Урок-путешествие (интегрированный) на тему: "Согласные звуки [м] [м'], буквы М, м. Многозначные слова"
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами М, м, развития речи, логического мышления, памяти, развивать фонематический слух, внимание, мышление, учить детей сотрудничать.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.
Личностные результаты
Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся работать по предложенному плану.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни, воспитывать бережное отношение к природе
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные буквы М, м; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого - звуковой анализ слова, предложение.
Образовательные ресурсы: Презентация к уроку. Предметные картинки с изображением гриба, карточки со схемами, маски животных, карточки со словами, шаблоны грибочков для штриховки.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.
СЛАЙД (Читают дети)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
После того как загадка отгадана, открывается слайд.
СЛАЙД - ГРИБ
Учитель
– Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.
Дети печатают слово ГРИБ
II. Постановка учебной задачи. Знакомство с многозначными словами.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока
И вот мы в лесу. СЛАЙД - ЛЕС
Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды...
Историю рассказывает заранее подготовленный ученик
Жил в лесу гриб лисичка со своими детками-грибочками. Один грибочек был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
– Ты кто? – спросил грибочка зверек.
– Я лисичка, – ответил грибочек.
– Вот здорово, – обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
– Ты все перепутал, – ответил грибочек, – охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке...
Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.
– Что за “лисички” встретились?
– Кто из них прав? (Оба по-своему?)
– Почему же лисички не поняли друг друга?
СЛАЙД (Лисички –грибы, лисичка – животное)
Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.
III. Усвоение новых знаний.
Учитель:
- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?
(Ответы детей.)
– Да потому, что грибы растут только в лесу.
Учитель читает текст
Гриб – дитя леса. В степи нет грибов... Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса...
Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик.
СЛАЙДЫ( подберезовик, подосиновик, дубовик)
– Почему их так назвали? (Ответы детей.)
– Кто из вас ходил в лес за грибами?
- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.)
– Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)
IV. Физминутка (По грибочки) СЛАЙД
Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись (имитация),оделись, взяли корзинки и пошли.
Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели…Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…Пошли дальше
Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку….
Полная корзинка.
V. Работа со словами и составление схем (работа в паре)
Задание: записать схему слова, написать согласные буквы.
– А это кто нам встретился в лесу?
СЛАЙД
| О |
|
|
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
| И |
| А |
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (Лиса)
СЛАЙД
Ё |
|
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
| И |
| И |
|
СЛАЙД
Живет в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
| Е |
|
| А |
СЛАЙД
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)
VI. Штриховка шаблона гриба.
– Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)
VII. Инсценировка диалога Мыши и Миши.
Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?( Дети отвечают)
СЛАЙД
- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?
(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)
Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей...
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь малина? Я хотел сказать: "Лучше нашей... (мамы)".
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню...
– А про что?
– Ну, хотя бы про мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок.
– Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий ...
– Айболит! – закричал медвежонок.
– Да не Айболит, а... (муравей). Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
Кто много читает, тот много знает! (Артисты уходят)
VIII. Знакомство со звуками [м] [м'] и буквой М м.
Учитель:
- Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м].
Какой это звук?
(Согласный - доказать, звонкий - доказать)
Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м'].)
Звуки [м] [м'] записываются буквой...М
СЛАЙД
Послушайте, пожалуйста, о букве М м и о звуке [м] [м'] СЛАЙД
Сравнение букв:печатных и письменных - М м и Мм. СЛАЙД
X. Запись в тетрадях букв М м, предварительно сравнив.
Чтение и запись слогов на слайдах.
Запись в прописях слогов и слов с буквой "М"
X. Физминутка для глаз СЛАЙД
XI.Работа с Азбукой.(текст на слайде)
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.
Прочитать текст - (ЧИТАТЬ ТЕКСТ «МУРКА» )СЛАЙД
Дети читают «цепочкой»
XII. Работа со словами. Игра «Какие грибы спрятались?»
- Какие грибы здесь спрятались? Надо подумать и написать недостающие буквы…
слайды
| И |
| И |
|
| И |
лисички
| Ы |
| И |
|
рыжик
| У |
| О |
| О |
|
мухомор
| Е |
| Ы |
|
Белый
Грибок вам дает задание. Сделайте рисунки одинаковыми.
слайды
XIII. Рефлексия. СЛАЙД
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Кому урок понравился - похлопайте.
- Кому очень понравился - похлопайте сильнее.
У вас на столах смайлики. Если вам было хорошо и все поняли, красный цвет и смайлик улыбается и т.д.
Грибочек приготовил для вас подарок. Рисунки – штриховки в подарок.
XIV. Итог урока.
Наше путешествие завершилось.
Какие открытия вы сделали?
Что особенно запомнилось?
Какую букву писали на уроке?
- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м'].)
Министерство Образования и науки КЧР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 ст. Зеленчукской
им. В. В. Бреславцева»
Урок-путешествие
(интегрированный)
"Согласные звуки [м] [м'], буквы М, м. Многозначные слова"
на тему:
Разработала Литвинова И.А.,
учитель высшей
квалификационной категории 2015 год