ТЕМА УРОКА: Правописание безударных гласных в корне
слова (обобщение)
ФОРМА: Игра «Счастливый случай» (мультимедийная
презентация)
ЦЕЛЬ: создать условия для повторения и обобщения имеющихся знаний о правиле правописания безударных гласных в корнях слов, для развития орфографической зоркости, внимательности;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать потребность и умение работать дружно, слажено, отвечая не только за себя, но и за всю команду.
I – Вступительное слово
Сегодня мы с вами должны привести в порядок все те знания, которые приобрели по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».
А поможет нам в этом игра «Счастливый случай», которая выходила на телевидении, когда многие ваши родители сами ещё учились в школе. Играли в неё семейными командами. Мы с вами тоже разделились на три команды (три ряда):
• • • • • •
• • • • • •
• • • • • •
• • • • • •
II - Игра «Счастливый случай»
1-й гейм - «Ты - мне, я - тебе»
Команды обмениваются теоретическими вопросами по теме.
Задание: Придумать по 3 вопроса на правило правописания безударных гласных в корне слова. Задать тот, который ещё не звучал.
Например:
- Какие слова являются проверочными?
- Какие гласные требуют проверки?
- Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
За грамотный вопрос и полный ответ команда получает 2 очка.
2-й гейм - «Заморочки из бочки»
В «бочке» находятся капсулы киндер-сюрприза, в которых лежат карточки со словами:
п_ля гр_за ст_лы
з_мля в_сна л_сной
т_гровый гр_бной м_ровой
пр_мой р_бой р_довой
гр_чи с_ды в_ренье
Участник команды вытаскивает капсулу, открывает её и читает слова вслух. Команда находит эти слова, написанные на доске (тем же цветом).
Задание: Запишите слова в столбик, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор, т.е. запишите проверочное слово, обозначьте орфограмму (поставить ударение, выделить корень).
Проверка проводится с помощью сигнальных карточек.
- Какую букву вставили в первом слове? Втором? И т.д.
Рефлексия: На первой линеечке (пр.сл.) отметьте, как сработала ваша команда: Все ли смогли подобрать проверочные слова и обозначить орфограмму?
За правильное выполнение команда получает 5 очков.
3-й гейм - «Дальше, дальше, дальше…»
Каждая команда получает лист бумаги.
Задание: Передавая лист друг другу по цепочке, каждый пишет по 1 слову с проверяемой безударной гласной в корне слова (обязательно поставить ударение, подчеркнуть эту гласную). Исправить ошибку имеет право только следующий участник.
Проверяет учитель во время выполнения учениками физминутки.
Рефлексия: На второй линеечке (с.р.) поставить отметку с учётом количества правильно записанных слов.
Побеждает команда, которая записала больше слов за 3 минуты. Получают 3 очка.
4-й гейм - «Спешите видеть»
Ученики просматривают небольшой отрывок мультфильма.
Задание: Написать слова из этого мультфильма с проверяемой безударной гласной в корне.
Проверка проводится в форме аукциона. Побеждает тот, кто последним назвал слово.
Рефлексия: На третьей линеечке (вн.) оцените, какими вы были внимательными, сумели ли в мультфильме отыскать нужные слова.
Победитель получает 2 очка.
5-й гейм - «Гонка за лидером»
Работа ведётся на карточках:
В ст_рину на р_ке (С/с)вислочь ч_сто случ__лись паводки. Иногда в_сной паводки превращ_лись в нав_днения. В_да смывала д_ма, м_сты и д_роги. Наб_режные становились _зёрами.
Задание: Вставить пропущенные буквы.
Проверка: Команды обмениваются карточками и проверяют друг друга. Ошибки суммируются.
Рефлексия: Проверяющая команда на четвёртой линеечке (ош.) проверяемой ставит оценку с учётом количества допущенных ошибок.
Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок - 3 очка.
III - Подведение итогов
Рефлексия: На пятой линеечке (др.) оцените, как слаженно работала ваша команда: все ли участвовали в работе, были ли ссоры, оскорбления, на сколько вы были дружны.
Соедините отметки в вашем графике. Графики вывешиваются на доску.
Попробуйте проанализировать: что удалось вашей команде, в чём были ваши сильные стороны, на что вашей команде надо обратить особое внимание.
Подсчитайте количество заработанных очков.
Команда победительница награждается аплодисментами.
IV - Домашнее задание: гейм - «Тёмная лошадка»
Помогите отгадать,
Что это и как писать.
Я - противоположность шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь … .
Слово это запишите,
Написание объясните,
Орфограмму укажите.
Предложение сочините,
В тетрадь красиво запишите.
5