Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Возвратное местоимение себя (6 класс)
Учитель: Кистерская Л.Н.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: путешествие.
Форма урока: комбинированный.
Метод: частично-поисковый.
Цель урока:
1) образовательные: ознакомление учащихся с лексическим значением возвратного местоимения СЕБЯ и особенностями его склонения и употребления в речи, повторение изученного о местоимении, формирование умения употреблять местоимение себя в нужной форме, совершенствование орфографических и грамматических умений.
2) развивающие: развитие умения формулировать определение понятий, выражать свои мысли, воспринимать информацию и усваивать её; обогащение словарного запаса учащихся.
3) воспитательные: воспитание интереса к родному языку, ценностного отношения к слову.
Планируемые результаты:
1) личностные: осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово;
2) метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других;
познавательных:
строить рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи;
извлекать информацию;
осуществлять анализ и синтез;
перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять план, схему);
коммуникативных:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою;
высказывать свою точку зрения и обосновывать её;
создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействовать с учащимися в группах, парах.
3) предметные:
правильно писать слова с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарем;
производить разные виды разборов;
создавать связные устные и письменные высказывания на грамматическую тему.
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
групповая
парная
индивидуальная
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
Структура урока:
Мотивационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. Выявление затруднения: в чем сложность материала, что создает проблему, поиск противоречия.
Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Физ. минутка.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия):
самооценка;
самоанализ;
информация о домашнем задании (комментирование);
выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | ||
1. Мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Придумано кем-то просто и мудро И каждый становится добрым, доверчивым. Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. Не забывай те работать с листами самооценки и "светофорами". |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные .Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | ||
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. | - Запишите число, классная работа. 1.Фронтальный опрос по повторению: - Прослушайте отрывок из песни "Родина"в исполнении Софии Ротару на стиха Р.Рождественского и выпишите личные местоимения: Я, ты, он, она, Вместе- целая страна. Вместе- дружная семья В слове «мы»- сто тысяч «я»… Над тобою солнце светит, - Понравилась ли вам песня? О чем в ней поётся? - Кто представляет дружную семью нашей Родины? - Какие местоимения вы выписали?
- Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы продолжаем путешествие в страну, которая называется Местоимение. А теперь вас ждет работа в парах (по рядам): 1 ряд - что обозначает местоимение? 2 ряд - назовите морфологические и синтаксические признаки местоимений; 3 ряд - какие разряды местоимений по значению вы знаете? - А теперь побываем в городе Личное местоимение. Что вы узнали о нем? Отгадайте загадки(проверка по эталону): В каком местоимении два звука, но буква одна?(я) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?(ямы) Сколько личных местоимений в слове семья?(семь Я) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте (якорь). Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ (тыква) 2. Работа в группах:
Я люблю, страна, твои просторы,
- Какой темой объединены эти пословицы? (темой дружбы).
3. Индивидуальная работа (в классе): - найдите в толковом словаре значение слова возвращать , выберите то значение, в котором употребляются глаголы из пословиц, и запишите.(словарь Ушакова: Возвращать
4. Сообщение о возвратных глаголах. (Глаголы с суф. ся и сь называются возвратными, потому что обозначают действия, которые возвращаются на самого себя. Эти суффиксы отличаются от других суф. тем, что могут стоять после всех морфем. Например, учишься.) 5. Проблемный вопрос: что общего и чем отличаются данные слова? Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ Улыбаюсь Стираюсь Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно. В третьем столбике возвратное местоимение.
- Откуда же взялся суффикс ся у глаголов? История языка поможет разобраться в этом вопросе: обратимся к учебнику на стр.67: в древности было 2 возвратных местоимения: себя и краткая форма- ся. Она осталась и стала употребляться как частица при глаголе и писалась раздельно. Со временем окончательно потеряла самостоятельность и превратилась в часть слова- суф. ся. Единственным возвратным местоимением в русском языке осталось себя.
6 - Как назовем тему урока? Какие цели будем ставить и решать? (В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя? Как оно изменяется? Где оно употребляется?) - Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный» и синонимы. (Записываем на доске и выделяем корни) - Что происходит в корнях этих слов? Вы заметили? ( Чередование) - Как вы думаете, почему местоимение получило такое название? (Ответы детей)
| Записи в тетради. Ответы на поставленные вопросы. Записи в тетрадях. Коллективная работа Чтение пословиц и объяснение их смысла. Записи в тетрадях. Чтение статьи словаря. Устное сообщение. Записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | ||
4. Усвоение новых знаний. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала. 5. Физ. минутка. 6.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Закрепление изученного материала. Включение в систему знаний и умений. |
7. Знакомство с городом Возвратное местоимение себя. - Что вы можете уже сказать о нем? На что указывает оно? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
8.Сравнительный анализ. Что вы заметили? На что указывает мест. себя и суф. ся? слайд 11 Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой. (человек, совершающий действия, возвращает или направляет это действие на себя). (Я беру мяч и бросаю ученику, а тот - мне) . Вы поняли, что значит возвращать действие? Возвратное местоимение себя имеет и другие особенности. Какие, сейчас узнаем. 9. Проведем физзарядку. 10. Просклоняйте местоимение себя (см. упр.440). Что вы заметили? (проверка по эталону) И.п. - - - Р.п. (кого?) себя Д.п. (кому?) себе В.п. (кого?) себя Т.п. (кем?) собой (-ою) П.п. (о ком?) о себе 11. Синтаксическая функция: чем является возвратное местоимение себя в предложении (чаще всего выполняет роль дополнения). 12. Работа с учебником: - Прочитайте теоретический материал на стр. 66. Проверьте, всё ли мы узнали об этом местоимении? Что можно еще добавить? (Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.) - Как может быть выражено значение рода и числа? ( может быть выражено при согласовании со словом самый)
13. Выполним работу (перед вами на листках): подберите к данным словам фразеологизмы, содержащие местоимение себя, объясните их значение Эгоист – Читать молча, не вслух – Проявлять выдержку, терпение – Лишаться самообладания – Судить по своим силам или вкусам – Стать замкнутым, необщительным – Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве – Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль – ОТВЕТЫ: эгоист – себялюбец; читать молча, не вслух – читать про себя; проявлять выдержку, терпение – владеть собой; лишиться самообладания – выходить из себя; судить по своим силам или вкусам – судить по себе; стать замкнутым, необщительным – уйти в себя; плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя; Быть скрытным, хитрым, имеет «заднюю» мысль – себе на уме. 14. Работа в группах. Дайте толкование словам Суворова и Крылова, пословицам. Найдите возвратное мест. и расскажите о его роли в предложениях. Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество. ( А. Суворов) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов) Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним. (А.Суворов) Других не суди, на себя погляди. (Пословица) Руби дерево по себе. (Пословица) - А теперь проверим. 15. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и обозначьте его падеж. (Выполняют устно) Для себя (Р.п.) жить и тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить. Не кричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут. Нет лучше шутки, чем над собой(Т.п.). Кто только о себе(П.п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет. 16. Морфологический разбор слова шутки (1 человек разбирает у доски). 1.Шутки (чего?)- сущ. 2. Н.ф. шутка Пост. Нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Непост. Р.п., ед.ч. 3. Нет (чего?) шутки |
Отвечают на вопросы,ответы записывают в тетради.
Физкульт. минутка
Знакомство с теоретическим материалом. Сообщение ученика.
Коллект. работа
Работа в группах. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные(работа с предложениями) Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | ||
| | | | ||
Рефлексия деятельности. | Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чему научились?Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму. Чем отличается местоимение себя от личных местоимений? Руби дерево по себе (Д.п.). Выше себя (Р.п.) не прыгнешь. Умный винит себя (В.п.), глупый – своего товарища. − Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите с помощью сигнальных карточек , есть ли проблемы по этой теме. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки. | Коллективная работа. Работа с карточками самооценки. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | ||
Домашнее задание. | Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; на выбор: упр. 442 или составить диалог с использованием изученных местоимений. | Запись учащимися задания в дневники. | |