Открытый урок во 2 классе.
Тема: «И про воду»
Цели урока:
познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
познакомить со значением воды в жизни человека и природы;
расширять знания o формах существования воды в природе.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать универсальные учебные действия учащихся;
познакомить с особенностями воды в жидком и твердом состоянии и учить делать выводы по результатам наблюдений.
Развивающие:
развивать речь обучающихся;
развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
формировать положительную мотивацию учения;
развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к воде.
Формирование УУД:
Предметные результаты: познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Используемые методы:
Объяснительно-иллюстративный: устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков, практическая работа на изучение свойства воды.
Частично-поисковый: выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность.
Репродуктивный: работа с книгой.
Наглядно-иллюстративный: презентация, оборудование для опытов, учебник, карточки с заданиями.
Используемые технологии:
Проблемное обучение
ИКТ
Групповая и парная технология
Технология развивающего обучения
Игровая технология
Здоровьесберегающие технологии
Ролевая игра
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы в группах, оборудование для практической работы, глобус, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы займемся очень важным занятием…
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, я предлагаю Вам разделиться на группы (6 групп по 5 человек, у каждой группы карточка с заданием) и выполнить задания, указанные в вашей карточке. Если ваша группа готова, то предлагаю вам поднять номер вашей группы и решить, кто будет отвечать.
Загадки:
Много её –беда! Мало её – беда! Нужна нам всегда Больше чем еда.
| Ребус
вода | Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
|
Дети обсуждают ответ в группах.
Дети говорят отгадку: Вода.
Учитель: Действительно, ребята, это вода.
Постановка темы урока.
Учитель:- А теперь ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о воде) Да, На доске тучка со словом вода. Ребята, а нужна ли человеку вода? Для чего она нам необходима? Это наш первый важный вопрос, на который мы с вами вместе найдем ответ.(На доске 1 капелька с вопросом: нужна ли вода?)
Работа по учебнику стр.52 –значение воды в природе.
Так нужна ли человеку вода? ДА!(Перевернуть каплю - !)
Этап усвоения новых знаний и способов действия.
Учитель:Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками.
На столе стоит глобус.
Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)
- Что такое глобус? (Глобус это модель земли.)
- Раскрути глобус. (Ученик раскручивает глобус.)
- Каким цветом кажется глобус? (Глобус кажется голубым.)
- Почему? (Потому что воды очень много)
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много)
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.
- Какие водные запасы Земли вы знаете?
Дети перечисляют водные запасы земли:
- Моря, океаны, озера, ледники, родники, ручьи, болота.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение о воде( Степанова Елена)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Знакомство с понятием «исследователь»
Учитель: Действительно, ребята, Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед вами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс- это научная лаборатория (слайд 1) Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями? От какого слова образовано? (след, идти по следу)
Ответы детей.
Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то новым и непонятным
Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Какими качествами должен обладать исследователь?
- Что будет предметом исследования?
(Предметом наших исследований будет вода).
Сейчас мы с вами проведем опыты. Узнаем о превращениях воды.(2 капелька «Превращения воды»)
Опыт № 1.
- Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?
(У нас в стакане вода)
Какого цвета вода? (прозрачная)
- А на вкус? А какие вкусы бывают?
Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет)
Воду можно перелить в стакан и обратно. (Дети демонстрируют)
- Почему? (Она текуча,жидкая))- Какой сделаем вывод? (Вода – жидкость, бесцветная, без запаха, без вкуса)
Опыт № 2.
- Всегда ли она жидкая?(Нет, не всегда. Она замерзает и превратится в лед)Ульяна, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома? (презентация «Эксперимент Ульяны дома»)
У. Я дома с сестрой налила воду в пластмассовую бутылку и поставила в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат) Что произошло с водой? (вода замерзла).
Учитель: Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
- А в природе, где вы могли увидеть воду в твердом состоянии? Какой сделаем вывод?(Вода, если её заморозить, превращается в лед.Лед, снежинка, иней, град – это вода в твердом состоянии)
Учитель: Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая произошла вчера со мной вечером: я решила попить чай, налила полный чайник воды и поставила на плиту, потом ко мне пришла соседка и мы с ней некоторое время разговаривали и я со всем забыла про чайник, после того, как я вошла на кухню, я увидела, что из чайника идет пар, а вода в чайнике на половину куда-то пропала. ).Отрывок из фильма как кипит вода.
Как выдумаете? Что могло произойти с водой? (она испарилась, капелькам воды стало жарко, вода превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, они стали такие маленькие, что их не видно.
- Какой сделаем вывод? (Она испарилась. Значит, вода – это пар.
Учитель: В каких состояниях может находиться вода? Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном состоянии. (перевернуть капельку воды: там нарисована снежинка, ручей, газ, пар)
Физкультминутка (проводит девочка)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
Закрепление изученного материала:
Учитель: Я вам сейчас предлагаю поработать в парах: У каждого из вас на столах лежит конверт. В нем карточки с началом предложения и несколько вариантов концовки этого предложения, Ваша задача выложить на парте верное предложение.
Вода при сильном нагревании превращается в лед, превращается в снег, испаряется.
Вода при сильном охлаждении превращается в лед, становится текучей, превращается в капельки газа.
Учитель: Ребята, а теперь послушайте историю одного рыбака.
Исценирование стихотворения «Рыбак»
Рыбак:
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
Я на Волгу поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
В речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
Учитель: Ребята, о чем переживает маленький пескарь?(реечка загрязнилась) От чего происходит загрязнение воды? ?(Люди сбрасывают мусор в водоемы. Большие фабрики и заводы выбрасывают отходы в реку).
О чем попросил вас рыбак? (Помочь ему очистить воду.)
(3 Капелька воды :очищение воды)
Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая.
(Не сбрасывать мусор в воду, учить этому других. Изготавливать таблички с призывом о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов).(Пеперевернуть3 каплю.)
Учитель:Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?
(Экономить – значит нельзя расходовать воду без надобности, нельзя оставлять кран открытой)(На доске 4 капля: экономия воды)
«Шесть советов, как сберечь воду»
- Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
- Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
- Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
- На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.
- Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.
-Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!
Все : «Чтобы не было беды
Трать поменьше ты воды! »
Берегите воду!
Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?
(Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.)
И какие выводы сделали для себя?
- Вода в природе может находиться в трех состояниях.
- Пресной воды мало.
- Нужно охранять и беречь воду.
- Пользоваться водой экономно.
Прочитайте вывод на стр.55
Домашнее задание: прочитать рассказ на стр.54
Итог урока. Самооценка. Рефлексия.
«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Рефлексия. Запустите корабль в море Знаний. Ребята, наши капельки попали в море знаний. Я предлагаю Тем ребята, кто считает, что хорошо усвоил тему урока, отправиться на своем кораблике в путешествие по морю знаний, а тем, кто не уверен в этом, сегодня остаться на берегу, то есть за партами, дома еще раз внимательно прочитать в учебнике рассказ про воду на стр.55 и на следующем уроке присоединиться к нам и продолжить путешествие по морю знаний.
З АЛИВ ПРАВИЛ
МОРЕ ЗНАНИЙ
Домашнее задание
Выставление оценок.
Все вы очень хорошо поработали на уроке, а я ставлю Ульяне «5» за проведенный эксперимент дома.
А теперь прошу, ребятки
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
- Урок окончен.
Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке!