Урок ручного труда по теме "Изготовление поделок из бросового материала. Карандашница".
Учитель: Ратушная Е.С.
Цель: учить учащихся работать с бросовым материалом;
способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой;
Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок, наклейками для декорирования ;
Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе и формировать положительное отношение к труду.
Оборудование: ноутбук, презентация, образец изделия, клей, ножницы, кисти, мешок с предметами, набор наклеек для декорирования.
Ход урока
I. Организационный момент
Минутка вхождения в урок
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь.
II. Сообщение темы и цели урока
– Тема нашего урока «Изготовление поделок из бросового материала». А какую поделку мы будем с вами выполнять, сейчас узнаем.
III. Актуализация знаний
Мешок с предметами
– Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, а вы внимательно слушайте.
Как-то раз дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик пошли клад искать.
– И как это я сам не додумался про клад? Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем на рынке покупать, – воскликнул кот Матроскин.
– И в магазине, – говорит Шарик. – Мясо лучше в магазине покупать.
– Почему? – спрашивают у Шарика друзья.
– Там костей больше.
И тут они на одно место пришли в лесу. Там была большая гора. Нашли друзья место, где клад зарыт, и дядя Фёдор стал копать. А пёс и кот уселись рядом на камушке.
И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это…
– Ребята, как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор?
(Ответы детей могут быть различными)
Дядя Фёдор передал нам мешок с тем кладом, который они с друзьями нашли в лесу. Ребята давайте все вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?
А нашли друзья…
(Дети по одному выходят к мешку, достают консервную банку, полиэтиленовый пакет, бумагу, бутылки стеклянные, пластиковые)
И так же грустно, как нам с вами стало друзьям. Оглянулись они, а мусор в лесу повсюду, около речки стеклянные бутылки, бумага, пакеты и т.д.
– Ребята, скажите мне, а откуда мусор в лесу, около речки, кто в этом виноват?
(ответы учащихся – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)
– Дети, как можно спасти природу.
(ответы учащихся)
И поняли друзья, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Собрали они весь мусор в ведро и больше никогда не бросали в лесу и детям своим наказали любить и беречь природу.
– Ребята, чему нас учит эта история?
(ответы учащихся)
– И что же может произойти с нашей планетой, если мы будем бросать мусор?
(Ответы учащихся – будет очень много свалок)
– Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревня превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет
– А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас дома?
(ответы учащихся)
– А где ещё можно использовать пластиковые бутылки, коробки, стеклянные бутылки?
(ответы ребят – можно сделать различные поделки)
– Всё верно вы говорите ребята.
– Можно сделать интересные поделки, которые порадуют ваших близких. Ребята давайте мы с вами отдохнём.
IV. Физкультминутка
- Разделитесь на две группы. На столе лежат пословицы, нужно собрать их и прочитать.
Какую тему объединяют эти все пословицы.
V. Анализ образца
Учитель показывает готовую поделку «карандашницу»
– Ребята, мы уже сказали, если мы будем мусорить, то вырастут мусорные горы, а мы сегодня попробуем сделать с вами поделку, из материала, который вы выбрасываете.
– Скажите мне, где можно использовать пластиковые бутылки?
(ответы учащихся)
– Ребята посмотрите на готовую карандашницу и скажите мне, что потребуется для того чтобы изготовить карандашницу.
VI. Повторение ТБ
На доске картинки по технике безопасности с ножницами, клеем.
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся?
(Ребята отвечают – ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
Передавать кольцами вперёд
Не держать ножницы остриём вверх
Резать материал на виду.
– А с помощью чего мы будем соединять детали?
(Ребята – с помощью клея)
– Давайте вспомним правила ТБ с клеем:
Наносим клей в ограниченных количествах, на середину детали и размазываем по краям кисточкой, тряпочкой подтираем.
Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
После работы убирай всё на место.
VII. Последовательность выполнения работы
А начнем мы свою работу с того, что оклеим верх нашего стаканчика полоской декоративного скотча. Оклеиваем наши стаканчики аккуратно, так, чтобы совпали конец и начало полоски скотча. Затем выбираем понравившуюся салфетку и оклеиваем будущую карандашницу. Подождем, когда чуть подсохнет и украшаем.
– Ребята, отложите всё в сторону, мы немножко отдохнём.
VIII. Гимнастика для глаз
IX. Продолжение работы над новой темой
Молодцы! тихо садитесь, продолжаем работу.
X. Просмотр, оценка и анализ выполненных работ
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
Какие качества вам потребовались?
(Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
На сколько пластиковых бутылок стало меньше?
(Ребята отвечают – на восемь «в зависимости от количества детей в классе»)
На сколько полезных вещей стало?
(Ребята отвечают – на восемь «в зависимости от количества детей в классе»)
XI. Уборка рабочего места
Молодцы ребята!
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери,
И порядок наведи
Учащиеся убирают своё рабочее место
XII. Подведение итогов
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
– Что интересного вы узнали?
– Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5».