Урок развития речи "Я и самый близкий мне человек"

Урок развития речи в 6 классе на тему "Я и самый близкий мне человек"

Содержимое разработки

Конспект урока развития связной речи на основе системно-деятельностного подхода.


Урок развития речи в 6 классе

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Цель: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.

Задачи:

-углубление знаний о тексте – рассуждении, его композиционных элементах;

- развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);

- воспитание сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик)

Ход урока

I.Введение в тему

- Сегодня у нас с вами урок развития речи. Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста. Какие вы знаете типы текста? Остановимся более подробно на рассуждении. Объясните, как вы понимаете, что такое рассуждение?

Какое же мы будем писать рассуждение, догадайтесь сами. Поможет вам в этом Катя, прочитав стихотворение Агнии Барто .

- Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

- Мерзнешь ты

И в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала,

- Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: - Я поняла! -

И тащит одеяло.

- О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери; Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой).

-Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).

-О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Агапова Полина.

( Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):

Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? (Доброго сердечного отношения)

- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)

- Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)

- Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот урок заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

- Запишем число и тему урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие».

Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.

II. Углубление знаний, составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения)

- Вспомним, что такое рассуждение? (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

- Структура сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)

- Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)

- Что такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать свою точку зрения.)

- От чего зависит степень убедительности сообщения? (От количества и качества аргументов; от порядка изложения аргументов; от формы их изложения.

- Составим развернутый план, опираясь на структуру.

Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?» (Приложение)

Вспоминают структуру рассуждения, делают записи в тетради.

Высказывают свои предположения.

Слушают объяснение, уточняют неясное.

III.Физминутка

Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка.

IV.Практическая часть. Работа в группах

Задания для групп:

1 и 2 группы пишут возможные варианты вступления:

1. Вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели

2. Эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто.

3 и 4 работают с доказательством 1;

5 и 6 – доказательство 2

Установка:

- постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, по отношению к своим близким.

Отчет о работе в группах. От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения

Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность. Работают в группах по предложенным заданиям, используя памятку «Как писать рассуждение?».

V.Домашнее задание

-Напишите сочинение на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию.

VI.Рефлексия

Заполнение карт самооценки.

VII.Подведение итогов.

Итак:

-Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?

-Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?

- Уяснили ли вы как пользоваться памятку?

- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы;

- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи? Каждая группа заполняет карты-самооценки. Отвечают на вопросы. Сигналят «да», «нет»


Приложения

I. Памятка «Как писать рассуждение?»

1.ВСТУПЛЕНИЕ

2-3 вступительных, вводных предложения!

2. ТЕЗИС (Вдумайтесь в тему сочинения, прокомментируйте заголовок, как вы его понимаете.)

Обоснуйте актуальность темы (значимость в современном мире); выскажите свою точку зрения на данную проблему.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (самая большая по объему: 2-3 абзаца)

Минимум 2 доказательства .

Здесь нужно постараться раскрыть проблему с разных точек зрения; привести примеры из книг, из жизни.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной части нужно подвести итог всему сказанному ранее.

Переход от доказательств к выводу осуществляется посредством вводных слов ИТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ и др., слов и сочетаний ПОЭТОМУ, ВОТ ПОЧЕМУ;

предложений

II

Критерии самооценки работы в группе

Ф.И.______________________________

Критерии

( за каждый критерий –

от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Я внес(ла) большой вклад в работу группы



Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого



Я умею убедительно доказывать свою точку зрения



Я пытаюсь понять все задания и выполнить их



Я умею работать в команде и чувствую себя комфортно




Критерии самооценки работы в группе

Ф.И.______________________________

Критерии

( за каждый критерий –

от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Я внес(ла) большой вклад в работу группы



Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого



Я умею убедительно доказывать свою точку зрения



Я пытаюсь понять все задания и выполнить их



Я умею работать в команде и чувствую себя комфортно






Сохранить у себя:
Урок развития речи "Я и самый близкий мне человек"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки