнать только в конце урока.

- Ребята , кого мы можем увидеть на полянке у цветочков?

- Тогда отгадайте загадку:

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …

- А вы знаете кто такие пчелы?

Пчелы – это насекомые, которые очень любят трудиться. Они целый день летают и собирают с цветов нектар, затем приносят его в улей (дом пчел), где укладывают его в соты. А из нектара потом получается сладкий, полезный мед!

- В гости к нам сегодня прилетела пчёлка. Она такая же труженица. Давайте поможем пчёлке насобирать нектар в ведёрко. Наша гостья хочет посмотреть, как вы умеете считать, решать примеры и задачи.

  1. Игра засели улей


- Давайте покажем пчёлке как мы знаем состав чисел. У каждого улья свой номер. Заполним пустые окошечки в ульях. Отлично справились с этим заданием. У пчёлки ведёрко пополнилось нектаром.

2. «Цепочка»

- Пчёлки весь день трудятся, летают от цветочка к цветочку, собирают вкусный нектар.

- Давайте также, как пчёлки, полетаем от цветочка к цветочку и решим цепочку.





- Отлично справились, помогли пчелке собрать нектар с цветочков.


- учитель, ученики,…













- Бабочек, стрекоз, птичек, пчёлок,….




- Пчела




- Это насекомые.

















( у доски заполняют пустые окошечки в ульях)






(решают примеры у доски)



















шкатулка с зеркалом внутри, оформленная в виде цветочка
















картинки – улей, соты, баночка с мёдом






на доске пчёлка









Личностные:

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.


Регулятивные:

Придерживаться выполнений правил на уроке.

Формировать умение настраивать себя на продуктивную работу.


Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками, отвечать полным ответом.


Познавательные:

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.


5 мин.

Актуализация знаний


Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности



- Ребята, однажды наша пчёлка попала в беду. Злой паук сплёл для неё паутину и наша пчелка в ней запуталась. Но пчелки-подружки пришли к ней на помощь, не оставили её в беде. Они разрезали паутину ножницами. Посмотрите, какие отрезанные части паутины получились. Давайте попробуем сравнить эти части.


- Посмотрите и скажите, какая ниточка длиннее?


- Как вы это определили ?


-Каким ещё способом можно сравнить ниточки?







- А каким ещё способом можно воспользоваться?








- Ребята, догадались ли вы, какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы сегодня будем делать?












- Зелёная



- На глаз


-С помощью линейки (выходят два ученика и измеряют ниточки линейкой, говорят какая из них длиннее).


- Наложить одну ниточку на другую(один ученик выходит к доске, накладывает одну ниточку на другую, говорит, какая ниточка длиннее)


- Сравнивать отрезки.

нитки

Личностные:

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Регулятивные:

Придерживаться выполнений правил на уроке.

Формировать умение настраивать себя на продуктивную работу.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками, отвечать полным ответом.

Познавательные:

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.


5 мин.

Первичное закрепление


Динамическая задача: на практике использовать изученные способы сравнения отрезков

- У вас у каждого на парте в конвертиках со смайликом находится 2 отрезка. Достаньте их.


- Какой отрезок длиннее?


- Почему так решили?



- Как проверить, не ошиблись ли мы?






- И что получается?



- Давайте измерим свободный конец отрезка. Чему он равен?


- Какой вывод можем сделать о том, какой отрезок длиннее и на сколько?



- Мы с вами вспомнили 2 способа сравнения отрезков: «на глаз» и наложением. Так?


- Есть ли еще способ?





- Как мы можем их измерить и сравнить?

- Как правильно измерить отрезок?







- Измерьте отрезки и скажите, какова их длина.

- Да, красный отрезок – 5см, а синий – 8 см. (Записывает со слов ученика.)


- Как узнать разницу? Скажите.




- Какой вывод можем сделать?




- Все изученные способы мы вспомнили?





- Синий


- Это видно на глаз


- Наложить один отрезок на другой , чтобы начало совпадало.



- синий отрезок длиннее


- 3 см



- синий отрезок длиннее, чем красный на 3 см.


-да




- да, с помощью линейки




- Надо приложить цифру 0 на линейке к началу отрезка и посмотреть, над какой цифрой окажется его конец.

Измеряют.








- Надо из большего числа вычесть меньшее.


- Синий отрезок длиннее красного на 3 см.


- Да

Конвертики с отрезками

Личностные:

Использовать и обогащать личный опыт учеников. Развивать познавательную активность учащихся.

Регулятивные:

Искать пути решения учебной задачи.

Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения действий.

Обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов.

Коммуникативные:

Формировать умение работать вместе.

Познавательные:

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

5 мин.

Физкультминутка


Динамическая задача: смена деятельности

- А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть.




Наша пчёлка потянулась,

Раз нагнулась,

Два нагнулась

Крылышками повела

Нектар пчёлка не нашла

Чтобы ей нектар достать

Надо на носочки встать.


(повторяют движения за учителем)

компьютер

Личностные:

Развивать личную ответственность за свое здоровье.


Регулятивные: уметь переключать внимание.

1 мин.

Обобщение усвоенного. Применение знаний в новой ситуации


Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

- Откройте учебник на с.108, чему мы должны научиться сегодня на уроке?



- Назовите три способа сравнения отрезков



- В каком случае нельзя сказать, на сколько один отрезок длиннее или короче другого?


- Покажем пчёлке, как мы умеем работать с отрезками?


2 (устно)

- Читаем задание. Как мы это можем объяснить?








- Задание №1.

- Прочитаем задание. Давайте измерим отрезки в учебнике.



- Чему равен розовый отрезок?


- Начертим отрезок такой длины в тетради. Раз это отрезок, поставим точки. Подпишем, чему равен этот отрезок.


-Чему равен голубой отрезок?


- Начертим отрезок такой длины в тетради. Раз это отрезок, поставим точки. Подпишем, чему равен этот отрезок.



- Что можно сказать про длины этих отрезков?






-А как узнать, на сколько, розовый отрезок длиннее синего, а синий короче розового?



- Давайте измерим. Сколько сантиметров оставшаяся часть?

- Каким ещё способом можно узнать на сколько синий отрезок короче розового?


- А сейчас мы поиграем с пчёлкой. Она предлагает вам решить примеры. Вы будете записывать только ответ в тетради.



8 «Логическая разминка»

- Кто из зверей очень любит мёд?


- И вот однажды на день рождения к лисе медведь так торопился , что пришёл позже, чем заяц, а волк – раньше, чем заяц. Кто пришёл на день рождения к лисе первым?

- Измерять и сравнивать отрезки


- На глаз, наложением, по линейке


- На глаз








- Можем мысленно провести линию, увидеть оставшуюся часть длинного отрезка и измерить его длину






- 10 см


(чертят отрезок)





- 9 см



(чертят отрезок)





- розовый отрезок длиннее синего, синий отрезок короче розового



- мысленно проводим линию, видим оставшуюся часть и измеряем её.


- 1 см

- 10-9=1 см





5 7 4 5 9 5






- Медведь



- Первым пришёл волк, затем пришёл заяц и последним пришёл медведь.




учебник






























































компьютер









картинка на доске

Личностные:

Понимать причины успешного выполнения задания.


Регулятивные:

Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения действий.

Обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов.


Коммуникативные:

Строить связное монологическое высказывание.



Познавательные:

Ориентироваться в учебнике.

10 мин.

Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности учеников


Дидактическая задача: подвести итог работы.

- Ребята, давайте подведем итог, как же мы можем сравнивать отрезки?






- Умение измерять отрезки пригодится вам в жизни?


- Мы можем сравнивать отрезки «на глаз», наложением и с помощью вычисления.


- Да, ведь мы сможем измерить хоть что! Например, когда будем что-то мастерить.


Личностные:

Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, делать выводы.


Регулятивные:

Определять степень успешности работы.


Коммуникативные:

Строить связное монологическое высказывание. Умение слушать и дополнять ответы одноклассников.


Познавательные:

Систематизировать материал

1 мин.

Рефлексия


Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Давайте оценим свою работу на уроке

- поднимите красный карандаш те, кто считает, что вы научились сравнивать отрезки и можете помочь другим;

-зелёный карандаш: вы считаете, что научились сравнивать отрезки, но вам ещё нужна помощь;

-синий карандаш: вы считаете, что было трудно на уроке, и вам требуется помощь

- Сейчас пришло время заглянуть в волшебный цветочек, а потом скажете мне кто же был самым важным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое в шкатулке каждый видит себя).

- Вы удивлены? Кого ты увидел? А кого ты увидела?

- Каждый увидел сам себя, потому что каждый из вас сегодня на уроке был главным, важным и я увидела себя. Без вас учеников и без учителя сегодня урок не состоялся бы. Вы потрудились, как пчелки, получил новые знания. Помогли пчёлки набрать полное ведёрко нектара.


- Пчёлка приготовила для вас угощение. Вот такие сладкие цветочки. Ей очень понравилось, как вы работали. Молодцы!


Поднимают карандаши


































Сладости-цветочки



Личностные:

Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, делать выводы.


Регулятивные:

Определять степень успешности работы.

2 мин





Сохранить у себя:
"Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков" (технологическая карта урока математики в 1 классе)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки