Урок нравственности

Задачи: 1. Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.

2. Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Содержимое разработки

Тема занятия : « Что такое нравственный поступок »

Цель:
формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.

2. Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.


Ход урока.

  1. Организационный момент

Звучит песня «Дорогою добра»

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о добре, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.

  1. Вступительная беседа.
    Послушайте рассказ.
    Капля воды. В.А.Сухомлинский

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

- Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

- Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

- Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

3.Объявление темы урока. Работа над понятием «нравственность»

Тема нашего занятия «Нравственный поступок»

Сегодня на мы узнаем, что такое поступок. Как его оценить. Какой поступок называется нравственным. Как управлять своими поступками. И почему не каждое действие можно назвать поступком.

На доске даны 2 определения «поступка», взятые из Толкового словаря С.И.Ожегова. Давайте прочитаем их и подумаем,чем они различаются. (слайд 5)

-А можно ли поступок ребят назвать нравственным?

-А что такое нравственный поступок?

- Как по вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)

4.Работа в группах.

Сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группе:

- договориться, кто, что будет делать;

- один говорит- другие слушают;

- выслушиваем мнение каждого;

- принимаем общее решение.

Составим план работы:

Перед вами лежат карточки. Ваша задача: выполнить задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в экспертный лист

  1. Группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия «нравственный».

  2. Группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

  3. Группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

  4. Группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?

Озвучим результаты работы в группах.

ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.


Запишите понятие в тетради.


  • К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать текст в учебнике и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка.

    5.Заполняя таблицу на интерактивной доске

.


Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): (щелчок) мотив (почему я это делаю?) –(щелчок) цель (зачем я это делаю) – (щелчок) средства (с помощью чего я это делаю?) –(щелчок) действия (что я делаю?) – (щелчок) результат (что получилось благодаря моим усилиям?)


-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?» (можно совершить поступок, не совершая действия)


6.Закрепление. Работа по картинкам.

  • Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют. Давайте проанализируем. На каких картинках изображены нравственные поступки, а на каких безнравственные. Докажем свою точку зрения.

    А как вы думаете, всегда ли мы справедливо со стороны судим о поступках других людей?

  • Послушайте стихотворение О.Высотской «Ежик»


Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.

  • Что вы скажете о Ежике?


Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.

  • А теперь, что вы скажете о Ежике? Какой сделаем вывод?

Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

  • Чему же учит это стихотворение?

7. Рефлексия.

Представьте, что человеческая жизнь-это судно( корабль). Чтобы судно шло вперед надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своем парусе. Можно добавить своих глаголов.

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю,ругаю, берегу,прощаю, требую, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю, заставляю,

8. Подведение итога.

Занятие хотелось бы закончить словами известно вам русского писателя Л.Н.Толстого: «Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»



Сохранить у себя:
Урок нравственности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки