Заглавная буква в словах

  • Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

    Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Содержимое разработки

Тема: "Заглавная буква в словах".

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока:

учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);

Электронное приложение к учебнику; презентация; рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); компьютер, проектор, экран.



Ход урока




I. Организационный момент. СЛАЙД 1

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы за парты тихо сели

И на вас все посмотрели.

- Ребята, скажите, с каким настроением вы шли сегодня в школу? (ответы детей)

- Пусть хорошее настроение поможет вам совершить открытия на этом уроке.



II. Подготовка к работе на основном этапе.

  1. Минутка чистописания.

-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

Пальчиковая разминка.

- Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики (упражнение «Заготавливаем капусту»)



- Откроем тетради.

Я свою тетрадь открою,

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!




- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

ГРОЗА - дождь

ЛУНА - ночь

СОЛНЦЕ - ?

(СОЛНЦЕ - день, пишем букву «д») СЛАЙД 2




- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.

- Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)




- Сейчас мы напишем красиво, знакомую нам букву Д. СЛАЙД 3

Пишем букву «Д» в соединении с гласными «е», «и», «у». СЛАЙД 4



2. Актуализация знаний. СЛАЙД

- А сейчас вспомним всё, что мы уже знаем.

  • Алфавит

  • «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:

Когда мы с вами говорим, то произносим ...(речь).

Речь состоит из ...(предложений).

Предложения делятся на ...(слова).

Слова можно разделить на ...(слоги).

Слоги состоят из ...(звуков).

Звуки делятся на 2 группы: на ...(гласные и согласные).

На какие две группы можно разделить согласные?

Назовите буквы, которые составляют пары по звонкости - глухости.

Третья буква в алфавите (В)

Сколько слогов в слове ребята (3)

Какая гласная в русском языке всегда стоит под ударением? (ё)

Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Предыдущая в алфавите букве Я? (ю)

Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (Ъ,ь)

  • Звуко–буквенный анализ слова ДЕНЬ СЛАЙД 5

  • На доске записана пословица)

Хорошая книга — луч…й друг.

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

В слове луч­ший — ШИ. Сочетания ЖИ—ШИ пишем с буквой И.} .

— Какой звук слышится на конце слова друг? ([К].}

— Какую букву нужно писать в этом слове? Докажите.

— Как это можно проверить? (Нужно изменить слово: друг — друга. В слове друга перед гласным А слышится звук [Г] и пишется буква Г. Значит, и в слове друг на конце пи­шется буква Г.)



II. Усвоение новых знаний и способов действий

1) - Что вы любите больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Надя, а сейчас как зовут?

Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа).

Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. СЛАЙД

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).



- Так почему же я написала с большой буквы, Серёжа с маленькой, а Юля тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на этот вопрос нам поможет наш урок.

III. Реализация построенного проекта. СЛАЙД 6

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. Откройте учебник на с.122.

Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга.



- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель).

- Для чего нужны заглавные буквы? ( Чтобы писать первое слово в предложении, фамилии, имена, отчества, географические названия.)

1. Работа по учебнику. СЛАЙД 7

Упр. 1 (с. 122)

- С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

- Прочитайте группы слов.

- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?

- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Физминутка



2. Словарная работа

- Назовите главный город нашей страны. СЛАЙД 8

- Что вы знаете о Москве? Расскажите.(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место. СЛАЙД 9

- Придумайте предложение с этим словом.



-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов. (Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных).

- Назовите посёлок, в котором мы живём. (Тургенево)

- Кто знает происхождение названия нашего города?

- Запишите название нашего посёлка. Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать это слово.

Электронная физминутка для глаз. СЛАЙД 10

IV. Первичная проверка понимания

- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Надя, а теперь называют Надежда. Это что – разные имена?

- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

Работа в парах

Учебник с.123, упр.2

- Прочитайте. Обсудите задание в парах.

- Подберите к полному имени сокращённое.

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена.

Выполняем упр. 75 из рабочей тетради.

Проверка с помощью ЭОР: «упражнение из рабочей тетради». Самопроверка.

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?



VI. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

- Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.



  1. Работа в парах. Слайд 11



Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор Игоревич

Василий Алексеевич

Алексей Юрьевич

Ирина Викторович

Юрий Васильевич

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).

Проверка. Слайд12

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.)

- А сейчас отвечать будет Артём (в классе два Артёма)

- А почему никто не поднялся, чтобы ответить? А как я обращаюсь к мальчикам, что называю?( имя и фамилию)

- А как называют людей с одинаковыми именами?( «тезки»)

- Кого так можно назвать в нашем классе?



- Напишите свое имя, отчество и фамилию. Проверка.

- Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.



2. Беседа

У многих из вас есть животные. Давайте вспомним, как их зовут. (Учащиеся называют клички своих домашних питомцев.)

Люди дают имена (клички) своим маленьким друзьям, как бы выражая тем самым свою любовь к ним. И в деревнях коро­вам-кормилицам часто дают имена. А вот овцы клички имеют реже или вовсе не имеют, как и куры. Петуха чаще всего на­зывают Петя (Петя-петушок). Иногда люди приручают ворона и называют его Карлом, Карлушей, потому что ворон каркает.

Кошка Маришка,

Щенок Дружок,

Цыплёнок Пушок,

Корова Бурёнка

Коза Найдёнка,

Поросёнок Хрюша

И бычок Гаврюша.

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной.

Упр.4 с. 61 в Р. т. Проверка.

VII. Этап обобщения и систематизации знаний

- И последнее задание на сегодня.



- Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объясните их написание. СЛАЙД 12



Школа.

В деревне Ильинка новая школа. Утром Вера Павлова и Андрей Петров идут туда. После уроков Саша убрал класс. Ребят ждёт собака Дружок.



- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Кто уже не ошибается в написании фамилии, имён и отчеств людей?



VIII. Итог урока



1. Рефлексия

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 13.

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

  1. Итог урока

Оцените свою работу на уроке: кто считает, что работал отлично - поднимите руки вверх и похлопайте; кто считает, что работал хорошо - покажите большой палец; кто считает, что работал плохо - разведите руками в стороны.



Сохранить у себя:
Заглавная буква в словах

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки