Урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Хвостова Наталья Николаевна
Тема: Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных.
Цели урока: Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по сопоставлению употребления мягкого знака после
шипящих в глаголах и именах существительных;
- сформировать умение применять правила на практике;
- развивать орфографическую зоркость детей
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Методы: беседа, проблемное изложение, решение орфографических и познавательных задач.
Оборудование: учебник Л.Я.Желтовской «Русский язык», часть I.
(УМК «Планета знаний»).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (УУД) |
1. Организационный момент Приветствие учащихся На доске записаны слова: Радовать и радоваться Учитель: - В чём разница этих слов по смыслу? Порадуем сегодня на уроке наших гостей и товарищей хорошими знаниями и активной работой. Порадуемся своим успехам! | Мотивирует и контролирует быструю готовность к уроку, точность приветствия.
Настраивает на учение, заставляет подумать, обобщает ответы | Проявляют уровень самоорганизации и умения приветствовать учителя (К)
Высказывают свои мысли |
СЛАЙД 3.
2. Оформление классной работы | Контролирует правильность оформления классной работы в тетрадях | Оформляют классную работу в соответствии с нормами и требованиями |
3. Чистописание Расписка руки: 1 строчка: ешь, ете, ем, ет 2 строчка ишь, ите, им, ит - Что вы можете сказать об этих соединениях? Как называются эти окончания? (Личные) – Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. ) - А второй? (когда глагол 2 спр.)
-Договоритесь в своей паре, кто какую строчку будет писать (повторить 2 раза)
|
Мотивирует к упражнениям по технике письма
Побуждает к орфографическому анализу личных окончаний глаголов
Организует выполнение в парах упражнение по чистописанию. | Осознают практическую значимость упражнений по чистописанию, отработки соединений, которое при скорописи часто искажается(Р)
Вдумываются в суть вопроса, ищут варианты ответа, аргументируют выбор, используя сведения, полученные на предыдущих уроках. (М)
Записывают в тетрадях. Учатся договариваться, вырабатывать общее решение. |
4. Ввод в тему урока 1. - Внимательно прочитайте предложение (на экране)
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать. - Это просто предложение или что-то иное? (пословица). В ней содержится народная мудрость! - Как вы её понимаете?
- Эта пословица и будет девизом нашего урока, чтобы вы до самой старости знали то, о чём мы сегодня будем говорить. А многие другие русские пословицы будут нам сегодня помогать! 2. Прочитайте следующие пословицы: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Стричь всех под одну гребенку. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Как вы их понимаете? - Что общего в выделенных словах? (В них после шипящих пишется Ь) - Какое правило вы знаете об этом? (После шипящих в конце глагола всегда пишется Ь, который сохраняется и перед –ся, -те) 3. Запишите выделенные слова и определите их форму (с комментированием) погонишься – ед.ч., б.в., 2 л. Поймаешь - ед.ч., б.в., 2 л Едешь - ед.ч., н.в., 2 л Будешь - ед.ч., б.в., 2 л Испечёшь - ед.ч., б.в., 2 л. Стричь – н.ф. Отрежь – ед. ч., пов.ф., 2 л -В каких же формах глаголов после шипящих пишется Ь? (н.ф., 2 л, ед.ч., пов.ф) - Какую роль выполняет здесь Ь? (грамматическую) 4. Работа по вариантам. 1) Фонетический разбор «беречь» 2) Разбор по составу слова «погонишься», «испечёшь» - Какую роль выполняет в данных случаях мягкий знак? (Грамматическую) 5. Прочитайте пословицу: Маленькая речь, а может метко сечь.
- Одинаковы ли орфограммы в выделенных словах пословицы?
Запишите пословицу, укажи известные тебе части речи.
При изучении какой ещё части речи Ь используется для распознавания грамматической формы?
(Подсказка есть в пословице: И мышь в свою норку тащит корку. - О чём пойдёт речь на уроке? 5. Формулирование темы урока. - Попробуйте сформулировать тему урока. «Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных» 1. Распределите слова в два столбика по отмеченному выше признаку. - Какие орфографические задачи будешь решать? На экране: Тиш_, рассмотриш_, ноч_, учиш_ся, мыш_, придёш_, реч_, стереч_, нареж_, рож_.
-Какой глагол дан в неопределённой форме? (стеречь) 2. Взаимопроверка. |
Организует наблюдение над предложением.
На примере пословиц закрепляет ранее изученный материал.
Побуждает к анализу языкового материала.
Побуждает к воспроизведению изученного правила
Организует работу с комментированием
Организует работу по вариантам по разбору слов.
Организует наблюдение над решением орфографической задачи
Подводит детей к определению темы урока
|
Постигают народную мудрость, выраженную в краткой и образной речи пословиц
Учатся анализировать, находить общее, решают орфографическую задачу.
Воспроизводят изученное ранее правило.
Определяют формы глаголов
Определяют формы глаголов.
Выполняют фонетический разбор и разбор слова по составу. Развивают орфографическую зоркость. Определяют роль мягкого знака.
Решают орфографическую задачу путём сравнения слов, нахождения различий. Развивают визуальную орфографическую зоркость.
Распределяют слова по орфограммам в 2 столбика
Осуществляют взаимопроверку. |
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если слово является именем существительным женского рода, то встают девочки, если – глаголом, то встают мальчики. Брошь, растёшь, беречь, вещь, отрежь, дочь, спишь, думаешь, рожь, луч, печь. Вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах и именах существительных |
Организует работу по решению орфографической задачи с помощью двигательной активности.
Организует обсуждение и подводит к выводу |
Решают орфографическую задачу.
Дают аргументированное объяснение своим действиям.
|
7. Работа по теме урока. 1. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. -А теперь снова обратимся к мудрости народа. 1. Собрать пословицы. Постарайтесь их запомнить. Запишите по памяти. Обозначить орфограмму ь в глаголах. С кем поведёш..ся, от того и … .
2. Проверка |
Организует работу по запоминанию пословиц и развитию визуальной орфографической зоркости |
Восстанавливают пословицы, запоминают их, записывают в тетрадь. |
3. Минутка отдыха. Некоторые ребята приготовили пантомиму на пословицы. Давайте посмотрим, попробуем отгадать. Надулся, как мышь на крупу. Стричь всех под одну гребёнку. -Какие слова в этих пословицах относятся к теме нашего урока? В какой форме они стоят? (Мышь – суш., ж. р., стричь – н.ф.) |
Стимулирует поиск слов, относящихся к теме урока |
Пантомимой изображают пословицы, Угадывают. Анализируют, делают вывод. |
4. Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:
| Развивает чувство грамматической формы на примере закодированных слов | Выдвигают версии выбора Ь. |
5. Угадай пословицу. Вам было дано задание нарисовать любую пословицуУгадайте, какую пословицу изобразила Люба, Даша, Алина. |
| По рисункам угадывают пословицы, объясняют их. |
6. Работа в группе.
Расположи слова в пословицах в правильном порядке:
своё, погонишься , потеряешь, за чужим дороже, помощь, золота, дружеская - Объясните смысл этих пословиц. (проживёшь – гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр; погонишься - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр., потеряешь - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр., помощь – сущ., ж. р.) - Какая орфограмма в этих словах? |
Организует работу в группах |
Учатся соблюдать правила работы в группе: выслушивать мнение партнёров.
|
7. ИТОГ УРОКА
2. Тест. 1. Мягкий знак в словах бежишь, молчишь, беречь, брошь: а) разделительный; б) выполняет грамматическую функцию; в) показатель мягкости. 2.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. указывает: а) на число; б) на род. |
Организует повторение о роли мягкого знака. |
Называют три функции мягкого знака.
Выполняют задания теста по теме урока. |
8. РЕФЛЕКСИЯ - Какие пословицы запомнили? 9. Домашнее задание. Уч. с. 67, упр. 146, 147. |
Диагностирует по ответам детей и их комментариям, как они усвоили материал. |
Осмысливают, чему учились на уроке, как поняты приёмы.
|
4