Предмет: русский язык Автор: Гижа Анна Викторовна
Класс: 4-й класс (система Л.В.Занкова) учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 37», г. Ангарск
Технологическая карта урока
Тема | Наречие как часть речи. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний.
|
Цель
| Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи. Формировать УУД: – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение; умение работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД); – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы (познавательные УУД); – умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); -определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).
|
Задачи | - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. - (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. - (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
|
Ресурсы: – основные
– дополнительные | -учебник «Русский язык» А.В.Полякова 4 класс. -мультимедийный проектор, компьютерные слайды - тетрадь - алгоритм самооценки |
Организация пространства | - фронтальная работа; - самостоятельная работа; - групповая работа; - индивидуальная работа.
|
Методы работы | - наглядный - проблемный диалог
|
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
ВЫЗОВ |
|
|
|
|
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- организовать планирование учебной деятельности на уроке.
| Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить для чего нужно эти правила выполнять.
| -Сегодня на уроке мы будем открывать новые секреты русского языка, знания вы будете добывать сами, а урок я хочу начать словами поэта. (слайд 1)
-Пусть девизом нашего урока будут следующие слова. (слайд 2)
-Вспомним правила поведения на уроке. (слайд 3)
- Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
| Учите русский каждый раз С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда И та награда в нем самом…
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.
|
| Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).
|
II. Выявление имеющихся знаний по теме урока (8 мин.). Цель: определить имеющиеся у учащихся знания по теме урока. | Выявить знания по теме урока. | -Над какой темой мы работали на уроке русского языка?
-Что мы узнали о глаголе?
-А еще какие части речи мы знаем? | Глагол.
| Повторить части речи. | Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
Постановка учебной задачи |
| Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить ее место в нашем языке.
-Готовы стать исследователями? |
|
|
|
Актуализация знаний у обучающихся | Организует фронтальную работу по выполнению заданий,организу ет выполнение самостоятельной работы,организу ет самопроверку и взаимопроверку. (слайд 5)
| -На доске вы видите группу слов: б.седа, .днажды, вежл.вый, л.гко, г.реть, анр.ном, два.цать. -Что вы можете сказать о данной группе слов? -Каждый выберет 3 слова, написание которых считает наиболее сложным для себя и запишет их в тетрадь, выделит орфограммы.
| Словарные слова.
Работа в тетради.
Работа в паре. Отдельные обучающиеся работают в паре на карточках на своем месте. | Проверить знание у обучающихся словарных слов. | Работать по плану (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
|
|
|
|
|
III. Открытие нового знания (10 мин.). Цель: организовать совместное открытие нового знания.
| Постановка проблемы
Организация коллективной работы.
Поиск решения данной проблемы.
Организует выполнение самостоятельной работы.
Реализация построенного проекта | - Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку.
-Почему слова в 4 группе не относятся ни к одной из групп?
-Значит возникает вопрос? (слайд 6) -Будем исследовать эту новую часть речи.
- Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи. (слайд 7) - А теперь работаем в группах. Давайте вспомним правило работы в группах. -Сформулируйте цель своей деятельности? (слайд 8). -Прочитайте предложения: (слайд 9) -Чем отличаются предложения левого и правого столбика? ( смотри таблицу в приложении) -Что заметили? Изменилось ли предложение? - Составьте характеристику словам «вскоре, вдали, вечером, очень» по данному плану. - Прочитайте правило в учебнике, чтобы выяснить, правы ли вы были? - Сделайте вывод, как называется эта часть речи? - Возвращаемся к пробному заданию. - В чем было затруднение - Так какой частью речи является слово «однажды, легко»? Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (слайд 10).Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». | Дети предлагают различные варианты, но остановимся на одном – по частям речи.
Не обозначают ни действия, ни признаков, ни предметов. -Какая это часть речи?
Узнать к какой части речи относятся слова
Стало скучным, не эмоциональным Наречие
Наречием Украшают её, делают её более точной и выразительной
|
- знать, что такое наречие; - уметь работать с текстом;
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД). Работать по плану. Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
IV. Применение нового знания (18 мин.). Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму.
|
Самостоятельная работа.
Самопроверка, исправление ошибок.
Самооценка по алгоритму. Выработка критериев оценивания.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальная работа
| Организует фронтальную работу по выполнению заданий.
Организует выполнение самостоятельной работы.
Организует самопроверку. Образец выполнения задания записывает на доске. Вместе с учениками договаривается о критериях оценивания самостоятельной работы, записывает их на доске.
| Читают задания, выполняют устно и письменно в тетрадях.
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Проверяют по образцу (на доске), исправляют ошибки.
Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы. Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки. | Поик наречий при выполнении заданий. | Работать по плану (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
|
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Определить, какое новое знание открыли.
Рефлексия.
| – Какое новое знание открыли?
– Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.
- Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.
| –Самостоятельная часть речи – наречие.
Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.
Дети проговаривают свое настроение на уроке, используя наречия. |
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
VII. Домашнее задание (2 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. | Задания по выбору. | Задаю 3 варианта задания по выбору: 2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия: 3. стр № | Слушают задание. | Использовать при выполнении заданий правило | Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
|
Приложение 1.
1. На уроке я узнал …
2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).
3. Я бы ещё хотел узнать …
Приложение 2.
Дождь прекратился. | Дождь вскоре прекратился. |
Показалась река. | Вдали показалась река. |
Была гроза. | Вечером была гроза. |
Суп был горячий. | Суп был очень горячий. |