«Вода - волшебница»

Цель:

  • расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;

Задачи:

  • повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;
  • познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
  • показать значение воды в жизни человека;
  • развивать психические процессы, расширять кругозор;
  • воспитывать рачительное отношение к воде, бережное отношения к природе.

Содержимое разработки

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Краснинская общеобразовательная школа-интернат»



















«Вода - волшебница»









Выполнил:

Вишнякова Н.М., воспитатель















с. Красное 2018


Цель:

  • расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;

Задачи:

  • повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;

  • познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;

  • показать значение воды в жизни человека;

  • развивать психические процессы, расширять кругозор;

  • воспитывать рачительное отношение к воде, бережное отношения к природе.

Оборудование:

  • рисунки облака, капелек, глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, карточки с заданиями

  • музыкальное оформление (звук журчания воды),


Ход занятия

Организационный момент

Сообщение темы, задач занятия

Сегодня мы с вами будем говорить о веществе, без которого нет жизни на Земле. А о каком веществе мы с вами будем говорить, вы узнаете после того, как разгадаете ребус. (Приложение № 1)

Основная часть (Звучит музыка)

В кружева будто одеты деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, а в сущности только – вода! Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда. И все это – только вода!

Воспитатель: Наш воспитательский час посвящен воде. Ведь 22 марта объявлен международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем?

Воспитатель: Удивительное вещество вода! Она не только дает жизнь – это еще и источник красоты на земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде.
«Все есть вода» – утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой, казалось бы невзрачной жидкости для всего живого. (Показ глобуса)

Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озера. Без воды не возможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%. Признавая особое значение воды в жизни человека, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России этот день отмечается с 1995 года 22 марта.

Представьте себе, что вода исчезла. Вместе с ней исчезнут реки, озёра, моря и океаны. Не будет больше в небе облаков не пойдет снег и дождь. Без воды погибнут растения, животные и конечно люди. Земля превратится в пустыню. Люди расходуют, очень много воды и с каждым годом им требуется её всё больше. Житель современного города расходует более 350 литров. Очень много, воды требуется промышленности и сельскому хозяйству.

Интересные факты о воде

Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Чтение стихотворения о воде

Воспитатель: Ребята, прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Вопросы: Где можно найти воду в природе?

Где она бывает?

Где путешествует?

Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!

Ученик 1 В луже, в море, в океане, 
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, 
В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2 Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елеё.
Рушится потоком селей.

Ученик 3 На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит, 
Растворяет сахар в чае.

Ученик 4 Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.



Воспитатель: Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!

В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода.


Работа по вопросам

    1. Каково значение воды для всего живого.

    2. Где используют воду?

    3. Что значит вода для вас?

Воспитатель: - Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Если массе человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 литров воды. Вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств - ничего не сделать без воды.

Физ.минутка Игра на внимание.

Если слово содержит воду – хлопните в ладоши, если предмет имеет косвенное отношение к воде – руки вверх, если предмет не имеет никакой связи с водой – руки в стороны.

(Лужа, лодка, стул, книга, корабль, облако, плот, парусник, карандаш, река, тетрадь, окно, яхта, болото, водопад, рыба, камень, озеро, акула, пруд, гора, пиявка, окунь, соловей)

Аукцион загадок.

Облака, облака, всё летят куда-то,
Облака, облака, белые, как вата, 
Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

Вопрос: Из чего состоят облака? Ответы детей (из капелек воды)

Воспитатель: - Вода имеет различные состояния. Отгадайте, о каком состоянии воды говориться?: На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. (Дождь)

Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

Вечером родится, 
Ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе. 
Узкий кончик - в роднике, 
А широкий - в море (Река)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (
Водопад)

Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (
Море)


Работа с пословицами. Многие пословицы посвящены воде. Я предлагаю вам собрать пословицы, поработать в парах. (Приложение №2)

Чистая вода - для хвори беда

Под лежачий камень вода не течет 

В решете воду не удержишь

Вода и землю точит и камень долбит

Вода студена — тело ядрено

Хлеб да вода - крестьянская еда

Физ.минутка «Море волнуется»

Решение экологической задачи.

- Ребята, а вы знаете, что такое экология?

Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Работа с новым словом (Вывешивается табличка со словом «экология», разбирается смысл этого слова) (Приложение №3)


Физ.минутка

Вот мои ребятки – желтые утятки.

Хвостики прижмите, головки наклоните и чуточку поспите.

Ну утятки, хватит спать, надо занятие нам продолжать. Посмотрите на доску, на ней появилась капля воды, но почему она черная?

Ответы детей (ее отравили выбросы заводов и фабрик)


Информационная пауза. (Сообщение на тему «экология», заранее подготовленного ученика о загрязнении воды)

Воспитанник: Водоёмы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, водами шахт. Рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они очень часто попадают в водоёмы, а от туда в водопроводную воду.
Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов( бактерий, грибов, растений, животных). «Закон об охране природы» запрещает загрязнять водоёмы, вырубать леса вокруг водоёмов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

Воспитатель: В сложившейся обстановке только общими усилиями мы может отвести от себя эту беду – экологическую. Помните, что засоряя и отравляя реки, почву, воздух, мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе.

- Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества.

- Как это может отразиться на обитателях воды? Что предлагаете сделать?

Чтение и обсуждение сказки. Послушайте сказку, которую я вам сейчас прочитаю, и ответьте на вопрос. Вопрос: Подумайте, что здесь не так?

«Сказка о Человеке и золотой рыбке».

Жил на свете Человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Вот однажды Человек ловил рыбу. Вдруг крючок как дёрнется. Человек и давай тянуть добычу из воды. Вытянул – глазам своим не верит: рыбка перед ним золотая, прямо как в сказке.

«Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глазам  своим не верит. «Да рыбка я Золотая»,   приятным голосом отвечает неизвестное создание.

«Между прочим,   продолжает Рыбка,    я и желания выполнять умею. Мне желания исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался Человек. «Ладно, говорит, отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело  мне жить в этой избёнке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда поменьше стало, зато столбы с проводами появились. В доме всё  чисто блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течёт. Обрадовался Человек. «Вот жизнь», - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: зачем я пешком буду ходить, если у Рыбки можно машину попросить.

Сказано-сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальт превратились, а полянки цветочные - вместо стоянки. Доволен Человек – бензином  дышит. Птиц, правда, да зверушек вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошёлся. «Зачем мне вообще этот лес – думает. – Ну-ка,  Рыбка, сделай так, чтобы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым  стать». Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растёт, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Живёт он так – горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течёт, к роднику ходить не надо. Всё вроде хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошёл Человек к Рыбке – хочу, мол. Промышленное производство развернуть. Вздохнула рыбка тяжело и спрашивает: «Тебе, какой завод – химический или металлургический» - «Да мне всё равно», - Человек отвечает. – Лишь бы прибыль побольше была». – «Будет тебе завод, вильнула хвостом Рыбка, - Но знай: это моё последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил внимания Человек на эти слова, а зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум стоит, грохот. «Ничего, - думает Человек, - привыкну, главное – разбогатеть побыстрее». Заснул он в тот день, и приснился ему странный сон. Будто стало всё вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно. Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода-то из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своём с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал ручеёк. Смотрит – а вода в нём мутная, запах у неё неприятный. Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках вороньё каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон. «Что же я наделал – думает. – Как жить теперь буду» Побежал к речке рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывёт. Смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота её не видно подслоем мазута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни мне только мой лес зелёный и роднички чистые. Сделай всё, как было, больше ни о чём просить не буду».

Помолчала рыбка и отвечает: «Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь – сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.


Вопрос: Чем отличается эта сказка от ранее нам знакомой?

Что такое – экология?

Вывод: Обедняя природу, человек сам становиться беднее.


Конкурс «Знаете ли вы? » (работа по карточкам в парах) (Приложение №4)

1.Сколько океанов на нашей планете?

А) 4 Б) 2 В) 5

2. Самое большое озеро на Земле

А) озеро Балхаш Б) Ладожское озеро В) озеро Байкал

3. Самое глубокое в мире озеро?

А) озеро Байкал Б) 2 озеро Балхаш В) Ладожское озеро

4. В России день воды отмечается:

1.А) с 2000 г. Б) с 1995 г. В) с 1990 г.

2.А) 22 мая Б) 22 марта В) 22 апреля

5. Белое, Красное, Желтое – что это?

А) море Б) река В) озеро


Вывод. Подведение итогов. Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дето после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

Вопрос: Ребята, как нужно охранять воду?

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

Ученик 1 В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.

Ученик 2 По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.

Ученик 3 Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо - вода!

































Список литературы:

    1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: Учебно–методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 112 с.

    2. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113; Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида: методические рекомендации / Автор-сост. Л.П. Уфимцева. – Красноярск, 2000. – 58 с

    3. Васильев, С.В. Формирование природоохранных понятий [Текст]: дис. … канд. пед. наук / С.В.Васильев. - Л., 1994. - 12-17 с.

    4. Захлебный, А.Н.Экологическое образование школьников [Текст]: / А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Е.Н.Кудрявцева и др.; под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. – М,: Педагогика, 1983. – 160 с.

    5. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе [Текст]: дис. … д-ра пед. Наук / И.Т.Суравегина . - М., – 1986. - 31-49 с. Шевыряева, Т.В. Формирование нравственно-экологической культуры учащихся специальных об­щеобразовательных коррекционных школ VIII вида //Научные труды Московского педагогического госу­дарственного университета. Серия: психолого-педа­гогические науки. - М., 2001



























Приложение № 1














Приложение № 2

Собери пословицу



Задание: Соединить стрелками начало пословицы с концом.



Чистая вода- тело ядрено


Под лежачий камень крестьянская еда


В решете воду вода не течет


Вода и землю точит для хвори беда


Вода студена — и камень долбит


Хлеб да вода не удержишь


















Приложение № 3




Экология

наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает





Приложение № 4


Знаете ли вы?

1.Сколько океанов на нашей планете?

А) 4 Б) 2 В) 5

2. Самое большое озеро на Земле?

А) озеро Балхаш Б) Ладожское озеро

В) озеро Байкал

3. Самое глубокое в мире озеро?

А) озеро Байкал Б) 2 озеро Балхаш В) Ладожское озеро

4. В России день воды отмечается:

1.А) с 2000 г. Б) с 1995 г. В) с 1990 г.

2.А) 22 мая Б) 22 марта В) 22 апреля

5. Белое, Красное, Желтое – что это?

А) море Б) река В) озеро

12





Сохранить у себя:
«Вода - волшебница»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки