Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Организационная информация | ||||||||||||||
Тема урока
| Путешествие в страну Словообразование | |||||||||||||
Предмет | Русский язык | |||||||||||||
Класс | 6 Г | |||||||||||||
Автор урока | Шадрина Полина Александровна, учитель русского языка и литературы | |||||||||||||
Образовательное учреждение | МАОУ Московская СОШ | |||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||
Тип урока
| Урок комплексного применения знаний и умений | |||||||||||||
Цели урока
| систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе. | |||||||||||||
Задачи урока
|
| |||||||||||||
Планируемые результаты
| Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Предметные: -знать что такое словообразование. - уметь определять способы образования слов. -уметь делать морфемный разбор. -уметь делать словообразовательный разбор. | |||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы.
| |||||||||||||
Формы работы
| Групповая, фронтальная и самостоятельная работа.
| |||||||||||||
Подробный конспект урока | ||||||||||||||
Мотивация учащихся
| -Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, давайте покажем наши знания, вы – молодцы, у вас все получится, я в вас верю. Открываем рабочие тетради. Запишите число и классная работа. Ребята, мне нужна ваша помощь – я начала формулировать тему урока, а дальше затрудняюсь… Посмотрите на слайд…ПУТИШЕСТВИЕ… -Как вы думаете, в какое путешествие мы с вами отправимся сегодня?... -Итак, тема урока – путешествие в страну Словообразование. Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование. Любой путешественник прежде чем отправиться в путь, ставит перед собой цель… Цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, научиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания… Работать вы сегодня будете в командах, оценивать свою работу на уроке будете сами. | |||||||||||||
Ход и содержание урока
| - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание? (Если знаешь части слова, то напишешь их толково). -Запишите эпиграф в тетрадь. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 - 3 И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь? Слайд 4 Встретились части речи и стали рассказывать о себе: «Слово в моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова) Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова? (приставка) « А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Школа – школьник «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс) Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое». « Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?(окончание) Вот мы и узнали о душе слова.
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание. Командам раздаются карточки
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них морфемы. (Вызвать к доске)
Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать. Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.
Проверка Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14 Учитель: Продолжим наше путешествие. слайды 15 , 16, 17 Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.) - Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.) По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание. Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова. Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель. Продолжим путешествие по лингвистической стране. Учитель: Кто первый соберет слово: Корень у слова БОРЕЦ, Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ, Окончание у слова ПЕНЬ (разбор) Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши. Учитель: Найдите карточки ……………………………………………………………………… Карточка №1. Выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта. Карточка№2. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта. Карточка №3. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта. Карточка №4. Выпишите слова, образованные способом сложения основ, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта. Карточка №5. Выпишите слова, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую, выделите морфемы. Грузчик, подгруппа, настольный, диван-кровать, больной (малыш), туманный, заплыв, подберезовик, луноход, больной выздоровел, желтоватый, подъезд, безрукавка, столовая (ложка), лесостепь, столовая закрыта.
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями. Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19 СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). | |||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте поделимся впечатлениями от урока, оценим свою работу на уроке. (Высказываются представители групп)
| |||||||||||||
Домашнее задание | Составить шарады на составление слов из разных частей | |||||||||||||
Использованные источники и литература (если имеются) | Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание, 1995 Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Л: Просвещение, 1967 | |||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа -, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование презентации добавляет наглядности уроку, т.к. выбрана форма путешествия. На уроке была использована электронная физкультминутка для глаз, созданная учащимися. | |||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Данный урок последний в теме «Словообразование» в 6 классе. |
9