Урок 17.
Тема: К старшим – с почтением, к младшим – с уважением.
Цели: воспитывать уважение к старшим и младшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.
Оборудование: выставка книг о доброте, презентация к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Постановка темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отношении к старшим и младшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражения «Почитай старших, уважай младших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь младшим в чем-либо и т. д.) Вы знаете, что человек-невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны.
4. Физкультминутка.
5. Работа над темой урока.
1) Обращение к старикам.(стр. 71-72)
К пожилым мужчинам принято обращаться «дедушка» (среди аварцев –« кIудада», даргинцев – «хала дудеш», кумыков – «уллу ата», лезгин – «чIехи буба» и т.д.)
К пожилым женщинам обращаются «бабушка» (среди аварцев – «кIодо эбел», даргинцев – «хала неш», кумыков – «абай», лезгин -«чIехи диде», лакцев – «хъуна буттал» и т.д.)
Взрослые люди, подростки и юноши, обращаясь к старикам и старушкам, перед именем обязаны произнести слово «почтенный», «почтенная», «уважаемый», «уважаемая». Например, почтенный Магомед, почтеннейший аксакал, уважаемый аксакал, уважаемая Патимат.
2) Обращения к молодым. (стр. 72)
Совсем скоро вы сами станете взрослыми. Взрослеть – это не только становиться выше ростом. Это прежде всего рост ваших знаний, развитие ума, примерное поведение в обществе.
К девочкам мудрые лезгины обращаются о словами: «я руш» (доченька), «я хутул» (внученька), «я бала» (дитя). К мальчикам, подросткам и юношам: «я хва» (сынок, сыночек), «я хтул» (внук, внучек). Так обращаются те, кто ценит и любит вас, как своих детей, внуков. Это большое доверие, оказываемое взрослым всем младшим.
3) Обращения к близким, к знакомым. (стр. 72-73)
Мужчины и женщины примерно одинакового возраста обращаются друг к другу со словами «брат», «сестра». Вот как у лезгин: «я стха», «я вах». Еще сердечнее и вежливее принято обращаться у лакцев: «Ивзрав, бутта уссу» (Здравствуй, брат моего отца), «Бивзрав, ниттил ссу» (Здравствуй, сестра моей матери). Такие обращения показывают, как дагестанцы дорожат добрыми, человеческими отношениями. Человек называет чужую женщину сестрой своей матери, а мужчину – братом своего отца. Человек начинает относиться к обращаемому, как к своему родному: как к отцу и матери, как к брату и сестре. Дагестанские обращения показывают теплоту человеческих отношений.
К народу аула, района обращаются «джамаат», «сельчане», «соотечественники».
4) Обращаться на «ты» или на «вы»?( стр.73-74)
Дагестан – многонациональная республика. Люди разных национальностей Дагестана общаются друг с другом на русском языке. По этикету многих европейских народов, в том числе русского, к постороннему человеку принято обращаться на «Вы». Такое обращение достойно воспитанного и культурного человека. На «ты» можно обращаться к близким нам людям: к друзьям, родственникам, и то лишь к тем, кто по возрасту моложе нас или ровесник.
В учебных заведениях, в трудовых коллективах к ровесникам, к старшим по возрасту и коллегам по работе принято обращаться по имени и отчеству: Расул Магомедович, Фазу Гамзатовна, Патимат Абдуллаевна и т.д.
В зависимости от степени знакомства, места встречи, возраста и характера отношений обращения могут меняться: «Товарищ!», «Товарищ Магомедов!», «Дядя Магомед!» и т.д.
Об этих и других формах внимательного и уважительного обращения к людям можно узнать из книги «Как вести себя» Валентина Пажина и Ийны Асамаа.
5) Объяснение слов:
Почтенный – уважаемый
Джамаат – сельская община
Соотечественники – люди, имеющие общее Отечество
Конференция – большое собрание
6. Закрепление изученного
- Давайте сделаем вывод о том, как же нужно относиться к пожилым и младшим по возрасту?
7. Подведение итогов урока.
- Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.
8. Домашнее задание: стр.71 – 74, вопросы и задания на стр. 74.