Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»
Цель:1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Ход урока.
І.Организационный момент
1.Психологический настрой
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!
-Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.
3. Проверка готовности класса к уроку
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Вопросы каждой группе.
ІІІ. Актуализация знаний.
1.Сообщение темы и цели урока.
- Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему
учит, будем:
- выделять главное.
- сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться
бегло читать, пересказывать.
2. Вступительная беседа об авторе. Вера Васильевна Чаплина
1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.
1908-1994 г.
1гр. Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
Портрет автора - Какими чертами характера может обладать В. Чаплина?
- Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)
ІV. Физминутка.
V.Работа по учебнику.
1. словарная работа
дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава
тюбетейка – головной убор Ташкент –столица Узбекистана
- На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? ( на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть ..
-Чтение по цепочке. 2 часть
-Анализ рассказа ( по вопросам к каждой группе).
-Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
-В чем заключалась их хитрость?
- Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
- Как описывает ворон автор?
- Как вороны раскалывали орехи?
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым .
количеством героев.
-От чьего имени ведется рассказ? (автора)
-Кто главные герои? (ребята, вороны)
-Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)
2. Работа в группах
-Правила работы в группе.
1. Уважай свего товарища
2. Умей каждого выслушать
3. Не согласен- предлагай
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
- Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?
3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».
VІ. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»
-1 звезда: что лично мне понравилось.
-2 звезда: какие затруднения возникли.
- Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?
Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? ( Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.
VІІ.Итоги урока
- Лестница успеха.
-наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька
-Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька
-Трудно, непонятно- первая ступенька.
-Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.
VІІІ. Домашнее задание.Пересказ рассказа задание., составить вопросы.
1гр. Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»