Урок Н.Сладков "Зайчата"

Урок предназначен для учеников 1 класса.

Это было учтено на уроке при делении класса на группы и выборе заданий. При характеристике класса следует сказать о возрастных особенностях обучающихся. В этом возрасте дети любознательны, любят открывать тайны, познавать неизвестное. Урок конструировала в соответствии с особенностями и потребностями детей.

Задачи: предметные: научить характеризовать гласные и согласные звуки;

-развивать фонематический слух;

-учить читать слоги, слова, работать с текстом;

Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, ; деятельностный, поисковый, аналитический

Использование на уроке компьютерной презентации, красочные слайды, раздаточный материал способствуют включению обучающихся в работу мотивации активной работы на уроке.

Содержимое разработки

Конспект урока в 1 классе.


Постнова Светлана Николаевна,

высшая категория,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №10» НМР РТ

МБУ ДО «СДЮТиЭ» НМР РТ


Тема: Е. Чарушин «Зайчата», Н. Сладков «Сорока и Заяц».

Цель: выражать свое отношение к прочитанным произведениям.

Задачи:

- работать над осознанным чтением и целостным восприятием текста, учить читать по ролям;

- закреплять знания о знаках препинания и об интонации;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

- развивать организационные общеучебные умения, в том числе контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, самостоятельно оценивать результат своих действий.

Средства обучения: экран, мультимедийная презентация, шапочки (сороки, лисы).


Предметные

Метапредметные

Личностные

1) познакомиться с жизнью и творчеством

Е. Чарушина,

Н. Сладкова

2) развивать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.

3) продолжить формирование умения анализировать произведения;

4) уметь прогнозировать содержание произведения;

5) объяснять лексическое значение некоторых слов; 

6) рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним

Познавательные УУД:

1) ориентироваться в учебнике;

2) находить ответы на вопросы в тексте;

3) извлекать необходимую информацию из предложенного материала;

4) выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания

5) формирование познавательной цели, моделирование, анализ с целью выделения признаков, сравнение;

Регулятивные УУД:

1) выполнять учебные задания в соответствии с целью;

2) выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала.

3) осуществление контроля процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

1) оформлять свои мысли в устной форме;

2) участвовать в диалоге;

3) слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

4) умение полно и точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество (работа в паре)

1) проявлять интерес к изучению темы;

2) осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

3) создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.





Конспект занятия


Этап  

 

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

1.Само-опреде-ление 

к дея-тельно-сти. 



Начинаем наше занятие. Я вижу, вы готовы трудиться.

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха в работе.

Передадим хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне, потом повернитесь и улыбнитесь своим друзьям. Мы добры и спокойны.

- Какие у нас стоят задачи? 

 Будем читать новое произведение, знакомиться с автором книги и названием, определять жанр, тему, главную мысль произведения. 






Читаем. Узнаем новое. Размышляем. Исследуем. Рассуждаем

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в  деятельности. 

 


Разминка «Читалочка».

1.Чтение чистоговорок. Индивидуальное, групповое, парное чтение

На доске скороговорка: 

- Читаем глазками.

- Читаем быстрым темпом

(на выдохе).

- Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

- Читаем с выделением интонационных знаков (.?!)

- Какой звук повторяется чаще всего?

- Что вы знаете об этом звуке?

- Дать характеристику букве З

Приложение. Слайд 1. Чистоговорки.



Зоиного зайку зовут Зазнайка.


Зоиного зайку зовут Зазнайка!


Зоиного зайку зовут Зазнайка?

 

Звук [З]


Звук согласный, звонкий, парный, твердый, мягкий, парный, 

3.Постановка учебной задачи.

- Предположите, о ком мы сегодня будем говорить, по скороговорке.

- Что вы знаете о зайцах?

Небольшой пушистый зверек;

бегает он очень быстро и во время опасности может развивать скорость до 80 км/ч;

его вес может быть до 7 кг;

длина туловища достигать 70 см; волки и лисы являются самыми главными его врагами;

хорошо умеет бегать вверх по склонам;

вниз спускается только кубарем;

- Давайте, запишем семью зайцев.

- Как называют взрослого животного, папа? 

- Мама? 

- Деток? 

- Какая орфограмма встретилась в слове ЗАЙЧАТА?

про зайца

Приложение. Слайд 2. Картинка зайца.



Заяц – это млекопитающее.

Кончики ушей всегда темные.

Он может быстро бежать и очень резко повернуть в сторону, таким образом, отрываясь от врага.

Длинные ноги помогают зайцу отталкиваться при беге.

Благодаря большим ушам он очень хорошо слышит. 




-заяц

-зайчиха

-зайчата

ЧА пиши с буквой А

4.Пер-вичное закреп-ление.

- Сегодня мы познакомимся с произведениями двух авторов Евгения Чарушина и Николая Сладкова.

Эти авторы посвятили свои произведения зайцам.

Про писателя Е. Чарушина расскажет София.



- Прочитайте название первого произведения. Подтвердились ваши предположения?

- Подумаете, кто рассказывает зайчатам как необходимо себя вести?

- Какие наказы даём вам ваша мама, когда вы идёте в школу?

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)  замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Мальчик очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, кролики, козлики. Он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака. Он очень любил природу, животных и писал о них.


про зайцев



мама-зайчиха


ответы учеников

5.Физ-минутка

Девочки и мальчики,

Представим что мы зайчики.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Ушки вверх и ушки вниз,

На носочках вверх тянись.

Вы друг к другу повернитесь,

Улыбнитесь!

И за парты все садитесь!

Приседание на корточки,

потирая руки.

Выполнение прыжков,

стоя на месте.

Руки вверх,

Руки вниз.

На носочках;

Потянулись,

Повернулись,

Улыбнулись,

Сели за парты.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Найти и прочитать предложения:

- Какие наказы даёт мама-зайчиха своим деткам зайчатам?

- Почему надо меньше бегать?

- Каким словом автор называет зайчат, по цвету?

Докончить выражение, поработаем в паре.

Поднимите руки в паре.

- Найти слова из текста, карандашом подчеркните, я пройду посмотрю.

- Поднимите руку, у кого правильно, поглажу по плечу.

- Аргументируйте свой ответ.

- Зачем такие советы дает мама зайчиха?

Тихо сидеть, без движения.

- Каким показан заяц у писателя Е. Чарушина в этом рассказе?

- Чему учит писатель Е. Чарушин своим произведением?

- Прочитайте, как называется следующее произведение?

- Кто автор?

Про писателя Н. Сладкова расскажет Гаврилов







-Послушаем лесной разговор, подслушанный Н. Сладковым в одном из лесопарков.

- Какое же языковое средство использует автор?

- Что такое диалог?

- Давайте сразу отметим простым карандашом в учебнике заглавной буквой (З – заяц, С – сорока)

- Найдите предложения и прочитайте, что предлагает Сорока Зайцу?

Найти слова из текста, карандашом подчеркните.

Я пройду посмотрю.

Работаем в паре.

- Поднимите руки, у кого правильно, поглажу по плечу.

- Как вы думаете, кого боится заяц? Назовите его врагов.

- Найти в тексте какая душа у зайца?

- Каким показан заяц в этом лесном разговоре?

- Почему так решили?

- В народе о некоторых людях говорят, что у него «заячья душа».

Попробуйте объяснить, как вы понимаете это выражение?

- Почему так говорят? (о робком, трусливом человеке)

-Каким словом автор называет зайца, как сорока обращается к зайцу?

- Чему учит писатель Сладков своим произведением?

- Что хочет сказать?

- Что бы вы пожелали зайцу?

- Какие советы дали зайцу?



Ответы детей, выборочное чтение


Серенькими


Глазом … (не морг-ни-те)

Ухом … (не по-ве-ди-те)



ответы учеников



осторожным быть



ответы учеников




Любить животных, природу.

«Сорока и Заяц»


Н. Сладков

Николай Иванович Сладков родился в Москве, а всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе, где было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Он очень любил природу, животных и писал о них.

Чтение учеников в паре, по ролям;

на голове шапочки зайца и сороки.


диалог

разговор двух лиц


отмечают реплики героев.




выборочное чтение учеников


Приложение. Слайд 3. Слова-помощники.


(Лисьи) зубы - острые

(Волчьи) ноги - быстрые,

(Рысьи) когти - сильные


Лису, волка, рысь


(Заячья) душа - трусливая


Трусливым




Ответы учеников






Косой


Любить природу, животных



ответы учеников

7. Реф-лексия деятельности



- Каждый подумает и ответит

- Посмотрите, эти книги вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать дома вместе с родителями.

- Похвалите себя, кому было все понятно и интересно.

- Похвалите себя, кому было интересно, но не всё понятно.

Улыбнитесь друг другу и мне!

Спасибо всем за хорошую работу!

Приложение. Слайд 4. Рефлексия.

ответы учеников

Приложение. Слайд 5.Детские писатели.


Гладят себя по голове, обнимают себя


Гладят по голове, потирают руки



Пояснительная записка


Конспект занятия для 1 класса, естественнонаучная направленность. Используются педагогические технологии: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, развитие критическо мышления, игровые технологии, использование исследовательского метода в обучении, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение. Применение современных технологий способствует развитию у обучающихся познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки. Всё это позволяет мне проводить занятия увлекательно и с большой практической отдачей, формировать устойчивый интерес к знаниям, активизировать познавательные способности учеников, а самое главное, повышается динамика качества обучения.

Список литературы.


  1. Д.С. Левитас. Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск, 2003 г. 7. Селевко Г. К.,

  2. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей.

  3. Интернет ресурсы.

  4. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

  5. Н. Сладков. «Загадочный зверь». Издательство «Малыш». Москва.1979.

  6. Е. Чарушин. «Про зайчат». Издательство «Малыш». Москва. 1987.

  7. Толковый словарь русского языка [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и образование, 2015.














Приложение

Слайд 1

Чистоговорки.

Слайд 2

Картинка зайца


Слайд 3

Слова - помощники

Слайд 4

Картинка. Рефлексия.


Слайд 5

Детские писатели.

Сохранить у себя:
Урок Н.Сладков "Зайчата"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки