Класс 9
Тема. Вольнолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина
Цели: Показать значение личности и творчества А.Пушкина в истории русской литературы.
Задачи: Познакомиться с особенностями вольнолюбивой лирики Пушкина. Проанализировать стихотворения «К Чаадаеву», «К морю». Выяснить, какова основная тема этих стихотворений. Развивать
Оборудование: презентация.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Что вы помните о биографии Пушкина?
Мотив – это значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме или идее.
О каких мотивах в лирике Пушкина мы будем говорить сегодня?
Отгадайте слово.
1.От слова «вольный» возьмите корень и суффикс.
2.Прибавьте соединительную гласную о.
3.От глагола «любить» добавьте корень.
4.От слова «учтивые» возьмите суффикс и окончание.
Какие мотивы в лирике Пушкина мы будем изучать?
Какие мотивы называются «вольнолюбивыми»?
Вольнолюбивая мотивы - это мотивы, посвященные проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающие идеи гуманизма и стремления к независимости.
Сообщение темы и задач урока
Запишите тему урока: Вольнолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина
Какие задачи будут стоять перед нами?
Задачи:
1.Познакомиться с особенностями вольнолюбивой лирики Пушкина.
2.Проанализировать стихотворения «К Чаадаеву», «К морю».
3.Выяснить, какова основная тема этих стихотворений.
III. Работа с новым материалом
В петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта. Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Жанр стихотворения - дружеское послание. В произведении поэт обращается к Чаадаеву.
Кто такой Петр Яковлевич Чаадаев? Что вы можете рассказать о нем и о его жизни?
Дома вы должны были подготовить краткое сообщение о биографии этого писателя.
Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича Чаадаева были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё «Философское письмо», в котором излагались взгляды на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
В 1818 г. Пушкин написал дружеское послание «К Чаадаеву».
О чём это произведение? Давайте узнаем.
Перед чтением стихотворения давайте выясним значение некоторых устаревших слов:
Словарная работа:
Не́жить – 1) холить, баловать;
2)приводить в состояние неги (блаженство, приятное состояние).
Гнёт – то, что гнетёт, угнетает, мучает
Роковой – приносящий горе, решающей
Внемлет (внять) –услышать, отнестись к чему – нибудь со вниманием
Упованье –надежда
Вспрянуть ото сна -проснуться
Самовластие –единоличная неограниченная власть
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос (стр. 175 учебника):
На сколько частей можно разделить это стихотворение? На три части.
Прочитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы:
1.О чём мечтал лирический герой в юности?
2.Сбылись ли мечты? Нет.
3.Как лирический герой относится к этому?
4.Назовите эпитеты.
5.Найдите сравнение.
Составим схему:
1 часть – воспоминания о юности. Разочарование и печаль.
Прочитайте второе и третье четверостишия и ответьте на вопросы:
1.Как лирический герой относится к правящей власти?
2.Чего ждёт лирический герой?
3.Что не устраивает лирического героя?
4.Назовите эпитеты.
5.Найдите сравнение.
6.Назовите метафору.
Дополним схему:
1 часть – воспоминания о юности. Разочарование и печаль.
2 часть – рассуждение о настоящем. Недовольство.
Прочитайте четвёртое и пятое четверостишия и ответьте на вопросы:
1.К кому обращается лирический герой?
2.Какова интонация этих строчек?
3.К чему призывает герой?
4.Во что верит лирический герой?
5. Как чувствует себя лирический герой, когда обращается к другу?
6.Назовите метафоры.
Дополним схему:
1 часть – воспоминания о юности. Разочарование и печаль.
2 часть – рассуждение о настоящем. Недовольство.
3 часть – призыв к переменам. Решительность и бодрость.
Какова тема этого стихотворения? Свобода и борьба с самодержавием.
Какова главная мысль стихотворения? Нужно отойти от частных интересов ради процветания России. Государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Какое противопоставление есть в этом стихотворении?
Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону.
Каким размером написано это стихотворение?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Пушкина. Это стихотворение «К морю».
Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нем с югом, морем, романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы.
Послушайте стихотворение «К морю» и ответьте на вопрос (стр.178 учебника):
Какое настроение передаёт автор?
Прочитайте первые два четверостишия и ответьте на вопросы:
1.К чему обращается лирический герой?
2.Почему герой прощается с морем?
3.Кем было море для лирического героя?
4.Назовите сравнения.
5.Найдите эпитеты.
С чем ассоциируется у лирического героя море?
Каким цветом рисует поэт море?
Какие звуки моря передаёт поэт?
Прочитайте следующие шесть четверостиший и ответьте на вопросы:
1.Когда лирический герой приходил к морю?
2.Что нравилось поэту на море?
3.Докажите цитатой из текста, что море не подвластно человеку.
4.О чём сожалеет лирический герой?
5.Чем окован был герой? Почему он остался на берегу? «Могучей страстью
6.Какие звуки моря передаёт поэт?
7.Назовите метафоры.
8.Найдите эпитеты.
Прочитайте стихотворение с девятого четверостишия и до конца, ответьте на вопросы:
1.О какой исторической личности вспоминает лирический герой? Почему?
2.О каком другом поэте говорит герой? Кто воспевал море в своих произведениях?
3.Что общего было у Байрона и морской стихии?
4.Куда перенесёт герой воспоминания о море?
5.Какие звуки моря передаёт поэт?
6.Найдите в девятом четверостишии олицетворение.
Как Пушкину удалось показать море? Составим схему.
Поэт передаёт нам звуки моря, цвет, вспоминает исторических личностей, использует разные образы и средства художественной выразительности.
Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы — оно подчиняется только своему, только своей прихоти.
Что сближает поэта и море?
Какова тема стихотворения? Тема свободы, красоты и могущества морской стихии.
Какова основная мысль стихотворения? Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы».
Герой восхищается морем, так как это свободная стихия, а человек в реальной жизни не свободен.
IV. Закрепление изученного.
Мы проанализировали два стихотворения Пушкина. Что объединяет эти произведения?
V. Домашнее задание
выучить стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина.