Урок по русскому языку в 3 классе " Обобщение знаний о составе слова"

Урок по русскому языку в 3 классе " Обобщение знаний о состоаве слова"

Содержимое разработки


МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа








Открытый урок в 3 классе

« Обобщение знаний о составе слова»







Подготовила: Голубева О.В., учитель начальных классов


















2019-2020 учебный год




Цель:

- развивать умения выделять значимые части слова;

- разбирать слова по составу.

Задачи:

  • развитие умений разбирать слова по составу;

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;

  • воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.


Ход урока

  1. Организационный момент


    1. - Здравствуйте,  ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я . Зовут меня Ольга Владимировна .Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость.


    1. Минутка чистописания ( словарные слова- картинки)

- Откройте, пожалуйста, тетради, проверьте число и классную работу.

Слайд 1.

- А сейчас мы выполним небольшую словарную работу, я показываю картинку, а вы записываете слово.

- Давайте проверим слова, прочитав их орфографической речью( т.е. как написано), кто допустил ошибки, исправьте их.


II. Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Лес разделся

Неба просинь

Это время года (Осень)


- Красота осенней природы завораживает. Посмотрите, какие красивые листья принесла нам осень. И сегодня на уроке они помогут нам повторить пройденный материал ( дерево с заданием).

- Некоторые листья уже упали с деревьев, давайте из них составим два слова, которые будут темой нашего урока.

- Итак, по какой теме мы сегодня будем работать? ( Ответы детей)

- Сегодня мы вспомним состав слова.

Слайд 2.

- В кроссворде спрятались названия частей слова. Отгадайте их.

1.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении ( окончание) Слайд

2.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс) Слайд

3.Главная часть слова, в которой заключается общий смысл всех родственных слов (корень) Слайд

4.Как называется вся часть слова до окончания? (Основа) Слайд

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка) Слайд


III. Работа по теме урока

- Что же входит в состав слова ? ( Корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова)

- Осень приготовила для вас задания на листочках.

  1. - Вот и первое задание.


- Также , как и у кустов я бываю и у слов ( Корень)

- Откройте учебник на 74 странице найдите упр. 130. Прочитайте .

- Найдите однокоренные слова. Как вы их определили?

- Выпишите однокоренные слова через запятую и выделите в них корень. Работаем самостоятельно.

- Молодцы ребята.

2. - А теперь второе задание

Часть слова, известная всем

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)


- Ребята, на партах у вас лежат карточки голубого цвета . Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные буквы. ( Выполняют самостоятельно)


Далеко ещё зима

Но не до потехи,

Тащит белка в закрома

Ягоды орехи.

- В какой части слова пропущены буквы? (в окончании )

- Давайте прочитаем слова и назовём окончания.

-Как найти в слове окончание? (Нужно изменить форму слова)

- Молодцы!

3. Перейдём к следующему заданию

- Ребята , в лесу был ветер и слова рассыпались на части. Пожалуйста, распределите нужный порядок следования морфем каждом слове, и запишите в карточку зеленого цвета получившиеся слова , разберите их по составу , а поработаем мы в парах. ( карточки с заданиями, работа в парах )

про, ка, гул       ____________________    за, ки, мороз____________________
под, ик, берёзов,    ____________________ под, ик,осинов ______________


- Прочитайте полученные слова , называя их состав.

-Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)

- Я вижу вы хорошо разбираете слова по составу, давайте поможем лосятам спустится на землю. Вы должны распределить слова по корзинам в соответствии со схемами слов. Диск

1. яблоко, сапог, золото, синий 2. пёрышко, слонята, косточка, игрушка, книжка

3. походка, подлокотник, прикроватная, безбилетник, загородный.


  1. Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились полетели

И на землю тихо сели.


- 4. Мы продолжаем наш урок .

- Какие звери живут в лесу ? ( показываю первую картинку )

- Назовите детёнышей белки- бельчонок, лисы- лисёнок, волка- волчонок, зайца- зайчонок.

- Давайте запишем на доске эти пары слов.

- Какой суффикс помог образовать эти слова? ( енок, онок)

- Выделим его в словах ( я выделяю сама)


-Молодцы и с этим заданием вы справились .

5. Следующее задание


Она выражает значение слова

И называется просто — ... (Основа) Ребята, а что такое основа?

- Давайте вернёмся к словам, которые мы записали в начале урока. Выделите в них основу.

- . Итак, первое слово рябина, основа рябин, ….яблоня, берёза, капуста, морковь, горох.


V. Подведение итогов.


- 6. Выполнив задание теста «да» или «нет», подведем итог урока.

1. Слово может существовать без корня. (нет)

2. Суффикс стоит после корня. (да)

3. Однокоренные слова имеют один и тот же корень?( да)

4. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении ?(да)

5. Приставка стоит после корня? ( нет)

6. Часть слова без окончания называется основой? ( да)

7. В основе не заключено лексическое значение слова ? ( нет).


- Молодцы, вы допустили мало ошибок, а значит хорошо закрепили материал.

- Сегодня на уроке хорошо работали….. они получают пятёрки., молодцы.

Итак, закончи предложения :

- Что особенно понравилось в работе ?

- Что было трудно?


  1. Рефлексия


- Ребята, а попробуйте сами оценить свою работу!

Я предлагаю вам украсить наше осеннее дерево своими листочками.

Желтые листочки у меня грустное настроение ,

Красные - у меня хорошее настроение.


Д/З



Сохранить у себя:
Урок по русскому языку в 3 классе " Обобщение знаний о составе слова"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки