Методическая разработка урока c использованием ИКТ.
по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» 3 класс
автор: учитель начальных классов Легензова Елена Владимировна, МОБУ «Свирицкая средняя общеобразовательная школа», Волховский район, Ленинградская область.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Задачи урока: Образовательные:
закрепить теоретические знания: алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел;
сформировать умение применять полученные теоретические знания для решения примеров и задач;
осуществить контроль знаний с помощью теста.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
формировать информационную культуру, овладение навыками поиска и анализа информации;
Воспитательные:
формировать осознанные мотивы обучения, самосовершенствования, самовоспитания;
формировать интерес к математике через историю Родного края;
воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
воспитывать взаимопомощь.
Планируемые образовательные результаты
предметные: складывать и вычитать трёхзначные числа по алгоритму; применять полученные знания при решении практических упражнений.
метапредметные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.
личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:
устный и письменный опрос, тестирование, наблюдение, самооценка ученика, таблица результатов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок – путешествие.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер.
Раздаточный материал: карточки-блоки для построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел, тест (на карточках), таблицы для самооценки на этапе рефлексии, комплекты смайликов на каждого учащегося.
Ресурсы:
Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (файл Презентация к уроку.pptx)
Тест «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (файл Тест.doc)
Используемые технологии:
- Игровые технологии: для развития познавательной активности, интереса к математике, расширения кругозора
- Информационно – коммуникативные технологии: устные упражнения, необходимые для закрепления материала и развития вычислительных навыков при практическом применении знаний; компьютерная презентация позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным.
- Технология обучения в сотрудничестве работа в парах.
- Здоровьесберегающие технологии – профилактика стрессов (работа в группах), микроклимат на уроке, четкая организация учебного труда, физкультминутка – все это бережет здоровье учащихся.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика Приветствуют учителя Слушают рассказ учителя
Включение учащихся в деловой ритм
Учащиеся отвечают на теоретические вопросы
Активная деятельность всего класса в ходе устной работы
| ||||||||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||||||||||
1. Организационный момент. постановка целей урока, обобщение и закрепление понятий, определений, правил. | Постановка цели, регулирование процесса выполнения учебных действий | Продолжение формирования навыков правильного восприятия своих знаний и умений. Выдвижение гипотез, проверка умозаключений | Умение сотрудничать, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Наш поселок Свирица очень интересное место. (слайд № 2) Сегодня нас ждет необычный урок-путешествие по родным местам, мы узнаем много интересных исторических и географических фактов о родном поселке. Так как у нас урок математики, то и путешествие будет математическое. Тема нашего урока «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». (слайд № 3) Ребята, в течение урока мы покажем, как мы знаем правила сложения и вычитания трёхзначных чисел и умеем применять их на практике, т.е. решать практические примеры и задачи. Прежде чем отправиться в путь, нужно проверить все ли готовы. Повторяем алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел: У каждого из вас на карточках написаны действия, которые необходимо выполнить при сложении или вычитании трёхзначных чисел, но я торопилась и забыла их пронумеровать. Давайте исправим эту ошибку и поставим на каждой карточке тот номер, какое по порядку действие мы будем выполнять. Прочитайте по себя эти действия. - Какое действие выполняется первым? Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Поставьте на карточке номер 1. - Следующее действие? Складываю (вычитаю) единицы, десятки, сотни. Эта карточка будет под номером 2. Дальше? Читаю ответ. Ставим номер 3 на этой карточке. (слайд № 4) Теперь мы готовы отправиться в путь, памятку с алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел каждый имеет перед собой. Устный счет (слайд № 5) Расположите ответы примеров в порядке возрастания, сопоставив их соответствующим буквам, и расшифруйте слово. Что оно обозначает?
| Приветствую учащихся. провожу вводную беседу, тем самым пытаюсь создать психологически комфортные условия для совместной деятельностиСоздаю атмосферу важности работы, продолжаю формировать у учащихся навыки правильного восприятия своих знаний и умений вести разговор. | |||||||||||||||
2. Практическое применение знаний. | Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция | Умение работать с математическим текстом (анализировать, исследовать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии. Умение делать выводы на основе полученной информации. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Индивидуальная работа (слайд № 6) Выполните действия по предложенному маршруту и ответьте на вопрос. На скольких островах располагается поселок Свирица?
Историческая справка. (слайд № 7) Поселок Свирица расположен на семи островах, образуемых рукавами и протоками р. Свири и р. Паши - здесь протекают девять рек и каналов. Свирица была важным торговым пунктом Новгорода. В 19 в. Свирица входила в Санкт-Петербургскую губернию, Новоладожский уезд, 3 стан, Доможировскую волость. Огромные лесные массивы по р. Паше и ее притокам освоил в первой трети 19 в. Федул Григорьевич Громов, построивший здесь несколько лесопильных заводов. Лес удобно сплавляли по многочисленным рекам, каналам и протокам. Задача. Плот отправили в путь от Заводского поселка по протоке Репаранда до Новой Свирицы, далее по реке Котихе до Новоладожского канала, затем по каналу до д. Загубье. Протяженность всего маршрута 993м .Определите длину протоки Репаранда ,если протяженность реки Котихи – 300 м, а длина пути по Новоладожскому каналу составляет600 м. (слайд № 8)
Проблема. Какие вопросы вы поставите, чтобы решить проблему? Чему равен весь путь? Сколько метров длина второго участка пути? Какова длина третьего участка пути? Каким действием находится длина первого участка? Условие задачи записано на доске. Решение задачи с объяснением учащийся записывает на доске. Молодцы! Узнали путь.
Подустали. Давайте отдохнем.
Проведем физкультминутку Буратино потянулся, Руки в сторону развел,
Теперь мы знаем названия трех водоемов нашего поселка. Названия появляются на карте. (слайд № 9)
Чтобы узнать остальные названия наших рек необходимо получить код доступа, а для этого требуется решить пример. Решение примера (слайд № 10) 457-325+631=
Учитель: Что ж код доступа получен, и теперь мы увидим расположение и название остальных водоемов Свирицы На слайде появляются остальные названия водоемов. (Свирь, Паша, Котиха, Долгая, Свирица, Бабья и Заводская, а также протока Репаранда и Новоладожский канал). (слайд № 11)
| Излагаю детям задание.
Провожу подводящий диалог, если учащиеся затрудняются самостоятельно находить нужные вопросы. Прокладываю путь по участкам указкой.
Восстанавливаю умственную работоспособность, препятствую нарастанию утомляемости, повышаю эмоциональный настрой учащихся.
| Ученики выполняют вычисления в тетради (один ученик работает на доске самостоятельно), затем выполняется фронтальная проверка по слайду.
Учащиеся задают вопросы друг другу. Решает учащийся на доске. Все записывают решение в тетради.
Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.
Ученики комментируют с места каждое действие с применением правил. Учащиеся активно участвуют в беседе
| ||||||||||||||
3. Тесты. | Прогнозирование, взаимоконтроль | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов | Коррекция, контроль, оценка действий одноклассника. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Покажем свои знания. Парная работа по тестовым заданиям. Тест. Проводят взаимопроверку тестов.
| Организую групповую деятельность учащихся | Парная работа, проводят взаимопроверку, учащиеся устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничая. | ||||||||||||||
4. Подведение итогов. Выставление оценок. | Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль коррекция, оценка, волевая саморегуляция | Умение делать выводы на основе полученной информации, сравнение, построение рассуждений, формирование проблемы, способы решения проблемы | Постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Чему мы сегодня учились на уроке? На карточках написать 1. Мне понятно как складывать трёхзначные числа_____________________ 2. Мне понятно как вычитать трёхзначные числа__________________________ 3. Я смогу применять алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел_____. Оценки. Таблицу учитель заполняет на протяжении всего урока.
| Анализирую, даю оценку успешности достижения цели и определяю перспективу на будущее. | Учащиеся проводят рефлексию настроения и отвечают на вопросы учителя. Дают самооценку. | ||||||||||||||
5.Домашнее задание | Планирование, умение самостоятельно справляться с поставленными задачами | Анализ, подведение под понятие | Постановка вопросов | Дифференцированное. (слайд №12) Творческое задание. Используя семейные архивы, школьной и поселковой библиотек, интернет, найти информацию по теме «История поселка Свирица» и составить небольшой рассказ. или решить № 7,№8 (с.77) А, теперь поднимите тот смайлик, который отражает вашу работу на уроке. Смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.
| Даю инструкцию по выполнению домашнего задания Провожу рефлексию эмоционального состояния на уроке Я молодец, я доволен своей работой, у меня всё получилось. У меня не всё получилось, я могу работать лучше. Я буду стараться. | Выставление оценок в дневник и запись дом задания. |