Наша дружная семья
Ход урока:
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир — это большое волшебное зеркало
- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…
-Что вы видите? ( на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
.- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Почему вы так решили?
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
-Сегодня на уроке:
- Уточним понятие «семья», «традиции», «родство», «поколение».
- Узнаем правила общения в семье.
-Назовем признаки дружной семьи.
-Узнаем о традициях в ваших семьях.
Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого
зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни. (Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1. Она лучше всех на свете, мама
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет? папа папа
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда дедушка
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа, бабушка
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада. Брат(сын)
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье! сестрёнка
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
(Ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…- это семья или родственники)
2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь. Поможет нам в этом толковый словарь.
-Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
ПОКОЛЕНИЕ - одновременно живущие люди близкого возраста.
Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для вас люди-это ваша семья. Попробуем определить, что же такое культура общения в семье. Каждая группа подготовила выступление. Внимательно посмотрим их ситуации и попробуем сформулировать правила общения в семье.
1 группа
К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
— Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
— Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
— Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,
На столе без соли?»
Насте бабушка в ответ:
— Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: — Готов!
Я во всем помочь им».
— Да и мне не по себе,
Настя вторит брату —
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!
— Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
— Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
— Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….)
Вывод. Культура общения — вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.
2 группа
Чтец 1:
Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Чтец 2:
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите” сказал.
Чтец 3:
И мама молчит,
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Чтец 4:
"Простите!” — Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
— Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…)
3 группа
Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
— Я вам вовсе не девчонка
— Не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки:
— Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
— Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно маме
Помогаешь — молодец».
И уже не стороной —
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал
Молоко не расплескал.
— Мама, что ещё купить?
Я могу ещё сходить!
— Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
4 группа
Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка обед,
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
«По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,
— Говорит сурово дед,
— «Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
— Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки…
На мозолистые руки.
Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
— Ну, понятно в чём секрет?
Все: Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
— О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку - это культура общения.
Работа с учебником. Рассмотрите иллюстрации на странице 43.
Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье.
Физкультминутка
Признаки дружной семьи.
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».
Чтение по учебнику(одного человека из группы спрашиваю)
- Что такое традиции?
- О каких семейных традициях вы прочитали?
- Какие традиции есть в вашей семье?
- Для чего нужны семейные традиции? (Благодаря им передаётся народная мудрость, члены семьи сближаются между собой)
- Теперь я предлагаю вам открыть рабочую тетрадь на с.25 и выполнить самостоятельно задание №3. (Прошу кого-нибудь из учеников прочитать задание).
Проверка выполнения работы.
Ребята, вам предстоит написать ВПР. Сейчас мы с вами попробуем выполнить задания, которые могут встретиться в такой работе.
Задание1.
-При рождении тебе дано, а люди им пользуются (имя)
-А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого)
- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными.
— А знаете ли вы свое полное имя? (Спрашиваю Настю, Ваню, Мишу, Пашу, Дашу)
Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)
— Как различают таких детей? ( По фамилиям.)
Итак, имя вам дали родители.
- Отчество? – от отца.
А фамилия – ? (Общая у всех членов семьи)
Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад)
Задание 2.
Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна.
Какими будут полные имена и отчество у Андрея и Оли? (Ольга Викторовна и Андрей Викторович)
Ещё раз внимательно прочитайте задание. Подумайте, поразмышляйте, сможем ли мы сказать, как зовут других родственников детей и каких? (Дедушка Василий и дедушка Сергей)
- Ребята, а вы знаете, какого числа отмечают праздник семьи в России?
Праздник "Дня семьи, любви и верности" в России отмечается 8 июля.
Символом этого праздника было решено сделать скромный цветок ромашку, так как издревле именно этот цветок считался символом любви. Ромашка – это самый известный и любимый цветок в России.
А также Глава республики Башкортостан Рустэм Закиевич Хамитов подписал Указ, согласно которому 2018 год объявлен в республике Годом семьи и утверждена эмблема.
За основу был взят башкирский орнамент кускар. Эмлема символизирует многодетную семью – родителей с тремя детьми. Основной цвет эмблемы — бирюзовый, который означает щедрость, творчество, уверенность, общение и любовь. Этот яркий цвет никого не оставляет равнодушным и очень редко вызывает отрицательные эмоции.
Итог урока.
Сегодня мы говорили о самых близких вам людях. Если б сейчас они вас слышали, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые надо продолжить.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… — Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … — Я желаю своим близким …
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Что такое «семейные традиции»?
Рефлексия.
Закончите предложения
- Мне понравилось…
- Урок заставил меня задуматься…
Домашнее задание.
С. 23 нарисовать герб своей семьи.
Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.