Разработка урока по русскому языку 2 класс
учителя начальных классов 1 категории
МОУ Судиславской средней школы Смирновой Л.В.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Что такое части речи»
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»
.
Цель урока: - ввести понятие части речи, формировать умение определять части речи, научится писать предложения со словами разных частей речи;
- развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям речи;
- развивать речь при составлении предложений;
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи.
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
иметь образное представление о языке как о четко организованной структуре;
определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
Личностные:
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои предположения на основе учебного материала;
осуществлять контроль за выполнением деятельности;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Оборудование:
У учителя:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Мультимедийная установка
У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
| Универсальные
|
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
| - Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок! Садитесь по удобнее, Начнем скорей урок!
Проверяет готовность к уроку. | Организуют рабочее место.
| Л.Самостоятельное определение простых, общих для всех людей правил поведения.
|
II. Минутка чистописания. Лл ллл ла ло ли лю лу ле ля лы лед ледяной леденеет
| - Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Какой идет месяц? - Какое время года? -А после весны? -Назовите первый звук в слове лето. -Дайте характеристику звука л.
-Какую букву будем писать на минутке чистописания? -Прочитайте слоги с мягк. согл.? -твердым согласным? - Что это за слова? -Докажите, что однокоренные? -Какое слово является проверочным для двух других? -Как пишутся корни в однокоренных словах? - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделите корень.
| 14 марта. Классная работа.
-март -весна - лето Л -Согласный, непарный, звонкий, твердый, мягкий. - Букву л. письмо 1 стр. письмо слогов
-Однокоренные -Одинаковое значение, общая часть. -Лед. -Одинаково. | П:вырабатывать каллиграфический почерк; Р: высказывать своё суждение, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. К: вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию
|
III.Словарно – орфографическая работа. Загадка.
Слайд № 1.
IV. Актуализация темы урока.
Слайд №2.
Слайд №3. | - Не зверь и не птица, всего боится. Наловит мух – и в воду плюх. - Кто такая лягушка? - Прочитайте слово с ударением. -На правописание какой буквы следует обратить внимание? - Можно ли ее проверить? -Какое это слово? -Запишите, подчеркните безударную гласную. -Составьте предложение с этим словом. -Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка? -А знаете ли приметы, связанные с лягушкой? -Письмо под диктовку ( у доски). -Назовите и подчеркните орфограммы. -Что мы записали? -Из чего состоят предложения? -Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? -Да, слов в нашем языке очень много и все они разные и имеют разное значение.
–На какие группы вы уже умеете делить слова? -А как вы думаете, можно ли еще делить слова на какие- либо группы?
-А на какие? -А вы знаете что такое части речи? -Сформулируйте тему урока? - Умный Совенок ставит перед нами эту же проблему. Прочитайте его слова. -Как бы вы ответили на его вопрос? -Какие поставим цели урока?
- Прочитайте слова, которые писали на минутке чистописания. Лед ,ледяной, леденеет. -На какой вопрос отвечает? -Что обозначает? Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаки предметов и действия предметов отвечают на разные вопросы и имеют разное значение и объединили их в большие группы и дали им названия - части речи. -Что это за слова? |
-Лягушка. -Лягушка – это бесхвостое земноводное животное. - я -Нет. - Словарное. - В русской народной сказке «Царевна-лягушка» - В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница»
Ночью лягушки громко квакают к дождю. - -Предложение. - Из слов. - О словах.
- Тематические группы слов, омонимы ,синонимы, антонимы и т.д. -Да. -Части речи?
-Что такое части речи?
-Части речи это слова, из которых состоит наша речь. -Учиться различать слова разных частей речи по вопросу, по значению.
( чтение по одному слову)
-Части речи. | П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; находить ответ в заданном задании; осуществлять действия по образцу и заданному правилу Р: определение цели деятельности с помощью учителя. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя,
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от известного; |
V. Основной этап урока. Слайд №4. | -Послушаем сообщение профессора Самоварова.
-Для чего надо правильно выделять части речи?
-Выполнение задания Умного Совенка на интерактивной доске.
-На какие вопросы отвечают слова в первом столбике? - Что они обозначают? -На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? - Что они обозначают? -На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике? - Что они обозначают?
|
-Правильно употреблять в речи
-Дети по одному выходят к доске.
Предмет Признак предмета Действие предмета
| П: анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения. К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Р: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения; принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
Физкультминутка
| На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ручками хлопали, Ножками топали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались.
| Дети выполняют упражнения. | Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления
|
Работа в группах. Подчеркнуть нужные слова. | На карточках слова: Плачет, белое, девочка, деревянный , звучит, работа, гладит, торт, далекая, песня, учитель, играет, платье, медовый, стол, деревня, хорошая, объяснит. Проверка. -На какой вопрос отвечают? -Что обозначают? -Как называются слова, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета?
| 1 группа – слова, обозначающие предмет, 2 группа - признак предмета, 3 группа – действие предмета. От каждой группы по одному уч-ся. -Части речи. | П: определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Работа по учебнику.
Самооценка. ( по шкале)
Упражнения в паре:на карточке: 1.« Найди лишнее» ( зачеркнуть)
| -Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос Кто? -Что?
-Ф.М. -Если услышите слово, которое отвечает на вопрос кто? – хлопаете ладонями над головой, вопрос что? топаете ногами. Ученик, береза, заяц, город, лягушка, медведь, учебник, трактор. -А что это за слова.
-Учебник стр.70, упр.93. -Прочитайте задание. -Прочитайте слова первой группы. Что они обозначают? -Второй группы. –Что обозначают? - 1в. –Выбираете слова, которые отвечают на вопрос кто? И подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос что делает? И записываете маленькие предложения. 2в Выбираете слова, которые отвечают на вопрос что? И подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос что делает? И записываете маленькие предложения. -Сколько предложений записали ребята 1в? Прочитайте. - Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки. --Сколько предложений записали ребята 2в? Прочитайте.
Предмет Признак Действие предмета предмета
сказка добрый выдумывать чудо волшебная заколдует золотая сказочный рассказывает терем летает читать белочка вкусное фея орешек интересная мечтаем
-Докажите, что это слово лишнее? -Как называются все эти слова? -В словах, обозначающие предмет, найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? -Подберите к слову белочка , слова, обозначающие признак предмета. -Составьте предложение со словом белочка. Запись под диктовку. -Найдите слово, которое отвечают на вопрос кто? что? какая? что делает?
-Как называются все эти слова? -Как определить к какой части речи относится слово?
|
-Одушевленные -Неодушевленные
Словарные слова.
-Предмет -Действие предмета.
Самостоятельная работа уч-ся.
4 предложения.
4 предложения.
- белочка -Серая, пушистая, ловкая, шустрая.
Пушистая белочка грызет орешек. Ответы детей.
-Части речи. -Чтобы определить к какой части речи относится слово, нужно поставить вопрос.
| П: понимать учебную задачу; умение строить простые умозаключения по аналогии; принятие и выполнение практических задач; Р: работать по предложенному плану, инструкции; К: слушать и понимать речь других, адекватно оценивать свою роль в коллективной работе.
П:формирование умения работать с таблицей, находить лишнее; К:уважительно относиться к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь; Р: осуществлять контроль.
П: извлекать информацию из рисунка; К: уважительно относится к чужому мнению. |
VII. Итог урока.
| - Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- А что такое части речи?
- Какие общие признаки имеют слова, объединённые в одну часть речи?
| - Все слова относятся к какой-либо части речи. - Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. - Общее значение, вопрос.
| П: делают выводы на основе изученного материала; К: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами. |
8. Рефлексия.
| -Солнышко, если все было интересно и понятно на уроке. -Тучка, что- то не усвоили, не все понятно.
- Урок окончен. | Учащиеся выбирают и показывают солнышко или тучку. | Р: уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, К: иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
|
9.Домашнее задание. | - Р.т. стр. 28 упр. 149.
|
| П: проверка изученного материала. |