Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Мне вообще не понятно, как нначать олимпиаду для учеников. Дееньги с карты сняли уже.

Содержимое разработки

Содержание





І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 7

1.Теоретическое содержание исследования

  1. Определение термина

  2. Причины возникновения

3)Классификация слов-паразитов

4)Истинное значение слов – паразитов

5)Как слова характеризуют человека?



2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

МБОУ «СОШ №65»________________________________________8-10

А) Анкетирование

3.Рекомендации избавления от слов-паразитов _________________11

4. Вывод__________________________________________________11

ІІІ. Заключение _________________________________________________11



Литература______________________________________________________14

Приложения_____________________________________________________15













Введение



«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попыталась ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.

 

Актуальность проблемы исследования обоснована темчто «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.



Объект исследования: речь учащихся МБОУ «СОШ № 65»



Предмет исследования: употребление слов-паразитов



Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.





Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;

  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5. Составить презентацию «Слова- паразиты»



Методы исследования: Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)

Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Проблемные вопросы:

  • Теоретические подходы к рассмотрению употребления слов-паразитов

  • Основополагающий вопрос:

Исследование частоты употребления слов-паразитов в школе №65



  • Как избавиться от навязчивых слов-паразитов



 Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.



Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи



























II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследовательского проекта





1).Определение термина

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.



В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там



2).Причины возникновения



Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  4. Мода на некоторые слова



3). Классифиакция слов-паразитов




и так далее

прямо

блин

как бы

скажем

буквально

как говорится

собственно говоря

ведь

как его


видишь / видите (ли)

как сказать

так

в натуре

короче

так вот

в некотором роде

можешь/ете вообразить

так сказать

в общем (-то)

можешь/ете представить

там

вообще (-то)

на самом деле

типа

вот

на фиг

типа того

в принципе


того

в самом деле

нет

только

все такое

ну

то есть

в целом

ну вот

уже

дело в том, что...

правда

это

ёшкин кот

понимаешь

это самое / эт самое

знаешь / знаете (ли)

послушай

я имею ввиду

значит

прикинь

(я) скажу

итак

просто






4).Как слова-паразиты характеризуют человека



Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.



2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МБОУ «СОШ № 655»

На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 7 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов учащимися разных возрастных групп»

В анкетировании и устном опросе принимали участие 75 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 65» (Приложение №1)

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

30% учащихся не знают, что такое слова-паразиты

70% учащихся знают, что такое слова-паразиты (Приложение №2)

100 % опрошенных учащихся, употребляют слова-паразиты в речи (Приложение №3)

О словах паразитах узнали в школе - 35%, по телевизору – 35%, Дома – 20% , из интернета -10%



Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить» Только 3 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.

На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г) я составила частотный словарь слов-паразитов.

Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 8 классе является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза);

В 5-7 классах чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 5,6 и 7 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 10 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено 5 раз. Слово «вот» и «так» по 3 раза.



Слова-«паразиты»,

употребляемые учащимися нашей школы


ну – 65%

вот – 55%

Короче – 47,5%

так– 37,5%

Чё - 35%

Это – 35%

Ваще – 30%

Как бы – 27,5%

Типа – 25%

Это самое – 12,%

Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.

1.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...


2.

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность


Мы уже как бы читали эту книгу

3

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы


Типа, ты кто такой?

4

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов


Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...


5

Факт

Уверенность в своих словах


Так всё и было, факт.


6.

Как его, ну как его, как это


Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить


Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.


7

Понимаешь, понимаешь ли


Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова


Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...


8

Вообще, ваще!


Лёгкое возмущение

Итог речи


Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…




3.Способы избавления от слов-паразитов

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».

  1. Читай хорошую литературу;

  2. Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;

  3. Наказывай себя штрафом;

  4. Практикуй выступления перед аудиторией;

  5. Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

  6. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

  7. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

  8. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

4. Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

  1. изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

  2. изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 5-7 классов нашей школы,

  3. нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи

4) в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь.

5) Составила презентацию

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследовательского проекта я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». III.Заключение

Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»

Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

























IV. Литература

1. Дараган,Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи/ Ю.В. Дараган. – М,1996. -142 с.

2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

3 Левонтина И. Б. «О словах-паразитах»/И.Б. Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68 с

4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  • http://www.philology.ru

  • http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

  • http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

































Приложение 1



1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?





Приложение 2



Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?














































Приложение 3



































Содержание 1. Введение ………………….……………………………………………3 2. Глава I «Слова – паразиты и причины их употребления» … .………7 3. Глава II «Классификация речевых паразитов »……...……….. … … . 8 4. Глава III «Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников»…………………………………………………………....10 5. Список использованных источников ………… ………………….. .15 3 Введение ... Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык. Народная мудрость Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя... Угостили малыша, - «Что надо сказать?» - говорит ему мама. «Помаши ручкой «до свидания» - просят ребёнка родители - эти напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни. Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться... ... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...не много смеяться, стыдиться старших... ...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите... Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. Рис. 1 4 Кто же в наше время даёт молодёжи уроки культуры общения? Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться? Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Возникает проблема: частое употребление слов - паразитов в речи учащихся Предмет исследования: слова – паразиты в речи школьников Объект исследования: причина употребления таких слов. Цель работы: исследовать причину употребляемости слов – паразитов в речи учащихся Задачи: 1. Изучить понятие «слова-паразиты»; 2. рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам; 3. выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; 4. проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; 5. выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами; 5 6. выпустить (в дальнейшем) буклет – памятку «Рекомендации школьникам «Способы избавления от слов – паразитов». Гипотеза: мы предполагаем, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас. Методы: 1. изучение теоретического материала о словах-паразитах; 2. наблюдения за речью учащихся; 3. анкетирование школьников; Практическая значимость работы: - формирование интереса школьников к культуре общения - возможность использования материала для проведения тематических классных часов - информационный, просветительский материал, а также дополнительный материал для внеклассной работы. Рис. 2 6 Глава I Слова – паразиты и причины их употребления «Знаете - ли вы, что культура речи «как бы» является своеобразной визитной карточкой «этого самого» — образованности и, ээээ, «как его» — нравственности…» Согласитесь, читая данное предложение, в которое вставлены совершенно ненужные слова, словно спотыкаешься. А все потому, что речевая информация, наполненная бессмысленными словами, становится корявой, неприятной на слух. К сожалению, сегодня так говорят очень многие и даже не замечают этого. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную словами - «паразитами». В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление слов - «паразитов» в русской речи. Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка. Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов- паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне. Cамым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», 7 «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Итак, возможными причинами употребления слов-паразитов могут быть: 1. недостаточный словарный запас; 2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4. мода на некоторые слова. Рис. 3 8 Глава II Классификация речевых паразитов Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того. Слова - паразиты могут быть разными частями речи. Слова - паразиты как части речи Но ведь эти слова имели первоначально другое значение: Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь № Группа Слова – паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Вводные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется 9 теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Есть интересная теория о том, что слово- паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово- паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся». «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект. У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи. «Типа» - 1. Желание выделиться. 2. Заменитель паузы «Чё» - Вопрос – недоумение. Рис. 4 10 «Щас» - Нежелание что-либо делать. «Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов. «Вообще, ваще!» - 1.Лёгкое возмущение. 2.Итог речи. «Как его, ну как его, как это» - Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить. Психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще: 1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово - паразит 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением слов-паразитов Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуем ребятам:  если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;  больше читать художественную литературу;  внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);  делать паузы, чтобы собраться с мыслями;  заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами. Слова – паразиты мы можем встретить и в художественной литературе, но совсем для иного. «Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас!...». Узнаёте?! Это всем известная Рис. 5 11 сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Само произведение мы будем изучать в 7 классе, но мой научный руководитель порекомендовал мне его в качестве примера употребления лишних слов, засоряющих речь. По-моему, удачный пример! А вспомним Фильку из сказки-были К. Паустовского, его даже называли по тому слову-паразиту, которое он употреблял: «да ну тебя». В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. 12 Глава III Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: часто, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов- паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи» (на доске анкета), проведён эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» В анкетировании принимали участие ученики 5-7 классов (50 человек) «Слова – паразиты в вашей речи» 1. Употребляешь ли ты в своей речи слова-паразиты? 2. Замечаешь ли ты эти слова в своей речи? 3. Какие слова-паразиты ты слышишь в своей речи? 4. Считаешь, нужно ли бороться со словами-паразитами? Как? 100 60 70 40 30 0 20 40 60 80 100 120 Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 4 Ряд 3 Ряд 2 Ряд 1 13 Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали: подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты; 60 % учащихся замечают слова-паразиты в своей речи, 40 % не замечают, как произносят эти слова. 70% учащихся борются со словами паразитами; (30%) не борются. наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; «вот»; «короче»; «а», «эээ» и тд. В качестве способов борьбы со словами – паразитами 50% учащихся указывают, что необходимо следить за речью; 35% -читать художественную литературу; 15% -затруднились ответить. Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попытался определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провел такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснил, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решил начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметил, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другой мой одноклассник стал употреблять это слово, а уже через неделю практически все ребята в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать». Я сделал вывод, что в лексике школьников некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема, возможно, отпадёт сама собой. Рис. 6 14 Заключение На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Ребята часто употребляют слова – паразиты, так как имеют пока ещё скудный словарный запас. Чаще других ими пользуются ученики, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в нашем исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований. Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Рис. 7 15 Используемая литература: 1. Андреев Владимир. Современный этикет и русские традиции. Изд-во: Харвест, 2008 2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л: Наука. Лен.отд-ние, 1990. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов- на- Дону, 1995 4. Домострой. Юности честное зерцало. Изд-во: Азбука, 2008. 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Москва, 2001. 6. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. 7. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2000. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ 8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 кн.- М.: Голос. Колокол-Пресс, 1993-1998.















Сохранить у себя:
Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки