Предмет: математика
Класс: 2 класс
Автор УМК: «Школа России», автор М.И.Моро
Тема: Название компонентов и результата действия деления.
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить с названиями компонентах и результата действия деления.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о произведениии.
2. Формировать умение называть компоненты при делении.
3. Совершенствовать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.
4. Формирование элементов финансовой и математической грамотности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся читать примеры на деление, называть компоненты и результат деления; моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Познавательные: умение называть компоненты при делении; решать текстовые задачи;
Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре;
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Математика 2 класс» в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией М.И. Моро, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, компоненты действия деления.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
- Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
-Сегодня у нас на уроке гости. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте друг другу успеха.
- Садитесь. Девиз нашего урока: «Вперед за новыми знаниями!»
«Мы вместе! А значит, у нас все получится!» (Слайд)
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Ребята, посмотрите на картинки, что изображено?
(Почта, банк, магазин)
- Что мы делаем на уроках математики?
(Считаем, решаем)
- Пригодится ли умение считать в магазине, в банке, на почте?
(Да, пригодится)
- Вы правы, математика в нашей жизни очень нужна.
- Сегодня мы будем сотрудниками банка. У вас на парте лежат бейджики, наденьте их. Теперь всем видно, что вы сотрудники банка, а я руководитель банка. Вам нужно будет справиться с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знании, умения и старание. А я приду на помощь, если это будет нужно.
Актуализация знаний.
- Люди, работающие в банках должны правильно считать деньги. Давайте это покажем и докажем, что мы самые лучшие работники.
- Проверим это. (Слайд)
Сосчитай, сколько денег в кошельке у Лизы и у Пети.
У Лизы – 10р 5р 2р 10р 10р 10р (47р)
У Пети – 5р 10р 10р 10р (35р)
- У кого больше? (У Лизы)
- На сколько больше у Лизы? (На 12 рублей)
- Как узнали? (Из 45 вычли(отняли) 35 и получилось 12)
- Заполните лист самооценки.
– Продолжаем считать.
- Посмотрите на слайд. Выберите только те суммы денег, которые можно набрать монетами и купюрами, которые вы видите на рисунке. Суммы указаны в рамках.
(Можно набрать 60р)
- Как набирали? ( 50р и 10р)
- Проверим. (Нажимаю на сумму, раздается звон монет, значит, ответили правильно. Если неправильно, сумма исчезает с экрана. Аналогично все суммы)
- Заполните лист самооценки.
- Ребята, мы доказали, что умеем считать?
(Доказали)
- Первое задание выполнили успешно, молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
- Продолжаем доказывать, что мы лучшие сотрудники банка.
- На слайде вы видите выражения. (Слайд)
- Запишите их в тетрадь и самостоятельно найдите их значения. Работники банка должны быстро считать. Даю вам время 2 мин.
45 + 15 (60) 80 – 17 (63) 8 * 2 (16) 6 : 2 (3)
- Сотрудники банка должны хорошо знать математические термины.
- Давайте проверим это.
- Прочитайте выражения, называя компоненты и результат действий.
- 1 выражение читает София.
- 2 выражение читает Амирхан.
- 3 выражение читает Ангелина.
- Можем прочитать 4 выражение, называя компоненты и результат деления? (Не можем прочитать)
- Почему не можем прочитать?
(Не знаем, как называются числа при делении)
- У нас возникло затруднение.
- Согласны вы с этим? (Согласны)
- Чтобы справиться с затруднением, давайте определим тему урока. (Название компонентов и результата действия деления или как называются числа при делении)
- Какую цель поставим? (Узнать, как называются числа при делении)
4. Построение выхода из затруднения.
- Как и в других действиях, в делении каждое число тоже имеет свое название. (Прикрепляется табличка с примером 6:2=3)
-Давайте вместе подумаем, как могут называться числа при делении?
- Что мы делаем с первым числом? (Делим).
- Оно так и называется ДЕЛИМОЕ;
- Олег, иди прикрепи табличку.
- Второе число делит. Оно называется ДЕЛИТЕЛЬ.
- Алина, иди прикрепи табличку.
- Ответ показывает на сколько частей разделили, поэтому так и называется – ЧАСТНОЕ.
- Вова, иди прикрепи табличку.
- Само выражение тоже называется ЧАСТНЫМ.
- Полина, иди прикрепи табличку.
- Давайте прочитаем выражение, называя компоненты деления. Читаем вместе.
( Делимое 6, делитель 2, частное 3)
- Прочитайте выражение другим способом.
(Частное чисел 6 и 2 равно 3)
5.Реализация построенного проекта.
- Давайте закрепим новые знания.
Откройте учебники на стр. 62.
Прочитайте названия компонентов деления.
Как называется число, которое делим? (Делимое.)
Как называется число, на которое делим? (Делитель.)
Как называется результат действия деления? (Частное.)
Как называется выражение при делении? (Частное.)
Прочитайте выражение, называя компоненты деления (Делимое 12, делитель 4, частное 3)
- Как можно по-другому можно прочитать это выражение? (Частное чисел 12 и 4 равно 3)
6. Физминутка.
- У всех работников бывает законный перерыв. Сотрудники банка работают сидя, а это вредно сказывается на здоровье. Нам нужно отдохнуть и набраться сил для выполнения новых заданий.
Давайте отдохнем.
Мы считали, мы решали,
Что-то очень мы устали. (Ходьба на месте)
Мы сейчас потопаем,
(Шаги ногами на месте.)
Ручками похлопаем.
(Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседания.)
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
7. Первичное закрепление.
Какую цель мы поставили в начале урока? (Узнать, как называются числа при делении)
Мы узнали как называются числа при делении? (Узнали)
- Теперь нам нужно научиться записывать выражения, называя компоненты деления.
- Работники банка должны уметь работать с информацией.
- Поэтому вам нужно выполнить следующее задание и еще раз доказать, что вы лучшие сотрудники.
- Найдите в учебнике №1 на с.62 и выполните самостоятельно.
1) Делимое 6. Делитель 3. Найди частное.
Найди частное чисел 12 и 6.
- Проверим, как вы справились с этим заданием.
- Злата выйдет к доске и запишет 1 выражение. А мы проверяем и отмечаем в листке самооценки.
- 2 выражение пойдет и запишет …..
- Не забываем про листок самооценки.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Решение задач на деление.
- Вы еще раз доказали, что справляетесь с работой, но
испытания продолжаются.
- Вы должны показать, как сотрудники банка умеют правильно оформлять документы.
- Вам необходимо сделать рисунок к задаче и решить ее.
- Посмотрите на экран. (Слайд)
- ….., прочитай задачу.
- Сейчас самостоятельно составляете рисунок к задаче, записываете решение и ответ. Даю вам время 5 минут.
Задача 1
8 яблок разделили по 2 яблока между детьми. Сколько детей получили яблоки?
8 : 2 = 4(д.)
Ответ: 4 детей получили яблоки.
- Давайте проверим ваши решения. (Слайд)
- Прочитайте выражения, называя компоненты деления. (Делимое 8, делитель 2, частное 4)
- Прочитайте по-другому решение задачи. (Частное чисел 8 и 2 равно 4)
- Заполните листок самооценки.
9. Включение в систему знаний и повторение.
- Уважаемые работники банка, вы справились со всеми заданиями.
- Осталось последнее испытание. (Учитель раздает компоненты и проговаривает условие задания).
-Вам нужно правильно распределить деловые бумаги.
- Поиграем в игру «Узнай себя».
(Учитель показывает пример на деление с выделенным компонентом, учащиеся поднимают нужную карточку с компонентом: 8 : 2 = 4, 12 : 2 = 6, 4 : 1 = 4) )
- А сейчас прикрепите нужные компоненты к примеру.
- Первыми выходят девочки.
- Теперь выходят мальчики.
(Учитель на доску вывешивает другой пример, дети выходят и прикрепляют компоненты к доске.)
На доске прикреплен пример:
10 : 2 = 5
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
. - Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?
- Удалось ли нам её достичь?
- А теперь давайте выясним, кто у нас самый лучший сотрудник банка. Возьмите лист самооценки и посчитайте плюсы.
- Поднимите руки, у кого 8 или 9 плюсов. Вы отличные сотрудники банка.
- Поднимите руки, у кого 6 или 7 плюсов. Вы хорошие работники банка.
- Поднимите руки, у кого меньше 5 плюсов. Не переживайте. У вас есть повод доказать, что можете быть лучшими сотрудниками банка.
- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Слайд)
(На доске большой смайлик. Учащиеся выходят к доске и прикрепляют смайлик нужного цвета на него)
- Спасибо за урок.