Урок в 6 классе Повторение по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи"

Урок-повторение в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи"

Содержимое разработки

Тема: «Словообразование. Орфография. Культура речи».
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип: урок с использованием активных форм работ. Цели урока: 
1. Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография. Культура речи"; 
2. Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 
3. Воспитывающие: прививать любовь к родному языку; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Ход урока:
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Определение цели урока.
-Перед вами рассыпанные слова, соберите их: -осин- под- -ов- -ик; -дел- с- -ый -а- -нн-; -ый -вод- -н-; -н- -ой объ- -езд-; -работ- -к- -а вы-. Составьте из них слова и запишите их. (Подосиновик, сделанный, водный, объездной, выработка)
Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.
- Что значит структура слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Слово делится на части, Слайд 1 Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!

– Попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем.

Слайд 2 1 группа: От глагола подать взять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружок суффикс. (подарок)

Слайд 3 2 группа: От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс от прилагательного синий окончание. (Беленький)

Слайд 4 3 группа: От глагола пришёл взять приставку от глагола улетел взять корень, от глагола бежит окончание. (Прилетит)

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл? (Для правописания тоже. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).

- Найдите лишнее слово: друг, другу, с другом, подруга, о друге. Почему?

- А эти части слова о чём вам говорят? -кас-, -кос-, -зар-, -зор-, -гар-, -гор-, пре-, при- (орфограммы: чередующие гласные в корне слова, приставки пре- и при-)
- Так чем же мы сегодня будем с вами занимаемся? (повторением)

Слайд 5 - Правильно, сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и повторить все, что изучили по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи»". - А какие цели мы поставим? (1) повторить основные сведения по словообразованию и морфемике; 2) различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;3) повторить изученные в этом разделе орфограммы) - Запишем тему урока "Словообразование. Орфография. Культура речи»".

Слайд 6 - Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории. 


3. Фронтальный опрос:
- Что такое морфема? (Значимая часть слова).
- Какой раздел русского языка изучает морфемы? (Морфемика) Слайд 7
- Как называется изменяемая часть слова? (окончание) Слайд 8 - Назовите главную значимую часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (Корень) Слайд 9 - Как называется часть слова без окончания? (Основа) Слайд 10 - Как н-ся части слова, к-ые служат для образования слов? Слайд 11 (Приставка и суффикс)
- А если я попрошу сделать словообразовательный разбор слова ПОДОСИНОВИК, что вы будете делать?
- Чем отличаются эти виды разбора?
(Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.
Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

4. Словообразование. Слайд 12 - Давайте исследуем эту таблицу. - О каких способах образования слов идет речь?

Способ образования

Примеры

приставочный

Просушить

суффиксальный

талантливый

Приставочно-суффиксальный

приморский

бессуффиксный

выход

Сложение(основ слов или целых слов)

первоисточник

Переход одной части речи в другую

дежурный

Слайд 13 (заполненный)

5. Практическая часть. - Итак, переходим к следующему этапу нашей работы – практике.

Работаем по группам. Задание 1. Нарисуйте дерево, корень –(вод(а), листья большие, овальные – однокоренными словами, с разными способами обр-я. 1 группа – слово ВОДА 2 группа – слово ДОМ 3 группа – слово ДРУГ Слайд 14

- С помощью этого задания мы убеждаемся, что словообразование – интересный раздел в лингвистике. - Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

А сейчас – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Слайд 15.

И следующее задание – на повторение изученных в этом разделе орфограмм

- Скажите, а какие гласные чередуются в корне? (а // о -лаг- -лож-, -раст- рос-, -кас- -кос-, -гар-(иск. выгарки) -гор-, -зар- -зор е // и -бер- -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир- -пер- -пир- -стел- -стил- -тер- -тир- -че-т –чит- -блест- -блист- -жег- -жиг-) Работаем по группам. Задание № 2.

Слайд 16. Вечером.

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.


- Из каждой группы одну тетрадь любого из вас даём на проверку другой группе. Итак, проверяем: догорала, расстилаться, заросли, пробираться, росла, коснулась, зажигаться, блестит, предположил Слайд 17

Задание № 3. Пре -, -при- (с объяснением орфографического правила). Пренебречь, пригладить, прехороший, приземлиться, присутствовать, преградить, приоткрыть, пришкольный, пришить - В каких словах пишется приставка пре- (прехороший, преградить)

6. Подведение итогов. Выставление оценок за урок. - Итак, подходит к концу наш урок. Кто лучше всех работал на уроке. «5» заслуживает… . Будьте объективны и честны! Кто считает, что он работал на «4»

Обобщение. - Итак, что мы сегодня повторили на уроке? - Над чем стоит ещё поработать? - В чём возникают трудности? - С каким настроением вы уходите с урока? Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 7. Домашнее задание: стр. 127, упражнение 234 Слайд 18

Сохранить у себя:
Урок в 6 классе Повторение по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки