Урок по курсу ОРКСЭ /модуль "Основы православной культуры". 4 класс. Тема: Библия

Урок по теме "Библия" для 4 класса, изучающих курс ОРКСЭ. Программа О.Л. Янушкявичене

Содержимое разработки

Составитель: Дуисеева Наталья Семеновна, учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 4 им. Д. М. Перова г. Саянск, Иркутская область

4 класс, модуль Основы православной культуры курса ОРКСЭ

Тема: Библия

Цель урока: знакомство учащихся с содержанием и структурой Библии.

Задачи урока:

— учебные: познакомить учащихся с Библией, ее структурой и содержанием, значением слов «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет»;

— воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к Библии как Священному Писанию христиан;

— развитие универсальных учебных действий: умений структурировать знания, классификации, выделения существенных признаков объектов, смыслового чтения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.

Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Богодухновенность (Боговдохновенность) Священного Писания.

Методическое обеспечение: рабочая тетрадь, старинные издания Библии, Нового Завета, аудиозапись богослужебных песнопений, использующих библейские темы, репродукции картин на библейские темы.

Виды деятельности: диалог, дискуссия, рассказ учителя, прослушивание музыки, знакомство с картинами на библейские темы.

Оборудование: классная доска, устройство для прослушивания музыки, проектор.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому материалу; бережное отношение к духовно – культурным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре христианства как хранительнице общечеловеческих ценностей; способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей; готовность использовать полученные знания, в повседневной жизни.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения; планировать свои действия; действовать по намеченному плану; выполнять проверку действий «другого» и осуществлять самоконтроль; осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные: осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач; анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы; строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; использовать речь в регуляции своего действия; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; соблюдать правила речевого поведения.

План урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Библия — Книга книг.

  3. Богодухновенность Библии.

  4. Состав Библии.

  5. Физкультурная минутка.

  6. Библия учит…

  7. Две книги.

  8. Сколько раз нужно прочитать Библию?

  9. Контроль знаний.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

Учитель.

Работаем в группах. Разгадайте кроссворд и сформулируйте тему урока. (первый номер по горизонтали является подсказкой)

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Вопросы по вертикали:

2.Кто вывел израильский народ из Египта?

3.Кто славил рождение сына Божьего на небе?

4.Куда Мария положила своего первенца?

6.Кто создал всю вселенную и нас?

По горизонтали:

1.Книга книг.

5.Первая книга Моисея.

7.Сын Божий.

На доске написана тема урока, основные понятия и цитата: «Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (А.С. Пушкин).

Учитель — Запишем в тетради тему урока и основные понятия.

2. Библия — Книга книг

Учитель — Ребята, кто из вас любит читать? Какие книги вам нравятся? А кто из вас читал Библию? А знаете, что означает слово «Библия»?

Учащиеся Ответы, краткое обсуждение.

Запись в тетради Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает «книги».

Учитель — Правда, удивительно: мы говорим «книги», а имеем в виду «Библию».

Рассказ учителя о Вальтере Скотте (по тексту учебника).

Учитель — Библия — собрание многих книг, которые объединены под одной обложкой, поэтому ее называют еще «Книгой книг».

Выполнение задания 1 из темы 4 в рабочей тетради.

3. Богодухновенность Библии

Учитель — Книги Библии писались в разных местах и в течение долгого времени — примерно 1500 лет. Они создавались на трех континентах — в Азии, Африке, Европе. Их записывали в пустыне, в темнице, во дворце, в горах, во время путешествий. Авторами этих книг были цари и пастухи, военачальники и врачи, философы и рыбаки.

— Чем же особым отличаются книги Библии, что они для многих являются единственной Книгой?

Учащиеся Ответы, краткое обсуждение.

Учитель — Тем, что все они имеют одного главного автора — Бога. Записывались эти книги по вдохновению свыше. Конечно, люди сами описывали события, излагали мысли, но что писать — им внушал Господь. Поэтому книги Библии называют Богодухновенными (Боговдохновенными), а Библию — Священным Писанием. Верующие читают Библию с особым чувством внимания и уважения — благоговением. Ведь через ее строки и слова Сам Бог обращается к человеку. Есть много примеров того, как чтение Библии преображало жизнь людей. Далее приводится (в редакции) отрывок из рассказа православного священнослужителя Антония Сурожского, который вспоминает события своего отрочества в скаутском лагере и первую встречу с Евангелием: «Случилось так, что Великим постом нас, мальчиков, стали водить наши руководители на волейбольное поле. Раз мы собрались, и оказалось, что пригласили священника провести духовную беседу с нами, дикарями. Все от этого отлынивали как могли, но меня руководитель уломал. Он сказал: „Послушай, мы пригласили отца Сергия Булгакова, ты можешь себе представить, что будет, если никто не придет на беседу?” Я подумал: да, лояльность к моей группе требует этого. А еще он прибавил замечательную фразу: „Я же тебя не прошу слушать! Ты сиди и думай свою думу, только будь там”. Я подумал, что, пожалуй, и можно, и отправился. И все было действительно хорошо, только, к сожалению, отец Сергий Булгаков говорил слишком громко и мне мешал думать свои думы, и я начал прислушиваться, и то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов. Помню, он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве. Он был замечательный богослов, и он был замечательный человек для взрослых, но у него не было никакого опыта с детьми, и он меня привел в такое состояние, что я решил не возвращаться на волейбольное поле, несмотря на то, что это была страсть моей жизни, а ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие... Я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И я решил прочесть самое короткое. ...Прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности. За каждым Евангелием есть какая-то культурная база, Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других. Я сел читать, и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь, со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел, я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорят, — правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл. Ну, дальше я читал, но это уже было нечто совсем другое. Первые мои открытия в этой области я сейчас очень ярко помню; я, вероятно, выразил бы это иначе, когда был мальчиком лет пятнадцати, но первое было: если это правда, значит, все Евангелие — правда, значит, в жизни есть смысл, значит, можно жить ни для чего иного, как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил. Есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и надо им скорее сказать. Второе: если это правда, то все, что я думал о людях, была неправда; Бог сотворил всех, Он возлюбил всех до смерти включительно, и поэтому даже если они думают, что они мне враги, то я знаю, что они мне не враги. Помню, на следующее утро я вышел и шел как в преображенном мире, на всякого человека, который мне попадался, я смотрел и думал: тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! Ты мне брат, ты мне сестра, ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, но я это знаю, и этого довольно. Это было первое, самое разительное открытие».

Обсуждение прочитанного с учащимися.

4. Состав Библии

Рассказ учителя о составе Библии (по тексту учебника). Пояснение того, что слово «Завет» в Библии означает союз Бога и человека, а не договор (как иногда это слово переводят). Договор может быть расторгнут в случае его нарушения одной из сторон. А Бог всегда верен человеку и не забывает его, хотя человек на протяжении всей истории столько раз изменял Богу… Слово «союз» говорит об удивительном доверии и любви Бога к Своему творению. Выполнение задания 3 из темы 4 в рабочей тетради.

5. Физкультурная минутка

Учитель — А теперь можете встать, подойти к моему столу и подержать в руках настоящую Библию, помня о том, что это Богодухновенная книга.

6. Библия учит…

Учитель — Сядем опять за парты и подумаем над вопросом: если главный автор Библии — Бог, то зачем Ему нужно было создавать Библию?

Учащиеся Ответы, краткое обсуждение.

Учитель — Да, через текст Библии Бог хочет научить людей праведно жить (основываясь на правде).

Вклеивание в тетрадь и выполнение задания 2 к теме 4 в рабочей тетради. Чтение кем-то из учащихся и обсуждение стихотворения И.С. Никитина (по тексту учебника).

7. Две книги Чтение кем-то из учащихся высказывания М.В. Ломоносова (по тексту учебника). Обсуждение вопроса 3 из темы 4 в учебнике. Выполнение задания 4 из темы 4 в рабочей тетради.

8. Сколько раз нужно прочитать Библию?

Учитель — Сколько раз вы прочитали свою любимую книгу?

Учащиеся Ответы, краткое обсуждение. Дискуссия на тему: сколько раз за свою жизнь нужно прочитать Библию?

Обсуждение иллюстраций в учебнике.

Учитель — Библейские тексты поются на богослужениях в храмах. Сейчас мы послушаем некоторые из таких песнопений (например, псалом «Благослови душе моя Господа» А. Львова).

Слушание и обсуждение услышанного с ребятами.

Учитель — А теперь познакомимся с картинами на библейские темы, некоторые из изображенных на них историй, сюжетов мы с вами будем изучать позже. Рассматривание и обсуждение картин. Например, можно рассмотреть картины П. Брейгеля «Вавилонская башня», Рембрандта «Моисей со скрижалями Завета», «Возвращение блудного сына», Г. Доре «Притча о милосердном самарянине», А. Иванова «Явление Христа народу», М. Мункачи «Христос перед Пилатом».

Учитель — Итак, повторим, о чем мы с вами говорили сегодня.

Учащиеся высказываются, учитель комментирует.

Учитель — Мы с вами говорили о Библии, которую называют еще Священным Писанием, и которая состоит из двух частей — Нового и Ветхого Заветов.

9. Библейские тексты поются на богослужениях в храмах. Послушайте псалом «Благослови душе моя Господа и составьте синквейн в группах о Библии.

Проверка.

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращает Бога к людям

Книга книг.

Контроль знаний.

Актуализация полученных на уроке знаний, выборочный опрос. Ответы на вопросы 1, 2 к теме 4 в учебнике.

10. Домашнее задание: выполнить задание 5 из темы 4 в рабочей тетради, задание 4 к теме 4 в учебнике. Читать тему



Литература, источники:

1. Учебник «Основы православной культуры», тема

2. Рабочая тетрадь к учебнику, тема

3. Антоний, митрополит Сурожский. Без записок // Новый мир. 1991. № 1.

Сохранить у себя:
Урок по курсу ОРКСЭ /модуль "Основы православной культуры". 4 класс. Тема: Библия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки