Открытый урок по
математике, для учащихся
4 класса, умк «Гармония».
Тема раздела: Деление многозначных чисел (всего отводится 20 уроков).
Тема урока: Взаимосвязь умножения и деления (первый, подготовительный урок к знакомству с алгоритмом
письменного деления).
Цель урока: Начать подготовку четвероклассников к знакомству с алгоритмом письменного деления.
Задачи: 1.Актуализировать знания, умения, навыки учащихся о взаимосвязи умножения и деления. Учить
использовать полученные знания в практической деятельности.
2. Развитие логического мышления и осмысленного отношения к знаниям.
3. Воспитание привычки быть внимательным на уроке.
Вид урока: Открытие учениками связей между уже изученным и новым.
Форма урока: Математическое лото.
Оборудование:1. карточки с заданиями для индивидуальной работы
2. учебник математики, сборник задач для учащихся 4 класса умк «Гармония»
3. набор геометрических фигур
4. набор карточек для групповой работы
5. доска, мел.
План-конспект урока:
№ | Этапы урока | Содержание урока | Анализ урока |
1 2 3
4 5 6 7 8 9 | Включение в учебный процесс (15 сек.) Формулирование темы, цели, задач урока учащимися, с помощью учителя.(1,5 мин.) Актуализация знаний а) Блиц-опрос (4мин) б) Творческая разминка(5 мин.) Постановка проблемы и построение выхода из проблемной ситуации.(15 мин.) Физкультминутка.(1) Вхождение в систему повторений. б) Игра « Найди лишнее выражение» (работа в микрогруппах)( 7) дополнительное задание( если осталось время на уроке) а) работа в сборнике « Учимся решать задачи». (8) Рефлексия.( 1,5) Выставление оценок.( 30 сек) Информация о домашнем задании.(1) | -Добрый день, прошу садиться. -Сегодня мы начинаем исследование новой темы, а какой, сейчас догадаетесь сами. Посмотрите на доску и найдите значение выражений: 384512:8 927072: 928 3510: 78(дети в замешательстве, никто не может найти значения выражений) -Как думаете, почему задание вам не по силам? - Может быть, уже кто-то догадался, исследование какой темы мы сегодня начинаем? ( Деление многозначных чисел) -Данную проблему мы будем исследовать в несколько этапов. Первым этапом является сегодняшний урок, на котором вы найдёте ответ на вопрос: «Что надо знать и уметь, чтобы научиться делить многозначные числа?» Приготовьтесь для серьёзной, научной работы: откройте тетради, запишите:10 декабря, классная работа. Ну, а чтобы 1 этап исследования прошёл увлекательно, предлагаю провести его в форме математического лото: На доске геометрические фигуры и таблица. Выполнив задание фигуры, вы будете узнавать зашифрованную букву, и вставлять эту букву в таблицу. Если мы будем работать внимательно, быстро, то в конце урока сможем прочитать зашифрованное в таблице слово. Выбор фигуры с заданием: первое задание не на зелёной фигуре, и не на жёлтой, а перед красной, но не на синей. ( Круг) -Назовите компоненты деления (делимое, делитель, частное) -Назовите компоненты умножения.(1множитель, 2 множитель, произведение) - Чему равно произведение, если один из множителей равен нулю?(0) - Чему равно частное, если делимое равно 0? (0) -Чему равно частное, если делимое равно делителю?(1) - Чему равно частное, если делитель равен 1?(делимому) -Верно ли выражение: а:0? (нет) -Задание выполнено, открываем букву. Выбор фигуры с заданием, аналогичным ранее способом. - Прежде чем, что-то придумывать, объясните, что означает данная на экране запись: А: В =Х Х* В=А( разделить А на В, значит найти число, которое при умножении на В даёт А). - Придумайте и запишите пары выражений, которые будут соответствовать данной записи. - У кого на столе карточки с флажком, можете ими воспользоваться, они помогут выполнить задание. ( Содержание карточек: -- : 9 = 6 48 : - = 6 - * - = 54 6 * - = 48 и др.) Выражения у всех получились разные…(3-4 случая проверяем). - Запись на экране и придуманные вами выражения нам ещё раз напомнили, о каком правиле? (чтобы найти частное, надо подобрать такое число, чтобы умножив его на делитель, получилось делимое.) Вывод: деление связано с умножением. Выбор фигуры с заданием. - Знакомые, которые помогают нам учиться - Миша и Маша, получили задание: с помощью калькулятора проверить какие записи верные, а какие неверные. Калькулятор сломался, и дети не знают, как выполнить задание. Сможем ли мы помочь Мише и Маше? Как вы думаете? ( обращаем внимание на экран). -Как вы считаете, можно ли обойтись без калькулятора? (да, нет - дети получают возможность рассуждать и высказывать своё мнение по данной проблеме). -Попробуем разобраться с первым столбиком выражений: 972: 27=36 581: 7 = 83 482: 123 = 4 384: 4 = 97 ( Заостряем внимание на том, что делить многозначные числа мы пока не умеем) - Как проверить, верно ли первое выражение?( частное умножить на делитель, должно получиться делимое) - Умножьте частное на делитель в тетради 36 27 252 72 972, делимое такое же, значит выражение верное.
83 7 581 – делимое такое же, значит выражение верное. 123 4 492, а в делимом 482, запись неверная. 97 4 388( неверное, так как в разряде единиц делимого должна стоять цифра 8, а у нас 4.) 2 столбик - Посмотрите внимательно, есть выражение, которое не нуждается в проверке, оно просто не может быть правильным. Какое это выражение?( последнее) 324 : 62 = 5( 12)( неверное, т.к. умножив 2 на 5 и прибавив к полученному результату остаток 12, в разряде единиц делимого получим цифру 2, а в записи дана цифра 4) 526: 74= 7 ( 8) 74 7 518+ 8=526- верно 789 : 56 = 14 ( 5) 14 56 84 70 784+ 5= 789- верно 257: 8= 31 (9) – (неверное, т.к. остаток больше делителя) - Сравним свои рассуждения с рассуждениями Миши и Маши, прочитаем их диалог по ролям. - Уч. с.58№ 175. - Наши рассуждения совпали. Вот только непонятно, как же мог действовать Миша, составляя свои равенства? (т.к. деление связано с умножением, Миша вначале записал значение частного, затем делитель. Делитель умножил на частное получилось делимое.) - Составьте и запишите свои равенства на деление, а я проверю их дома и отберу самые интересные, сложные, что бы на следующем уроке решить их вместе (у слабых учащихся карточки, с облегчённым вариантом данного задания). - Возможно, кто-то из вас уже догадался, что надо знать и уметь, чтобы научиться делить многозначные числа? Выбор фигуры с заданием. - Разбейтесь на микрогруппы. У каждой группы на столе карточка с заданием. Ваша задача: найти как можно быстрее и правильнее лишнее выражение. Объяснить своё решение. 1) 56: 7 = 8 7*8 = 56 56: 8 = 7 56: 56 = 1- лишнее, т.к. в первых трёх выражениях прослеживается связь деления с умножением. 2) 51: 3 = (30 +21): 3 = 10+7 = 17-отличается способ вычисления 92: 23 = 4 96: 16 = 6 60: 15 = 4 3) 64: 4 = (40+24): 4 = 10 +6 =16 42:3 = (30 + 12): 3 = 10 + 4 = 14 72: 18 = 4 72: 6 = (60 + 12): 6 = 10 +2 + 12 4) 72: 9 = 8( 7)- 9* 8 = 72 48 : 9 = 5 (3) 27 : 5 = 5 ( 2) 34 : 8 + (2)
Выбор фигуры с заданием. С.15 № 17 - Прежде чем будем выполнять арифметические действия, объясните , что значит: 120 одинаковых костюмов?( на каждый костюм пошло одинаковое количество ткани) « другая фабрика сшила 130 таких же костюмов?( сколько метров ткани на 1 костюм пошло в первой фабрике, столько же метров ткани пошло на 1 костюм и во 2 фабрике О каких костюмах идёт речь в вопросе задачи? ( костюмы 1 и 2 фабрики)
- Первым этапом исследования темы « Деление многозначных чисел» было выяснение ответа на вопрос: Что надо знать и уметь, чтобы научиться делить многозначные числа? Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?( Надо знать правило о взаимосвязи деления и умножения и уметь им пользоваться) . И это ещё не всё, на следующем уроке мы продолжим отвечать на поставленный вопрос. - Зашифрованным оказалось слово « СПАСИБО», а кому его можно сейчас сказать?
Анализируем работу учащихся: - активность - самостоятельность - стремление к нахождению разных вариантов ответов и др.
Выбор учащихся: - Сочинить сказку « О дружбе умножения с Делением» - Уч. С. 61 № 184. | Создание положительного эмоционального фона. Создано противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя - эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может) - данная эмоция считается положительной и мотивирует детей на то, что урок им необходим, нужен (таким образом, развивается осмысленное отношение к знаниям). Вопрос, поставленный перед учащимися в начале урока, подготавливает к восприятию и осознанию материала урока, а так же готовит в конце урока самостоятельно подвести итоги проделанной работы.
Воспитание привычки быть на уроке внимательным
Работа направлена на повторение изученного материала и подготовку к выполнению более сложных заданий; создание рабочей настроенности. Используемый метод: словесно-логический. Форма работы: коллективная.
Установили соответствие между буквенной символикой и числами- данный приём умственной деятельности направлен на использование полученных ранее знаний в практической деятельности; на развитие логического мышления; развитие таких интеллектуальных способностей как: анализ, сравнение, аналогия, обобщение. Форма работы: сочетание индивидуальной и коллективной. Воспитание учебной самостоятельности. Стимулирование самовыражения, саморазвития.
Используется принцип деятельности( включение каждого ученика, вне зависимости от уровня развития, в активную работу). Используемые методы: -проблемный - частично-поисковый.
Элемент здоровьесбережения.
Развитие мышления, внимания; коммуникабельности, умений работать сообща, применять на практике ранее полученных знаний. Повторение разных способов вычислений, на которые будем опираться при дальнейшей работе над темой.
Развитие умений переключать своё внимание с одного действия на другое, что необходимо при работе над алгоритмом деления многозначных чисел. Использование ук по математике.
Рефлексия обеспечивает обратную связь с учениками: что они поняли, какие затруднения испытывали. Дети во время данного этапа урока учатся размышлять, анализировать результаты собственной деятельности.
Аргументация оценок, помогает ребёнку адекватно оценивать свои возможности.
Д.з разного уровня даёт возможность обдумывать и принимать самостоятельное решение. |