МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок в 3 классе
« Обобщение знаний о составе слова»
Подготовила: Голубева О.В., учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
Цель:
- развивать умения выделять значимые части слова;
- разбирать слова по составу.
Задачи:
развитие умений разбирать слова по составу;
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я . Зовут меня Ольга Владимировна .Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость.
Минутка чистописания ( словарные слова- картинки)
- Откройте, пожалуйста, тетради, проверьте число и классную работу.
Слайд 1.
- А сейчас мы выполним небольшую словарную работу, я показываю картинку, а вы записываете слово.
- Давайте проверим слова, прочитав их орфографической речью( т.е. как написано), кто допустил ошибки, исправьте их.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года (Осень)
- Красота осенней природы завораживает. Посмотрите, какие красивые листья принесла нам осень. И сегодня на уроке они помогут нам повторить пройденный материал ( дерево с заданием).
- Некоторые листья уже упали с деревьев, давайте из них составим два слова, которые будут темой нашего урока.
- Итак, по какой теме мы сегодня будем работать? ( Ответы детей)
- Сегодня мы вспомним состав слова.
Слайд 2.
- В кроссворде спрятались названия частей слова. Отгадайте их.
1.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении ( окончание) Слайд
2.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс) Слайд
3.Главная часть слова, в которой заключается общий смысл всех родственных слов (корень) Слайд
4.Как называется вся часть слова до окончания? (Основа) Слайд
5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка) Слайд
III. Работа по теме урока
- Что же входит в состав слова ? ( Корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова)
- Осень приготовила для вас задания на листочках.
- Вот и первое задание.
- Также , как и у кустов я бываю и у слов ( Корень)
- Откройте учебник на 74 странице найдите упр. 130. Прочитайте .
- Найдите однокоренные слова. Как вы их определили?
- Выпишите однокоренные слова через запятую и выделите в них корень. Работаем самостоятельно.
- Молодцы ребята.
2. - А теперь второе задание
Часть слова, известная всем
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
- Ребята, на партах у вас лежат карточки голубого цвета . Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные буквы. ( Выполняют самостоятельно)
Далеко ещё зима
Но не до потехи,
Тащит белка в закрома
Ягоды орехи.
- В какой части слова пропущены буквы? (в окончании )
- Давайте прочитаем слова и назовём окончания.
-Как найти в слове окончание? (Нужно изменить форму слова)
- Молодцы!
3. Перейдём к следующему заданию
- Ребята , в лесу был ветер и слова рассыпались на части. Пожалуйста, распределите нужный порядок следования морфем каждом слове, и запишите в карточку зеленого цвета получившиеся слова , разберите их по составу , а поработаем мы в парах. ( карточки с заданиями, работа в парах )
про, ка, гул ____________________ за, ки, мороз____________________
под, ик, берёзов, ____________________ под, ик,осинов ______________
- Прочитайте полученные слова , называя их состав.
-Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)
- Я вижу вы хорошо разбираете слова по составу, давайте поможем лосятам спустится на землю. Вы должны распределить слова по корзинам в соответствии со схемами слов. Диск
1. яблоко, сапог, золото, синий 2. пёрышко, слонята, косточка, игрушка, книжка
3. походка, подлокотник, прикроватная, безбилетник, загородный.
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнём
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились полетели
И на землю тихо сели.
- 4. Мы продолжаем наш урок .
- Какие звери живут в лесу ? ( показываю первую картинку )
- Назовите детёнышей белки- бельчонок, лисы- лисёнок, волка- волчонок, зайца- зайчонок.
- Давайте запишем на доске эти пары слов.
- Какой суффикс помог образовать эти слова? ( енок, онок)
- Выделим его в словах ( я выделяю сама)
-Молодцы и с этим заданием вы справились .
5. Следующее задание
Она выражает значение слова
И называется просто — ... (Основа) Ребята, а что такое основа?
- Давайте вернёмся к словам, которые мы записали в начале урока. Выделите в них основу.
- . Итак, первое слово рябина, основа рябин, ….яблоня, берёза, капуста, морковь, горох.
V. Подведение итогов.
- 6. Выполнив задание теста «да» или «нет», подведем итог урока.
1. Слово может существовать без корня. (нет)
2. Суффикс стоит после корня. (да)
3. Однокоренные слова имеют один и тот же корень?( да)
4. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении ?(да)
5. Приставка стоит после корня? ( нет)
6. Часть слова без окончания называется основой? ( да)
7. В основе не заключено лексическое значение слова ? ( нет).
- Молодцы, вы допустили мало ошибок, а значит хорошо закрепили материал.
- Сегодня на уроке хорошо работали….. они получают пятёрки., молодцы.
Итак, закончи предложения :
- Что особенно понравилось в работе ?
- Что было трудно?
Рефлексия
- Ребята, а попробуйте сами оценить свою работу!
Я предлагаю вам украсить наше осеннее дерево своими листочками.
Желтые листочки у меня грустное настроение ,
Красные - у меня хорошее настроение.
Д/З