Технологическая карта урока русского языка
3 класс «Школа России»
Тема: «Фразеологизмы»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формировать понятие “устойчивые обороты речи”, развивать интерес к русскому языку, слову;
Задачи:
1.сформировать у учащихся умение выделять в речи фразеологизмы.
2.сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
3.развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями;
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование
Регулятивные УУД: оценка своей деятельности
Познавательные УУД: анализ, синтез и обобщение
Коммуникативные УУД: работа в паре, групповая работа
Планируемые результаты
Предметные:
Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов
Уметь находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение
Личностные: развить чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;.
Метапредметные: пополнить словарный запас обучающихся
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, платформа Якласс, дневник.ру
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
| Формируемые УУД | ||||||||||
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||||||||||||
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя | 1 мин | Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение. 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 4. Если хочешь отвечать – Надо … . | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся. Продолжают высказывания. (внимательным) (не перебивая.) (понятно) (руку поднимать) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | |||||||||
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: определение лексического значения фразеологизмов
Словесный: подводящий диалог
Практический: словарная работа
| 5 мин
| Фронтальная работа - Отгадайте загадки. Громко лает, а в дом не пускает.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Слышно только КАР да КАР, Вот и весь репертуар.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.
Стоит копна Посреди двора. Спереди – вилы, Сзади – метла.
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку. - Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 1 октября классная работа. - Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке. 1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке: - Проверим, обозначим орфограмму. - Поднимите руки, у кого выполнено также? -Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет? |
Собака Сорока Ворона Воробей Корова Заяц Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока. Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной
| Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
| |||||||||
III. Постановка учебной задачи
Словесный: подводящий диалог
Практический: Словарная работа
Практический: выполнение пробного действия | 3 мин | Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок - Как вы поняли эти высказывания? - Что такое « сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»? - Как называются такие выражения в русском языке? Что это? – Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов. Определите тему урока, расшифровав головоломку, в которой требуется найти слово, вписанное в сетку. На первый взгляд буквосочетания вписаны хаотично, но на самом деле некоторые из них являются частью слова. Вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова. - Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.
- Итак, какая же тема нашего урока? - Верно, молодцы - Какие цели поставим? | Ничего не делать, очень быстро Словосочетания, выражения (Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.) Расшифровывают головоломку Фразеологизм Фразеологизмы Узнать что такое фразеологизмы, учиться находить в тексте, учиться правильно использовать | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа по правилу Наглядный: анализ правила Наглядный: наблюдение за использованием фразеологизмов в определенных речевых ситуациях Практический: составление обобщающего ответа на грамматическую тему. Словесный: слово учителя | 5 мин. | -Эксперимент - Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова. Сидеть сложа руки= ничего не делать (стоять) (подняв) (ноги) - Остается прежний смысл при замене слов? -Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац.
- Какой признак фразеологизмов назван? - Объясните значение других слов - Читаем второй абзац. - Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова? Работа в парах - Расскажите соседу, что такое фразеологизм - Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность. - Кто теперь расскажет всему классу? - Что мы называем фразеологизмами? - Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово? - Несколько учеников отвечают вслух. - Ребята, кто может подвести итог Итог: Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду? - Молодцы! Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. - Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. - А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)
| Смысл теряется Лексический смысл Объясняют значение других слов Можно объяснить значение фразеологизма в целом Отвечают на вопросы Устойчивые сочетания слов Изменится смысл Участвуют в разговоре Отвечают на вопросы Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | |||||||||
V. Первичное закрепление Словесный: языковой анализ: лексический анализ Практический: работа с фразеологическим словарем | 7мин | Работа с учебником - с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки
- Кто прочитает выразительно? - Один ученик читает, остальные следят - Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир? - В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? - Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой. - Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает. - А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? - Как называются такие выражения? - Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал - Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением Работа в парах Гладить по головке унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Поднимите руки, образуя крышу домика, когда закончите. - Отвечает одна пара, остальные сверяют. - Хлопните один раз, у кого выполнено так же? - Молодцы, ребята! Итог: Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему? | Читают выразительно Высказывают свои предположения В толковом словаре Расстроился В переносном Устойчивые Работают с фразеологическим словарем Гладить по головке - хвалить Падать духом - унывать Надуть губы - обидеться Во все лопатки - быстро Ломать голову - думать Рукой подать – близко Капля в море – мало Нельзя, иначе потеряется смысл | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса | |||||||||
Физминутка | | | | | |||||||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: Списывание, лексический анализ Словесный: беседа | 7мин | Самостоятельная работа с взаимопроверкой - Самостоятельно прочтите задания к упр.84.
- Выполняем самостоятельно в тетради, затем обмениваемся тетрадями и сверяем с образцом в учебнике - Если все верно, ставим + - Встаньте те, у кого все верно. - Молодцы. Итог: Что имеем в виду, когда объясняем значение устойчивого выражения? С какой целью писатели употребляют фразеологизмы? | Выполняют самостоятельно. Используют разнообразный язык для создания образности | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; | |||||||||
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа, языковой анализ Практический: списывание предложений | 7-9мин | - Посмотрите упр.86
- Что необходимо сделать? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему? - Верно, молодцы! Групповая работа с самопроверкой - Выполняем задание на карточках по рядам, затем сверяем с образцом - Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их 1 вариант Падать духом Получить пятерку Капля в море Ломать голову Быстро читать Слушать музыку Душа в пятки 2 вариант Надуть губы Брать на буксир Смотреть в небо Идти на поводу Быстро читать Семь пятниц на неделе Внимательно слушать - Пусть встанет возле парт та группа, у которой все верно. - Молодцы! - Ребята, записываем домашнее задание. С. 50, упр. 87
Тест в дневнике.ру
| Прочитать предложения с фразеологизмами, объяснить их значение Читает вслух ученик - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти вперед. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь. Выполняют задание Падать духом Капля в море Ломать голову Душа в пятки Надуть губы Брать на буксир Идти на поводу Семь пятниц на неделе Записывают домашнее задание. | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. | |||||||||
VIII. Рефлексия деятельности Практический: Тестирование Якласс Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. | 5мин |
- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? Приведите несколько примеров. - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение: Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук. Молодцы, я за вас рада! | Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |