Урок по окружающему миру на тему "Наша дружная семья"

Урок по окружающему миру на тему "Наша дружная семья" для 2 класса по программе "Школа России"

Содержимое разработки

Наша дружная семья

Ход урока: 
1.Организационный момент. 
— Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться красоте,  добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир — это большое волшебное зеркало

- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…

-Что вы видите? ( на доске изображение дома)

-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!


.Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Почему вы так решили?


- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».

-Сегодня на уроке:

- Уточним понятие «семья», «традиции», «родство», «поколение».

- Узнаем правила общения в семье.

-Назовем признаки дружной семьи.

-Узнаем о традициях в ваших семьях.



  1. Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого



зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни. (Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

1. Она лучше всех на свете,

мама

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)


2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

папа папа


3. На него смотрю всегда

дедушка

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)


4. У мамы работа, у папы работа,

бабушка

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)


5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Брат(сын)

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)


6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

сестрёнка

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)



(Ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…- это семья или родственники)


2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь. Поможет нам в этом толковый словарь.

-Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.

Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.

Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

ПОКОЛЕНИЕ - одновременно живущие люди близкого возраста.



Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для вас люди-это ваша семья. Попробуем определить, что же такое культура общения в семье. Каждая группа подготовила выступление. Внимательно посмотрим их ситуации и попробуем сформулировать правила общения в семье.







1 группа

К дедушке и бабушке 
Настя и Володя, 
В гости на оладушки 
в выходной приходят. 


Внук Володя попросил: 
— Дед, налей мне чаю. 
Дед голову склонил, 
Вове отвечая: 


— Плохо слышу я внучок, 
не чета тебе я. 
Я уже ведь старичок, 
вот и слух слабеет. 


Настя бабушке грубит: 
— Ты не видишь что ли, 
Что солонка тут стоит,

На столе без соли?» 


Насте бабушка в ответ: 
— Я ведь вижу плохо, 
Мне уже не мало лет, 
помоги мне кроха. 


Стало после этих слов 
стыдно детям очень. 
Вова говорит: — Готов! 
Я во всем помочь им». 


— Да и мне не по себе, 
Настя вторит брату — 
В том, что стали вы слабей, 
вы не виноваты! 

Через много, много лет 
мы такие будем. 
Я – бабуля, Вова – дед, 
все стареют люди. 


Глазки, ушки заболят 
и у нас, когда-то. 
Так разумно говорят 
славные ребята! 


Ставят сами всё на стол 
Чай по чашкам льётся. 
Тут и дедушка расцвёл, 
Бабушка смеётся! 


Вы, ребята, никогда 
близким не грубите. 
Деда с бабушкой 
всегда от души любите! 

— Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке) 
— Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос: 
— Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….) 
Вывод. Культура общения — вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку. 


2 группа

Чтец 1: 
Папа разбил 
Драгоценную вазу 
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу. 


Чтец 2: 
Но папа нашелся: 
Взглянул им в глаза 
И робко и тихо 
"Простите” сказал. 


Чтец 3: 
И мама молчит, 
Улыбается даже. 
— Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже… 


Чтец 4: 
"Простите!” — Казалось бы, 
Что в нем такого? 
А вот ведь какое 
Чудесное слово! 


— Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…) 






3 группа

Вова плачет тонко-тонко 
И глаза трет кулаком: 
— Я вам вовсе не девчонка 
— Не пойду за молоком! 


Мама смотрит без улыбки: 
— Что же сделаешь ошибку, 
Мне не будешь помогать, 
Не пущу тебя гулять. 


Постоял, подумал он: 
— Ну давай уж свой бидон. 
Вове грустно и обидно, 
Он шагает стороной: 
Может так не будет видно 
Всем бидона за спиной? 


Дядя с длинными усами, 
Высоченный как отец, 
Улыбнулся: «Видно маме 
Помогаешь — молодец». 


И уже не стороной — 
Вова гордо шел домой. 
Хоть по лестнице скакал 
Молоко не расплескал. 
— Мама, что ещё купить? 
Я могу ещё сходить! 


— Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье) 
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. 








4 группа

Папа с мамой на заводе, 
Варит бабушка обед, 
А у Лиды и Володи 
Никакого дела нет. 


Ходят скучные с утра 
И братишка и сестра. 
Дед стучит, ведёрко чинит, 
Подозвал к себе внучат. 


«По какой такой причине 
Малыши мои молчат? 
Я вот стар, а мне не скучно», 
— Говорит сурово дед, 
— «Объяснить могу научно 
В чём тут кроется секрет». 


Помолчал старик немного, 
А потом добавил строго. 
— Вы сюда взгляните внуки, 
Вот на эти руки… 
На мозолистые руки. 


Молча смотрят внуки 
А на внуков смотрит дед: 
— Ну, понятно в чём секрет? 


Все: Знают взрослые и дети 
Жить невесело на свете 
Если в жизни дела нет. 


— О чем нам рассказали ребята? 
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.

Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку - это культура общения.



Работа с учебником. Рассмотрите иллюстрации на странице 43. 
Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье. 


Физкультминутка

  1. Признаки дружной семьи.

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.



– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».



Чтение по учебнику(одного человека из группы спрашиваю)

- Что такое традиции?

- О каких семейных традициях вы прочитали?

- Какие традиции есть в вашей семье?

- Для чего нужны семейные традиции? (Благодаря им передаётся народная мудрость, члены семьи сближаются между собой)

- Теперь я предлагаю вам открыть рабочую тетрадь на с.25 и выполнить самостоятельно задание №3. (Прошу кого-нибудь из учеников прочитать задание).

Проверка выполнения работы.

Ребята, вам предстоит написать ВПР. Сейчас мы с вами попробуем выполнить задания, которые могут встретиться в такой работе.

Задание1.

-При рождении тебе дано, а люди им пользуются (имя)

-А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого)

- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. 
— А знаете ли вы свое полное имя? (Спрашиваю Настю, Ваню, Мишу, Пашу, Дашу)

Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки) 
— Как различают таких детей? ( По фамилиям.) 
Итак, имя вам дали родители. 
- Отчество? – от отца. 
А фамилия – ? (Общая у всех членов семьи)

Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад)

Задание 2.

Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна.
Какими будут полные имена и отчество у Андрея и Оли? (Ольга Викторовна и Андрей Викторович)
Ещё раз внимательно прочитайте задание. Подумайте, поразмышляйте, сможем ли мы сказать, как зовут других родственников детей и каких? (Дедушка Василий и дедушка Сергей)









- Ребята, а вы знаете, какого числа отмечают праздник семьи в России?

Праздник "Дня семьи, любви и верности" в России отмечается 8 июля.

Символом этого праздника было решено сделать скромный цветок ромашку, так как издревле именно этот цветок считался символом любви. Ромашка – это самый известный и любимый цветок в России.



А также Глава республики Башкортостан Рустэм Закиевич Хамитов подписал Указ, согласно которому 2018 год объявлен в республике Годом семьи и утверждена эмблема.

За основу был взят башкирский орнамент кускар. Эмлема символизирует многодетную семью – родителей с тремя детьми. Основной цвет эмблемы — бирюзовый, который означает щедрость, творчество, уверенность, общение и любовь. Этот яркий цвет никого не оставляет равнодушным и очень редко вызывает отрицательные эмоции.

 Итог урока.

Сегодня мы говорили о самых близких вам людях. Если б сейчас они вас слышали, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые надо продолжить.

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…

— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… — Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … — Я желаю своим близким …

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Что такое «семейные традиции»?

Рефлексия.

Закончите предложения

 - Мне понравилось…

- Урок заставил меня задуматься…

Домашнее задание.

С. 23 нарисовать герб своей семьи.

Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.



Сохранить у себя:
Урок по окружающему миру на тему "Наша дружная семья"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки