Урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Словообразование"

Урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Словообразование". Урок последний в теме "Словообразованеие", его цель - закрепление и актуализация знаний по теме.

Содержимое разработки



Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Организационная информация

Тема урока


Путешествие в страну Словообразование

Предмет

Русский язык

Класс

6 Г

Автор урока

Шадрина Полина Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МАОУ Московская СОШ

Методическая информация

Тип урока


Урок комплексного применения знаний и умений

Цели урока


систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.  

Задачи урока


  • создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся и  усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах на основе знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование»

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки

  • выработать навыки групповой работы, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,

  • воспитывать чувство товарищества и ответственности не только за себя, но и за других

Планируемые  

результаты         


Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

-уметь делать морфемный разбор.

-уметь делать словообразовательный разбор.

Необходимое оборудование и материалы

проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы.


Формы работы


Групповая, фронтальная и самостоятельная работа.







Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


-Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, давайте покажем наши знания, вы – молодцы, у вас все получится, я в вас верю. Открываем рабочие тетради. Запишите число и классная работа. Ребята, мне нужна ваша помощь – я начала формулировать тему урока, а дальше затрудняюсь… Посмотрите на слайд…ПУТИШЕСТВИЕ…

-Как вы думаете, в какое путешествие мы с вами отправимся сегодня?...

-Итак, тема урока – путешествие в страну Словообразование.

Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование. Любой путешественник прежде чем отправиться в путь, ставит перед собой цель… Цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, научиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания… Работать вы сегодня будете в командах, оценивать свою работу на уроке будете сами.

Ход и содержание урока


- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание? (Если знаешь части слова, то напишешь их толково).

-Запишите эпиграф в тетрадь.

Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?

  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)

  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)

  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)

  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, переход из одной части речи в другую)

Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 - 3

И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь? Слайд 4

Встретились части речи и стали рассказывать о себе:

«Слово в моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова? (приставка)

« А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Школа – школьник «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».

« Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?(окончание)

Вот мы и узнали о душе слова.

  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

  • Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь, выделив ту морфему, в которой пропущена буква-орфограмма. Слайд 5 Проверка слайд 6


Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.

Командам раздаются карточки

1.Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.


2.Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ

Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ


3.Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.

4.В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффиксы в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.

5.В слове ПОДЛОЖИТЬ есть корень мой,

Суффикс в УКРАШЕНИИ открой,

Извлеки приставку из РАЗБОРА,

И узнаешь что это такое.



Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них морфемы. (Вызвать к доске)


Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

  • Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.

Слайд 10

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

Слайд 11

Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)

Слайд 13

– Вы кто такие?

– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – гусеница.



Проверка

Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14

Учитель: Продолжим наше путешествие.

слайды 15 , 16, 17

Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)

- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание.

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Продолжим путешествие по лингвистической стране.

Учитель: Кто первый соберет слово:

Корень у слова БОРЕЦ,

Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,

Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)

Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.

Учитель: Найдите карточки ………………………………………………………………………

Карточка №1. Выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите морфемы.

Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.


Карточка№2. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом, выделите морфемы.

Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.



Карточка №3. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выделите морфемы.

Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.


Карточка №4. Выпишите слова, образованные способом сложения основ, выделите морфемы.

Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.


Карточка №5. Выпишите слова, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую, выделите морфемы.

Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.



Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19

СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ

Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся).

Рефлексия деятельности на уроке


Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте поделимся впечатлениями от урока, оценим свою работу на уроке. (Высказываются представители групп)


Домашнее задание


Составить шарады на составление слов из разных частей


Использованные источники и литература (если имеются)


Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание, 1995

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Л: Просвещение, 1967

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа -, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование презентации добавляет наглядности уроку, т.к. выбрана форма путешествия. На уроке была использована электронная физкультминутка для глаз, созданная учащимися.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок последний в теме «Словообразование» в 6 классе.










9



Сохранить у себя:
Урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Словообразование"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки