Урок по теме "Конституция РФ"

урок - практикум, работа с текстом конституции РФ, рефлексия - тест

Содержимое разработки

Урок по обществознанию 6 класс 

Тема: Конституция – основной закон страны.

Цель урока: 

1) подготовка обучающихся к восприятию ключевых положений Конституции РФ как документа, определяющего основы конституционного строя современной России;

2) знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции РФ;

3) развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации;

4) воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ.

5). Расширение понятийного аппарата учащихся.

Тип урока: мультемидийный урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, тесты для закрепления материала урока, Конституция РФ

Ход урока:

1 слайд –

Что такое конституция? (вопрос задается учащимся)

 2 слайд (после опроса учащихся на поставленный вопрос)

Конституция – основной закон страны, с латинского слова сonstitution – устанавливаю.

 3 слайд – учащиеся записывают определение в тетради.

Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица.

 4 слайд

Ребята, как вы думаете: Почему конституцию называют основным законом страны?

Ответ: Все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

Если какой – то закон противоречит конституции, он получает наиболее действие, идущее вразрез с «духом» и «буквой» конституции.

 5 слайд - рассказ учителя

Конституция - выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством.

Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Конституция, выступает основой всего законодательства.

 6 слайд – рассказ учителя

Записанные в конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание.

Если конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается!

В Англии до сих пор действуют законы, принятые 300 лет назад. В США конституция не менялась 200 лет, единственные изменения американцы вносят в конституцию виде поправок.

 7 слайд – кратко познакомить с мнением журналиста.

 

Для меня важно, что нынешняя Конституция обращена всеми своими статьями к личности, к человеку, к гражданину. В ней нет и намека на верховенство одних и даже косвенную подчиненность других. В ней черным по белому записано признание идеологического многообразия, политического многообразия, многопартийности, равенства перед законом общественных организаций, то, что никакая религия не может признаваться государственной.

                                                 Л. Корнешов, журналист

Учитель: дает не большой комментарий по этому мнению.

 8 слайд

Принятие или изменение основного закона страны является очень ответственным делом!

Над его подготовкой трудятся огромное количество специалистов. Предварительный вариант много раз обсуждается, проекты публикуются во всех газетах, и каждый гражданин может высказать свое предложение.

 9 слайд

История принятия конституции.

10 слайд

Нынешняя Конституция РФ принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.

Долго обсуждались различные проекты нового основного закона.

Представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться.

Наконец, были назначены выборы в Федеральное Собрание и Референдум (всенародное голосование) по новой Конституции России.

Новое слово Референдум записываем в тетради (всенародное голосование)

Конституция – это закон прямого действия, что означает следующее: если нарушаются права и интересы, защищаемые конституцией, любой гражданин имеет право обратиться в суд.

 11 слайд

12 декабря 1993 года – была принята Конституция РФ, которая действует в настоящее время.

ЗАПИСАТЬ дату в тетрадь

Новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека

 12 слайд

Давайте ребята поближе познакомимся с этим документом.(работа с текстом Конституции)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

  • Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

  • соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

  • сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

  • исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

  • чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедли­вость,

  • возрождая суверенную государственность, России и утверждая незыблемость ее демократической ос­новы,

  • стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

  • исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Подведение учителем сказанного: таким образом в водной части говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России.

 13 слайд     СОДЕРЖАНИЕ (закон состоит из 9 глав) (работа с содержанием Конституции)

Раздел I

Глава 1. Основы конституционного строя      

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина     

Глава 3. Федеративное устройство       

Глава 4. Президент Российской Федерации    

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство Российской Федерации        

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление        

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции     

Раздел II

Заключительные и переходные положения

 

14 слайд – рассмотрим Статью 1

  1. 1.Российская Федерация   - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

  2. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Т.О. наша страна демократическая республика

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Т.О. наше государство признает и защищает права и свободы человека.

? классу: А, какие права есть у каждого гражданина нашей страны?

Слайд 15, 16

Ответ: право на жизнь, никто не должен повергаться пыткам, насилию, право на свободу, защиту своего доброго имени, выбирать место жительства, передвигаться по стране, свободу вероисповедания, свободу слова, участвовать в управлении страной, свободный труд.

 Учитель: Наше государство по своему устройству является Федерацией

17 слайд         

  Учащиеся записывают определение Федерация

18 слайд

Статья 10(работа со статьей)

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 Вывод учителя: т.о. каждая ветвь власти выполняет свои обязанности.

 Законодательная: Парламент (Федеральное Собрание), состоит из Государственной Думы (депутаты, им можно стать с 21 г.) и Совета Федерации. Слайд 19

Исполнительная: Правительство (министры: образования, внутренних дел).Слайд 20, 21

Слайд 22 Судебная: решает правовые споры, которые возникают между людьми.

Слайд 23 (работа с главой 4)

Вопрос классу: Кто является главой нашего государства? Президент, который избирается сроком на 6 лет на 2 срока, избирается из граждан не моложе 35 лет, постоянно проживающего в РФ не менее 10 лет, может издавать указы и распоряжения. Вот такие основные моменты прописаны в этом разделе. Президент избирается всенародным голосованием.

 

24 слайд – подведем итоги

Главным законом нашей страны является Конституция РФ.

В ней записаны важные правила совместной жизни людей, эти правила носят общий характер.

Существуют и другие законы, где более конкретно прописывается, как должен вести себя человек в той или иной правовой ситуации.

Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения организованной, безопасной жизни людей в одном обществе.

 Рефлексия: тестовые задания с самоконтролем (работа в парах)

25 слайд вопросы на размышление

1.Согласны ли вы с утверждением: «Конституцию страны должен знать каждый гражданин этой страны»? Аргументируйте свое мнение.

2.Какие качества личности необходимы, по вашему мнению, депутатам, президенту?

 26, 27 слайд Домашнее задание













































Приложение

Приложение 1.

тестовое закрепление

1. Конституция – это…..

А) Крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

Б) Присяга на верность государству;

В) Основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, фиксирующий права человека.

2. Государственное устройство России:

А) Унитарное; Б) Федеративное;   В) Конфедерация.

3. В РФ действует:

А) Писанная конституция;     Б) Неписанная конституция;

В) Фиктивная конституция.

4. Когда была принята Конституция РФ?

А) 22 августа 1991 г.;     Б) 12 декабря 1993 г.;

В) 6 октября 1994 г..

5. Депутаты Государственной Думы:

А) Избираются гражданами России;

Б) Назначаются президентом;

В) Делегируются субъектами РФ.

6. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы человека:

А) с 7 лет;   Б) с 18 лет;   В) с рождения;     Г) с 16 лет.

7. Как называется Российский парламент?  

А) Государственная Дума;

Б) Конституционный суд;

В) Верховный Совет;

Г) национальное собрание;

Д) Совет Федерации;

Е) Федеральное собрание

Приложение 2. Презентация

Сохранить у себя:
Урок по теме "Конституция РФ"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки