Урок открытия нового знания

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формировать понятие “устойчивые обороты речи”, развивать интерес к русскому языку, слову;

Задачи:

1.сформировать у учащихся умение выделять в речи фразеологизмы.

2.сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

3.развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями;

Содержимое разработки




Технологическая карта урока русского языка

3 класс «Школа России»

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формировать понятие “устойчивые обороты речи”, развивать интерес к русскому языку, слову;

Задачи: 

1.сформировать у учащихся умение выделять в речи фразеологизмы.

2.сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

3.развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление, умение  работать с фразеологическими словарями;

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование

Регулятивные УУД:  оценка своей деятельности

Познавательные УУД: анализ, синтез и обобщение

Коммуникативные УУД: работа в паре, групповая работа

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов

  • Уметь находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение

Личностные: развить чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;.

Метапредметные: пополнить словарный запас обучающихся

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, платформа Якласс, дневник.ру



Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности



Словесный: слово учителя

1 мин

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, …

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …

4. Если хочешь отвечать –

Надо … .

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся.





Продолжают высказывания.


(внимательным)


(не перебивая.)


(понятно)


(руку поднимать)

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация


Словесный:

определение лексического значения фразеологизмов



Словесный:

подводящий диалог



Практический:

словарная работа



5 мин


Фронтальная работа

- Отгадайте загадки.

Громко лает, а в дом не пускает.


Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.


Слышно только КАР да КАР,

Вот и весь репертуар.


Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.


Стоит копна

Посреди двора.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.


Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 1 октября классная работа.

- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке:

- Проверим, обозначим орфограмму.

- Поднимите руки, у кого выполнено также?

-Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет?







Собака




Сорока



Ворона






Воробей





Корова




Заяц




Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока.


Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной


Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;


III. Постановка учебной задачи





Словесный:

подводящий диалог



Практический:

Словарная работа









Практический:

выполнение пробного действия

3 мин

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок

- Как вы поняли эти высказывания?

- Что такое « сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Как называются такие выражения в русском языке? Что это?

– Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.

Определите тему урока, расшифровав головоломку, в которой требуется найти слово, вписанное в сетку. На первый взгляд буквосочетания вписаны хаотично, но на самом деле некоторые из них являются частью слова. Вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова.

- Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.

ФРА

НП

ЛО

НП

ЗЕО

НП

МЫ

НП

ГИЗ

- Итак, какая же тема нашего урока?

- Верно, молодцы

- Какие цели поставим?


Ничего не делать, очень быстро

Словосочетания, выражения


(Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)





Расшифровывают головоломку







Фразеологизм


Фразеологизмы


Узнать что такое фразеологизмы, учиться находить в тексте, учиться правильно использовать

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


IV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа по правилу

Наглядный:

анализ правила

Наглядный:

наблюдение за использованием фразеологизмов в определенных речевых ситуациях

Практический:

составление обобщающего ответа на грамматическую тему.


Словесный:

слово учителя

5 мин.

-Эксперимент

- Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова.

Сидеть сложа руки= ничего не делать

(стоять) (подняв) (ноги)

- Остается прежний смысл при замене слов?

-Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац.

- Какой признак фразеологизмов назван?

- Объясните значение других слов

- Читаем второй абзац.

- Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова?

Работа в парах

- Расскажите соседу, что такое фразеологизм

- Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность.

- Кто теперь расскажет всему классу?

- Что мы называем фразеологизмами?

- Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово?

- Несколько учеников отвечают вслух.

- Ребята, кто может подвести итог

Итог:

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду?

- Молодцы!

Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

- Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

- А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)







Смысл теряется



Лексический смысл

Объясняют значение других слов

Можно объяснить значение фразеологизма в целом






Отвечают на вопросы


Устойчивые сочетания слов

Изменится смысл

Участвуют в разговоре

Отвечают на вопросы



Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.


Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. Первичное закрепление


Словесный:

языковой анализ: лексический анализ







Практический:

работа с фразеологическим словарем








7мин

Работа с учебником

- с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки

- Кто прочитает выразительно?

- Один ученик читает, остальные следят

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир?

- В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

- Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой.

- Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает.

- А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном?

- Как называются такие выражения?

- Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал

- Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением

Работа в парах

Гладить по головке унывать

Падать духом быстро

Надуть губы хвалить

Во все лопатки мало

Ломать голову думать

Рукой подать обидеться

Капля в море близко

- Поднимите руки, образуя крышу домика, когда закончите.

- Отвечает одна пара, остальные сверяют.

- Хлопните один раз, у кого выполнено так же?

- Молодцы, ребята!

Итог: Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему?



Читают выразительно


Высказывают свои предположения

В толковом словаре




Расстроился


В переносном


Устойчивые

Работают с фразеологическим словарем






Гладить по головке - хвалить

Падать духом - унывать

Надуть губы - обидеться

Во все лопатки - быстро

Ломать голову - думать

Рукой подать – близко

Капля в море – мало




Нельзя, иначе потеряется смысл

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.




Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.







Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Физминутка





VI. Самостоятельная работа с проверкой



Практический:

Списывание, лексический анализ


Словесный:

беседа

7мин

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Самостоятельно прочтите задания к упр.84.

- Выполняем самостоятельно в тетради, затем обмениваемся тетрадями и сверяем с образцом в учебнике

- Если все верно, ставим +

- Встаньте те, у кого все верно.

- Молодцы.

Итог: Что имеем в виду, когда объясняем значение устойчивого выражения?

С какой целью писатели употребляют фразеологизмы?

Выполняют самостоятельно.







Используют разнообразный язык для создания образности

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка;

VII. Включение в систему знаний



Словесный:

беседа, языковой анализ




Практический:

списывание предложений



7-9мин

- Посмотрите упр.86

- Что необходимо сделать?



- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?


- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему?

- Верно, молодцы!



Групповая работа с самопроверкой

- Выполняем задание на карточках по рядам, затем сверяем с образцом

- Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их

1 вариант

Падать духом

Получить пятерку

Капля в море

Ломать голову

Быстро читать

Слушать музыку

Душа в пятки

2 вариант

Надуть губы

Брать на буксир

Смотреть в небо

Идти на поводу

Быстро читать

Семь пятниц на неделе

Внимательно слушать

- Пусть встанет возле парт та группа, у которой все верно.

- Молодцы!

- Ребята, записываем домашнее задание. С. 50, упр. 87


Тест в дневнике.ру






Прочитать предложения с фразеологизмами, объяснить их значение

Читает вслух ученик

- Быстро.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти вперед.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.


Выполняют задание




Падать духом

Капля в море

Ломать голову

Душа в пятки




Надуть губы

Брать на буксир

Идти на поводу

Семь пятниц на неделе





























Записывают домашнее задание.

Познавательные:

осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивные:

осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Коммуникативные:

используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач

Личностные:

осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

VIII. Рефлексия деятельности


Практический:

Тестирование Якласс







Словесный:

ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

5мин






- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

Приведите несколько примеров.

- Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение:

Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук.

Молодцы, я за вас рада!

























































































































Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения




Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.



Сохранить у себя:
Урок открытия нового знания

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки