Урок окружающего мира "И про воду"

Открытый урок окружающего мира по теме "И про воду" для учащихся 2 класса. Использовалась в день открытых дверей для родителей учащихся 2 класса.

Содержимое разработки

Открытый урок во 2 классе.

Тема: «И про воду»

Цели урока:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

  • познакомить со значением воды в жизни человека и природы;

  • расширять знания o формах существования воды в природе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся;

  • познакомить с особенностями воды в жидком и твердом состоянии и учить делать выводы по результатам наблюдений.

Развивающие:

  • развивать речь обучающихся;

  • развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;

  • формировать положительную мотивацию учения;

  • развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к воде.

Формирование УУД:

  • Предметные результаты: познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную деятельность и партнёров.

  • Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

  • Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Используемые методы:

  • Объяснительно-иллюстративный: устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков, практическая работа на изучение свойства воды.

  • Частично-поисковый: выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность.

  • Репродуктивный: работа с книгой.

  • Наглядно-иллюстративный: презентация, оборудование для опытов, учебник, карточки с заданиями.

Используемые технологии:

  • Проблемное обучение

  • ИКТ

  • Групповая и парная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Игровая технология

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Ролевая игра

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы в группах, оборудование для практической работы, глобус, интерактивная доска.





















Ход урока

  1. Организационный момент.


Учитель: Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы займемся очень важным занятием…

  1. Актуализация знаний.


Учитель: Чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, я предлагаю Вам разделиться на группы (6 групп по 5 человек, у каждой группы карточка с заданием) и выполнить задания, указанные в вашей карточке. Если ваша группа готова, то предлагаю вам поднять номер вашей группы и решить, кто будет отвечать.

Загадки:


Много её –беда!

Мало её – беда!

Нужна нам всегда

Больше чем еда.


Ребус


вода

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!


Дети обсуждают ответ в группах.

Дети говорят отгадку: Вода.

Учитель: Действительно, ребята, это вода.


  1. Постановка темы урока.


Учитель:- А теперь ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о воде) Да, На доске тучка со словом вода. Ребята, а нужна ли человеку вода? Для чего она нам необходима? Это наш первый важный вопрос, на который мы с вами вместе найдем ответ.(На доске 1 капелька с вопросом: нужна ли вода?)

Работа по учебнику стр.52 –значение воды в природе.

Так нужна ли человеку вода? ДА!(Перевернуть каплю - !)

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

Учитель:Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками.

На столе стоит глобус.

Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)

- Что такое глобус? (Глобус это модель земли.)

- Раскрути глобус. (Ученик раскручивает глобус.)

- Каким цветом кажется глобус? (Глобус кажется голубым.)

- Почему? (Потому что воды очень много)


Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много)

Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.

- Какие водные запасы Земли вы знаете?

Дети перечисляют водные запасы земли:

- Моря, океаны, озера, ледники, родники, ручьи, болота.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение о воде( Степанова Елена)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!


Знакомство с понятием «исследователь»

Учитель: Действительно, ребята, Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед вами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс- это научная лаборатория (слайд 1) Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями? От какого слова образовано? (след, идти по следу)

Ответы детей.

Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то новым и непонятным

Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Какими качествами должен обладать исследователь?

- Что будет предметом исследования?

(Предметом наших исследований будет вода).

Сейчас мы с вами проведем опыты. Узнаем о превращениях воды.(2 капелька «Превращения воды»)

Опыт № 1.

- Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

(У нас в стакане вода)

Какого цвета вода? (прозрачная)

- А на вкус? А какие вкусы бывают?

Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет)

Воду можно перелить в стакан и обратно. (Дети демонстрируют)

- Почему? (Она текуча,жидкая))- Какой сделаем вывод? (Вода – жидкость, бесцветная, без запаха, без вкуса)

Опыт № 2.

- Всегда ли она жидкая?(Нет, не всегда. Она замерзает и превратится в лед)Ульяна, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома? (презентация «Эксперимент Ульяны дома»)

У. Я дома с сестрой налила воду в пластмассовую бутылку и поставила в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат) Что произошло с водой? (вода замерзла).

Учитель: Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

- А в природе, где вы могли увидеть воду в твердом состоянии? Какой сделаем вывод?(Вода, если её заморозить, превращается в лед.Лед, снежинка, иней, град – это вода в твердом состоянии)


Учитель: Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая произошла вчера со мной вечером: я решила попить чай, налила полный чайник воды и поставила на плиту, потом ко мне пришла соседка и мы с ней некоторое время разговаривали и я со всем забыла про чайник, после того, как я вошла на кухню, я увидела, что из чайника идет пар, а вода в чайнике на половину куда-то пропала. ).Отрывок из фильма как кипит вода.

Как выдумаете? Что могло произойти с водой? (она испарилась, капелькам воды стало жарко, вода превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, они стали такие маленькие, что их не видно.

- Какой сделаем вывод? (Она испарилась. Значит, вода – это пар.

Учитель: В каких состояниях может находиться вода? Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном состоянии. (перевернуть капельку воды: там нарисована снежинка, ручей, газ, пар)


Физкультминутка (проводит девочка)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.


Закрепление изученного материала:

Учитель: Я вам сейчас предлагаю поработать в парах: У каждого из вас на столах лежит конверт. В нем карточки с началом предложения и несколько вариантов концовки этого предложения, Ваша задача выложить на парте верное предложение.

  1. Вода при сильном нагревании превращается в лед, превращается в снег, испаряется.

  2. Вода при сильном охлаждении превращается в лед, становится текучей, превращается в капельки газа.


Учитель: Ребята, а теперь послушайте историю одного рыбака.

Исценирование стихотворения «Рыбак»

Рыбак:

Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

Я на Волгу поспешил

Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?

Соберу-ка, я друзей

И решим вопрос скорей.


Учитель: Ребята, о чем переживает маленький пескарь?(реечка загрязнилась) От чего происходит загрязнение воды? ?(Люди сбрасывают мусор в водоемы. Большие фабрики и заводы выбрасывают отходы в реку).

О чем попросил вас рыбак? (Помочь ему очистить воду.)

(3 Капелька воды :очищение воды)

Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая.

(Не сбрасывать мусор в воду, учить этому других. Изготавливать таблички с призывом о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов).(Пеперевернуть3 каплю.)

Учитель:Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?

(Экономить – значит нельзя расходовать воду без надобности, нельзя оставлять кран открытой)(На доске 4 капля: экономия воды)

«Шесть советов, как сберечь воду»

- Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

- Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

- Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

- На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.

- Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.

-Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!

Все : «Чтобы не было беды

Трать поменьше ты воды! »

Берегите воду!

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

(Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.)

И какие выводы сделали для себя?

- Вода в природе может находиться в трех состояниях.

- Пресной воды мало.

- Нужно охранять и беречь воду.

- Пользоваться водой экономно.

Прочитайте вывод на стр.55

Домашнее задание: прочитать рассказ на стр.54


Итог урока. Самооценка. Рефлексия.


«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.



Рефлексия. Запустите корабль в море Знаний. Ребята, наши капельки попали в море знаний. Я предлагаю Тем ребята, кто считает, что хорошо усвоил тему урока, отправиться на своем кораблике в путешествие по морю знаний, а тем, кто не уверен в этом, сегодня остаться на берегу, то есть за партами, дома еще раз внимательно прочитать в учебнике рассказ про воду на стр.55 и на следующем уроке присоединиться к нам и продолжить путешествие по морю знаний.

З АЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ


  1. Домашнее задание

Выставление оценок.

Все вы очень хорошо поработали на уроке, а я ставлю Ульяне «5» за проведенный эксперимент дома.


А теперь прошу, ребятки

Быстро встаньте по-порядку.

И нетрудно всем понять,

Что урок пора кончать.

Все старались, не ленились

И многому научились.

- Урок окончен.

Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке!



















Сохранить у себя:
Урок окружающего мира "И про воду"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки