Открытый урок-проект по русскому языку во 2 «б» классе на тему:
«Обобщение знаний об имени существительном»
Цель урока:
повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование представления об основных грамматических признаках существительных;
- развивать умение определять число и род существительных
Развивающие:
- развитие универсальных учебных действий с традиционным изложением предметного содержания учебного материала;
- развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы;
- развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;
- развитие внимания, наблюдательности, устойчивой мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:
- привитие умения слушать учителя и своих одноклассников, уважения друг к другу, необходимое для работы в группе и паре;
- воспитание гигиенических правил письма;
- повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- распознавать в речи имена существительные,
- классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные,
- изменять имена существительные по числам,
- уметь определять род имён существительных
УУД:
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый контроль по результату,
- контролировать процесс и результаты своей деятельности,
- вносить необходимые коррективы,
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку),
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания,
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Личностные результаты:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, листы с заданиями по группам, карточки для парной работы, солнышко с грамматическими признаками существительных, смайлики для рефлексии
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. И прежде чем начать урок, создадим себе, гостям и друг другу хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 2,3).
-Что хотим получить от урока? (высказывания детей)
3.Работа над девизом урока
Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы)
Повторение - мать учения.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать учения» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.
- Как вы думаете, чем на уроке сегодня будем заниматься?
(Повторять) (СЛАЙД 2)
II. Актуализация знаний, определение темы урока.
1. Запись в тетради: число. Классная работа.
А сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
2. Чистописание. (На слайде)
СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе
- Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)
- Какая буква лишняя? (ь)
- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)
- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.
- Какое слово получилось? (существительное)
- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)
3.Определение темы урока
Теперь мы можем сделать вывод, как называется тема нашего урока?
«Повторение об имени существительном»
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Вы со мной согласны? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Мы узнаём что-то новое, что-то интересное).
Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их. Но этот сундучок со знаниями должен быть у каждого из вас.
Сегодня мы пополним наш сундучок знаний. Мы изготовим схему- опору об имени существительном, чтобы в любой момент, если что-то подзабыли, могли себе напомнить с помощью этой схемы. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие на облаках к солнышку с красивым названием «Имя существительное».
Давайте убедимся все друзья,
Что нам без существительных никак нельзя!
III. Планирование предстоящих действий:
Давайте наметим план наших действий, как мы будем работать, чтобы всё успеть повторить, чем будем заниматься?
Сегодня мы будем:
Наблюдать замечать размышлять делать выводы (на доску – слова-карточки)
- а ещё мы изготовим для себя схемы- опоры об имени существительном. Чтобы вы могли в любую минуту воспользоваться ними и вспомнить, если что-то подзабыли.
IV.Обобщение и систематизация знаний
1. Словарная работа.
Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком.
Книга.
Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком.
Книга.
Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком.
Книга.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый……воробей.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Заяц
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. Карандаш
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. Капуста
Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Медведь
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидоры)
Как на нашей грядке вырос для загадки –
Сочный, да крупный, вон какой круглый.
Летом зеленеет, К осени краснеет. Помидор
Прочитайте все слова. Что они обозначают? Предмет появляется на доске солнышко с первым лучиком
На какие вопросы отвечают? Отвечает на вопросы…(кто? что?)
Как называются эти слова? …(имя существительное) (на доске солнышко с надписью имя сущ. , клею лучик - кто? что?)
Так что же такое Имя существительное?
У вас на столах заготовки схем – опор. Возьмите солнышко и наклейте на карточку. Теперь приклейте первый лучик как у меня на доске.
2. Признаки имён существительных
а) Одушевлённые и неодушевлённые
На какие две группы можно разбить эти слова?
Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)
Какие существительные относим к одушевлённым?
К неодушевлённым?
Запишите слова в 2 столбика. Проверьте по шаблону.(на слайде)
Наклейте лучики к своему солнышку
б) Собственные и нарицательные
И опять нужно внимание -
Очень важное задание.
Прочитайте предложение,
Примите важное решение.
Посмотрите, что и как,
Что–то здесь, друзья, не так.
Домик для скворцов смастерил алёша скворцов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)
Все остальные имена существительные относятся к нарицательным. (лучик)
Запишите предложения правильно. Подчеркните грамматическую основу.
Карточка:
страна - ….,
город - ...,
имя - …,
- выполните задание на карточках и проверьте друг друга
3. Физминутка. (музыкальная)
в) Изменение по числам (работа в парах)
Найди лишнее слово. Запиши. Объясни
1. Шапки, носки, сад, яблоки
2. Папа, трава, парты, книга
Вывод: имена существительные изменяются по числам
Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в ед.числе
Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов) (лучик)
г) Изменение по родам
Под ольхой в тени ветвей
Ёж созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
БЕЛ - КА, МЕД - ВЕДЬ, СОЛН - ЦЕ.
На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
Дети:
Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской. Но теперь скажу: “Он мой”.
Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.
Запишите слова в 3 столбика, дополните каждый столбик своим словом. (проверка)
Приклейте лучик
Вот мы и изготовили себе помощника на уроки русского языка.
Рассмотрите свои схемы-опоры. Покажите их мне и гостям.
Как вы думаете, пригодится вам эта карточка?
Когда? Где мы её будем применять? (когда будем делать грамматический разбор имени существительного)
д) грамматический разбор имени существительного: (работа в парах)
- Давайте попробуем это сделать прямо сейчас.
Сделайте разбор слов, записанных у вас на карточках. (проверка по образцу на слайде)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.
Вот и кончился урок,
Подвести пора итог.
Настроенье каково? (Во!)
Все такого мнения? (Да!)
Все без исключения? (Да!)
У Андрея как дела?
У Динары как дела?
У Алёши как дела?
Как же здорово, друзья!
Такое же настроение у меня!
2.
Оцените свою работу на уроке маленьким солнышком.
Мне было легко -
Было немного трудно -
Ничего не понял -
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Давайте закончим наш урок стихотворением
Читает ученик
Имя Существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.