Урок русского языка

На уроке учимся правильно употреблять ь после шипящих в глаголах и существительных.

Содержимое разработки


Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Хвостова Наталья Николаевна

Тема: Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных.

Цели урока: Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных
ПРЕДМЕТНЫЕ:

- проверить уровень усвоения теоретического материала и

практических умений по сопоставлению употребления мягкого знака после

шипящих в глаголах и именах существительных;
- сформировать умение  применять правила на практике;

- развивать орфографическую зоркость детей


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

 личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

 коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической   и диалогической формами речи.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение орфографических и познавательных задач.


Оборудование: учебник Л.Я.Желтовской «Русский язык», часть I.

(УМК «Планета знаний»).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(УУД)

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

На доске записаны слова:

 Радовать и радоваться

Учитель:

- В чём разница этих слов по смыслу?

 Порадуем сегодня на уроке наших гостей и товарищей хорошими знаниями и активной работой.

Порадуемся своим успехам!

Мотивирует и контролирует быструю готовность к уроку, точность приветствия.





Настраивает на учение,

заставляет подумать,

обобщает ответы

Проявляют уровень самоорганизации и умения приветствовать учителя (К)






Высказывают свои мысли

СЛАЙД 3.


2. Оформление классной работы

Контролирует правильность оформления классной работы в тетрадях

Оформляют классную работу в соответствии с нормами и требованиями

3. Чистописание

Расписка руки:

1 строчка:

ешь, ете, ем, ет

2 строчка

ишь, ите, им, ит

- Что вы можете сказать об этих соединениях?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)


- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

- А второй? (когда глагол 2 спр.)


-Договоритесь в своей паре, кто какую строчку будет писать (повторить 2 раза)



Мотивирует к упражнениям по технике письма




Побуждает к орфографическому анализу личных окончаний глаголов









Организует выполнение в парах упражнение по чистописанию.

Осознают практическую значимость упражнений по чистописанию, отработки соединений, которое при скорописи часто искажается(Р)


Вдумываются в суть вопроса, ищут варианты ответа, аргументируют выбор, используя сведения, полученные на предыдущих уроках. (М)







Записывают в тетрадях.

Учатся договариваться, вырабатывать общее решение.

4. Ввод в тему урока

1. - Внимательно прочитайте предложение (на экране)


Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать.

- Это просто предложение или что-то иное?

(пословица).

В ней содержится народная мудрость!

- Как вы её понимаете?


- Эта пословица и будет девизом нашего урока, чтобы вы до самой старости знали то, о чём мы сегодня будем говорить.

А многие другие русские пословицы будут нам сегодня помогать!

2. Прочитайте следующие пословицы:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечёшь.

Стричь всех под одну гребенку.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Как вы их понимаете?

- Что общего в выделенных словах? (В них после шипящих пишется Ь)

- Какое правило вы знаете об этом?

(После шипящих в конце глагола всегда пишется Ь, который сохраняется и перед –ся, -те)

3. Запишите выделенные слова и определите их форму

(с комментированием)

погонишься – ед.ч., б.в., 2 л.

Поймаешь - ед.ч., б.в., 2 л

Едешь - ед.ч., н.в., 2 л

Будешь - ед.ч., б.в., 2 л

Испечёшь - ед.ч., б.в., 2 л.

Стричь – н.ф.

Отрежь – ед. ч., пов.ф., 2 л

-В каких же формах глаголов после шипящих пишется Ь?

(н.ф., 2 л, ед.ч., пов.ф)

- Какую роль выполняет здесь Ь? (грамматическую)

4. Работа по вариантам.

1) Фонетический разбор «беречь»

2) Разбор по составу слова «погонишься», «испечёшь»

- Какую роль выполняет в данных случаях мягкий знак? (Грамматическую)

5. Прочитайте пословицу:

Маленькая речь, а может метко сечь.


- Одинаковы ли орфограммы в выделенных словах пословицы?


Запишите пословицу, укажи известные тебе части речи.


При изучении какой ещё части речи Ь используется для распознавания грамматической формы?


(Подсказка есть в пословице:

И мышь в свою норку тащит корку.

- О чём пойдёт речь на уроке?

5. Формулирование темы урока.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

«Употребление Ь после шипящих в глаголах и именах существительных»

1. Распределите слова в два столбика по отмеченному выше признаку.

- Какие орфографические задачи будешь решать?

На экране:

Тиш_, рассмотриш_, ноч_, учиш_ся, мыш_, придёш_, реч_, стереч_, нареж_, рож_.


-Какой глагол дан в неопределённой форме?

(стеречь)

2. Взаимопроверка.


Организует наблюдение над предложением.
























На примере пословиц закрепляет ранее изученный материал.











Побуждает к анализу языкового материала.




Побуждает к воспроизведению изученного правила







Организует работу с комментированием





















Организует работу по вариантам по разбору слов.













Организует наблюдение над решением орфографической задачи



















Подводит детей к определению темы урока




Постигают народную мудрость, выраженную в краткой и образной речи пословиц































Учатся анализировать, находить общее, решают орфографическую задачу.





Воспроизводят изученное ранее правило.









Определяют формы глаголов










Определяют формы глаголов.





Выполняют фонетический разбор и разбор слова по составу.

Развивают орфографическую зоркость.

Определяют роль мягкого знака.



Решают орфографическую задачу путём сравнения слов, нахождения различий. Развивают визуальную орфографическую зоркость.






















Распределяют слова по орфограммам в 2 столбика


Осуществляют взаимопроверку.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если слово является именем существительным женского рода, то встают девочки, если – глаголом, то встают мальчики.

 Брошь, растёшь, беречь, вещь, отрежь, дочь, спишь, думаешь, рожь, луч, печь.
- Почему в последнем случае встали и девочки, и мальчики?
- Почему в предпоследнем случае не встал никто?

Вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах и именах существительных



Организует работу по решению орфографической задачи с помощью двигательной активности.




Организует обсуждение и подводит к выводу





Решают орфографическую задачу.





Дают аргументированное объяснение своим действиям.


7. Работа по теме урока.

1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

-А теперь снова обратимся к мудрости народа.

1. Собрать пословицы.

Постарайтесь их запомнить.

Запишите по памяти.

Обозначить орфограмму ь в глаголах.

С кем поведёш..ся, от того и … .

  • Шила в мешке не ….

  • Слово – не воробей, вылетит не…

  • Что посееш.., то и … .

2. Проверка







Организует работу по запоминанию пословиц и развитию визуальной орфографической зоркости











Восстанавливают пословицы,

запоминают их, записывают в тетрадь.

3. Минутка отдыха.

Некоторые ребята приготовили пантомиму на пословицы. Давайте посмотрим, попробуем отгадать.

Надулся, как мышь на крупу.

Стричь всех под одну гребёнку.

-Какие слова в этих пословицах относятся к теме нашего урока? В какой форме они стоят? (Мышь – суш., ж. р., стричь – н.ф.)










Стимулирует поиск слов, относящихся к теме урока







Пантомимой изображают пословицы,

Угадывают.

Анализируют, делают вывод.

4. Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:

  •  глукий грущ*

  •  рыклая шмоч*

  •  моздрая глош*

  • тугая угрюж*

Развивает чувство грамматической формы на примере закодированных слов

Выдвигают версии выбора Ь.

5. Угадай пословицу.

Вам было дано задание нарисовать любую пословицуУгадайте, какую пословицу изобразила Люба, Даша, Алина.


По рисункам угадывают пословицы, объясняют их.

6. Работа в группе.


Расположи слова в пословицах в правильном порядке:


не, пословицы, без, проживёшь.

своё, погонишься , потеряешь, за чужим

дороже, помощь, золота, дружеская

- Объясните смысл этих пословиц.
- Какие слова из пословицы относятся к теме урока? Укажите их форму.

(проживёшь – гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр;

погонишься - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр.,

потеряешь - гл., ед. ч., 2 л.,буд.вр.,

помощь – сущ., ж. р.)

- Какая орфограмма в этих словах?



Организует работу в группах



Учатся соблюдать правила работы в группе: выслушивать мнение партнёров.








7. ИТОГ УРОКА
1. Какую роль (функцию) выполняет мягкий знак в русском языке?

  • Разделительный.

  • Показатель мягкости.

  • Грамматическую функцию.

2. Тест.

1. Мягкий знак в словах бежишь, молчишь, беречь, брошь:

а) разделительный;

б) выполняет грамматическую функцию;

в) показатель мягкости.

2.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. указывает:

а) на число;

б) на род.





Организует повторение о роли мягкого знака.





Называют три функции мягкого знака.







Выполняют задания теста по теме урока.

8. РЕФЛЕКСИЯ
-Чему научились на уроке?
-Какое правило запомнили до самой старости?

- Какие пословицы запомнили?

9. Домашнее задание.

Уч. с. 67, упр. 146, 147.



Диагностирует по ответам детей и их комментариям, как они усвоили материал.



Осмысливают, чему учились на уроке, как поняты приёмы.













4


Сохранить у себя:
Урок русского языка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки