КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
Предмет | Обществознание |
Учитель | Дроняева Марина Александровна |
Класс | 9 |
Тема урока | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. |
Урок в теме | «Право» №8 |
Тип урока | Комбинированный урок |
Учебник | Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л .Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова.- М.: Просвещение, 2017 г. |
Программа | Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. —4-е изд. — М. : Просвещение, 2016. |
Цель урока | Сформировать представление учащихся о Конституции России, как основным нормативно-правовым актом нашей страны
|
План урока | Конституция РФ - основной закон государства. Основы конституционного строя. Права и обязанности граждан. |
Основные понятия | Конституция РФ, права, форма правления, федеративное устройство. |
Технологии | Технология личностно-ориентированного обучения, элементы проблемного, развивающего обучения, ИКТ- технология. |
Методы | Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, практический, частично-поисковый. |
Формы работы | Парная и групповая работа, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результата, самостоятельная работа с дифференцированными заданиями, фронтальная работа. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
|
Образовательные ресурсы: | Информационные ресурсы:http:// www.school-collection.edu.ru –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
Задачи:
- раскрыть понятие Конституция РФ;
- познакомить учащихся с основными статьями Конституции РФ;
-формировать навыки коммуникативной деятельности;
- воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны;
- способствовать развитию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией РФ как нормативно-правовым актом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы; приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.
Получат возможность научиться: называть главные задачи Конституции; классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)
Метапредметные:
Коммуникативные: слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свои действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
Личностные:
Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения закона, умение выражать собственное отношение к явлениям правовой жизни, уважение к правовой сфере жизни общества, понимание истинных причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Характеристика класса
Обучающиеся школы – осужденные, преступившие закон, имеющие прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватную защитную доминанту, невосприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку. Такие осужденные проявляют импульсивность, агрессивность при любых социальных контактах, обладают достаточно устойчивыми представлениями и установками, которые с трудом могут корректироваться. Большинство осужденных имеют негативное отношение к учёбе и школе, педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы, сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков и алкоголя, длительный перерыв в обучении, низкую мотивацию к обучению.
В 91 классе всего 12 обучающихся. Отбор материала по содержанию урока определяется тем, что у более 80 % обучающихся отсутствуют или частично утеряны базовые знания в силу того, что многие из них приступили к занятиям после длительного перерыва. Материал урока и задания на различных этапах деятельности адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет. Учитывается то, что у многих обучающихся отсутствует постоянное внимание, учебный материал объясняется частями с последующим закреплением, предлагаются разнообразные, дифференцированные задания небольшие по объёму.
Домашние задания в школе закрытого типа не предусмотрены, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Самоконтроль проводится в течение всего урока. Урок рассчитан на 40 минут.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организацион- ный этап | Приветствует обучающихся. Мотивирует класс к активной деятельности на уроке. Проверяет готовность к учебному занятию. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. Слайд 1. Проводит инструктаж по заполнению оценочного листа (Приложение 1).
- Сегодня на уроке, вы будете сами оценивать свои знания. Вам необходимо знать критерии оценки. Ведёт диалог: - Зачем нужно знать критерии оценки? - Где вы будете применять умения самооценки выполненных работ? - В оценочном листе критерии итоговой оценки и максимальное количество баллов за каждое задание. | Приветствуют учителя. Готовятся к занятию.
Знакомятся с оценочным листом и критериями оценок за урок. При сдаче экзаменов, в 9 классе. - На различных этапах работы на уроке. | Личностные УУД: уметь настраиваться на работу. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя. |
2. Актуализация знаний | Проводит повторение и систематизацию ранее изученного материала. На столе у каждого карточка, необходимо подписать фамилию, проверить по слайдам выполненные задания) 1.Вставьте пропущенные слова: Правоохранительные органы - специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании закона и в соответствии с ним. Адвокатура, нотариат, частные охранные службы – это не государственные правоохранительные органы. Прокуратура, ФСБ, таможня, суд, полиция. – это государственные правоохранительные органы. Слайд 2. 2. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органа ? А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Слайд 3. 3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правоохранительные органы» Слайд 4.
4. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает все остальные 1.Судебные органы 2. Правоохранительные органы 3. Органы внутренних дел 4.Таможенные органы Слайд 5.
| Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2)
Проверка заданий по слайдам презентации
Самооценка и выставление баллов в оценочный лист.
| Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного.
Предметные УУД: знание ряда ключевых понятий по теме, умение объяснять эти понятия
Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
3. Постановка учебной задачи.
| Подводящий диалог. Слайд 6. Урок начинается с исполнения Гимна России. (без слов 30 сек) Ведёт диалог. -Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют – Основной Закон. - Как называют основной закон нашего государства? КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Тема урока: «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя» Слайд 7. Мотивирует сформулировать цели урока.
Предлагает записать тему урока в тетрадь.
Слайд 8. Ведет диалог. - Предложите свои варианты плана урока (мозговой штурм). Предложенные варианты записывает на доске и совместно с обучающимися выбирают оптимальный вариант плана урока. План изучения новой темы: 1.Конституция – основной закон государства. 2.История происхождения Конституции. 3.Права и обязанности граждан. В переводе с латинского языка слово “конституция” (от латинского constitutio) обозначает “устройство». В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства является - Конституция. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы. -А с чем у вас ассоциируется это слово? Составьте ассоциативный ряд к слову Конституция. (работа по составлению кластера). Слайд 9.
|
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос, называют тему урока. Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей): - узнать что такое Конституция РФ. - изучить структуру и основные главы Конституции. - сформировать представление учащихся о Конституции России, как основным нормативно-правовым актом нашей страны. Записывают тему урока.
Предлагают свои варианты плана урока. Обсуждение и выбор оптимального плана урока. Составляют ассоциативный ряд. Проверяют. | Коммуникативные УУД: отвечают на вопросы, с достаточной полнотой выражают мысли
Регулятивные УУД: самостоятельное определение темы и целей урока |
4.Решение учебной задачи
| - Работа над понятием «Конституция» Ведёт диалог. Мы с вами уже не раз сталкивались с понятием Конституция, что это такое? Как вы понимаете? Предлагает записать определение в тетрадь. Мотивирует найти определение Конституции в учебник на стр.96 Организует работу в парах. Ведёт диалог. -Давайте сравним свою формулировку понятия Конституции с авторской, смысл один, формулировка разная и в учебнике определение дано более шире. 10. Конституция – главный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления. Это первое, что должен знать каждый о Конституции нашей страны. Она провозглашает и защищает важнейшие ценности: права и свободы человека и гражданина. | Отвечают. Выдвигают предположения.
В парах работают с понятием Конституция. Работают с учебником, записывают определение в тетрадь. Называют понятие Конституция. Комментируют. | Коммуникативные УУД умеют работать в паре Познавательные (логические) УУД: анализируют предложенную информацию Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
| Ведёт диалог. Этапы развития Конституции Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году. В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните. Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят. Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией. Потом были четыре советские Конституции: 1918 г. – Конституция РСФСР Слайд 11. 1924 г. – Конституция СССР Слайд 12. 1936 г. – «сталинская» Конституция Слайд 13. 1977 г. – «брежневская» Конституция Слайд 14. Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России. Слайд 15. Слайд 16.
|
Слушают, задают вопросы. |
|
5. Первичное закрепление | Предлагает рассмотреть Конституцию РФ. Обратить внимание (этот документ лежит на столах у каждого) Определить его структуру. Проанализировать данный документ. - Он состоит из: преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2). Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции. Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних. Слайд 17. Проблемный диалог. - «Что значит быть гражданином России?» Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России. Задает вопрос: «Почему мы стали гражданами России?» Учащиеся отвечают на вопрос учителя в свободной форме.
| Просматривают документ, делают выводы.
Проверка по слайду с комментированием ответа Вывод: Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2). Размышляют. Отвечают на поставленный вопрос. (Потому что родились здесь, потому что родители являются гражданами России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ, паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.) | Познавательные (логические)УУД: анализируют предложенную информацию; Коммуникативные УУД: (отвечают на вопросы, с достаточной полнотой выражают мысли
Личностные УУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу. |
6.Решение учебной задачи | Организует самостоятельную работу в группах (приложение 3) I группа – изучает главу 1 «Основы конституционного строя». Далее составляет кластер «Форма государства» II группа – изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет кластер « Классификация прав и свобод человека и гражданина» III группа – изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет кластер «Обязанности граждан» Слайд 18. Задание: составить кластер и рассказать, подтверждая статьями Конституции. Слайды 19. Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. Слайды 20.
Слайды 21.
Вывод: В основном законе нашего государства закреплены основные права человека, обязанности, форма правления |
Знакомятся с документом, делают выводы: в основном законе нашего государства закреплены основные права человека иобязанности, прописаны форма правления. | Познавательные УУД: умение работать с источником; уметь извлекать необходимую информацию из учебной и справочной литературы, строить свое объяснение; Коммуникативные УУД; метапредметные результаты – поиск и извлечение нужной информации, умение использовать полученные знания в процессе обучения и в жизни.
Познавательные УУД: умение работать с источником; уметь извлекать необходимую информацию из учебной и справочной литературы, строить свое объяснение;
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Организует самостоятельную работу с дифференцированными заданиями. (Приложение № 4)
Даёт задание проверить ответы и занести баллы в оценочный лист. Слайд 22. Слайд 23. | Выполняют самостоятельную работу с дифференцированными заданиями. Проверяют ответы с эталоном на экране
Самооценка, заполнение оценочных листов. | Познавательные (логические) УУД: анализируют, проводят синтез, обобщают предложенную информацию Коммуникативные: выражать свои мысли и действия, соблюдать правила речевого поведения.
|
8.Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы. | Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме. - Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан. Мы продолжаем работу над Конституцией на следующем уроке. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
| Ответы учащихся. Итог урока - Конституция РФ это основной закон нашего государства; - В конституции прописаны основные права и обязанности человека;
| Регулятивные: оценивать свою деятельность, осознавать уровень усвоения учебного материала.
|
9.Рефлексия учебной деятельности. | - Подсчитайте в оценочном листе суммарное количество баллов и скажите, какую оценку поставили вы себе за урок. - На столах у вас лежат листы самоконтроля. Пожалуйста, заполните их. 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок мне показался коротким/длинным 4. Моё настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен | Подводят итог работы, подсчитывают итоговый балл за работу на уроке. (Выставляют итоговую оценку в оценочный лист). | Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
Оценочный лист
ФИ ученика _________________________________
Вид деятельности | Максимальное количество баллов | Самооценка |
Индивидуальная работа | 7 |
|
Парная работа. Задание «Что такое Конституция?» | 3 |
|
Групповая работа | 7 |
|
Самостоятельная работа | 8 |
|
Итого | 25 |
|
Критерии оценки:
Оценка 5 – 25– 20 баллов
Оценка 4 – 20 – 15 баллов
Оценка 3 – менее 15 баллов
Приложение 2.
Индивидуальная карточка.
1.Вставьте пропущенные слова:
____________________________ - специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании закона и в соответствии с ним.
Адвокатура, нотариат, частные охранные службы – _____________________________________.
Прокуратура, ФСБ, таможня, суд, полиция.– это ________________________________________.
2. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правоохранительные органы»
Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство иностранных дел, прокуратура, нотариат; Федеральное космическое агенство.
4. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает все остальные
1.Судебные органы
2. Правоохранительные органы
3. Органы внутренних дел
4.Таможенные органы
Критерии оценок: Каждый правильный ответ – 1балл
Максимум: 7 баллов
Приложение 3
Задания группам
Задание для группы I: изучить главу 1 «Основы конституционного строя». Составить кластер
«Форма государства»
Форма государства
Задание для группы II: изучить главу 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составить кластер «Классификация основных прав и свобод»
П РАВА ЧЕЛОВЕКА
Задание для группы III: изучить главу 2 «Права и свободы человека и гражданина». Составить кластер «Обязанности граждан»
О бязанности граждан
\
Критерии оценок:
7 баллов - задание выполнено;
0 баллов – не справились с задание.
Приложение 4.
Тест «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя»
Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.;
б) в 1918 г.;
в) в 1936 г.
Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 12 декабря 1995 г.
Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ?
а) демократическое;
б) общенародное;
в) союзное;
г) конфедеративное;
д) правовое;
е) с конституционно-монархической формой правления.
Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Выберите из списка.
а. Право на тайну переписки, телефонных переговоров
б. Право быть избранным в органы государственной власти
в. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни
г. Право участвовать в отправлении правосудия
8. Какое право гражданина является политическим?
а. На защиту чести и достоинства
б. На неприкосновенность жилища
в. На тайну переписки
г. На свободу объединений
Критерии оценок.
Каждый правильный ответ – 1балл.
Максимум: 8 баллов.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
б | б | а | в | а | в | а | г |