2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Урок математики №1
Тема: ЧИСЛА 10, 20, 30, … , 100.
Цели деятельнос-ти учителя | Создать условия для ознакомления учащихся с правилами чтения и записи двузначных чисел, которые оканчиваются нулем; способствовать развитию умения решения задач; развивать логическое и пространственное мышление; воспитывать интерес к изучению математики |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать и записывать двузначные числа, которые оканчиваются нулем; называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; сравнивать числа в пределах 100; получат возможность научиться: выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия; коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I.Организаци-онный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-щихся к уроку | – Проверим готовность к уроку. Считайте, ребята, скорее считайте. Хорошее дело смелей умножайте, Плохие дела поскорей вычитайте. Скорее работу свою начинайте! – Для чего нам нужны уроки математики? Чему на них учимся? | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания |
II.Актуализация знаний Устный счет | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Улицы Цветочного города проходят по сторонам большого и маленького треугольников. Сколько маршрутов связывают пункты А и В этого города? • Назовите сначала однозначные числа, а затем двузначные: 9, 11, 7, 20, 1, 90, 5, 4, 8. – Какие цифры использованы для записи этих чисел? – Сколько разных цифр? • Заполните таблицу: • Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми? 1) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? 2) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? – На какие из вопросов вы сможете ответить, пользуясь условием второй задачи: 1. На сколько больше было яблонь, чем вишен? 2. На сколько меньше было берёз, чем яблонь? 3. Сколько всего деревьев росло возле дома? 4. Сколько ёлок росло возле дома? | Отвечают Выполняют задания на формирование навыка устного счета |
III. Сообщение темы урока Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите ряды чисел, записанные на доске: а) 15, 30, 18, 12, 14; б) 17, 13, 19, 40, 14. – Назовите в каждом ряду «лишнее» число. – Объясните, как вы рассуждали. – Чем похожи числа 30 и 40? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова2: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке мы научимся читать и записывать двузначные числа, которые оканчиваются нулем | Слушают |
IV. Изучение нового материала Знакомство с новым материалом
Работа по учебнику. Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4 | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Вы уже умеете читать и записывать числа от 0 до 20. Сегодня мы познакомимся с некоторыми двузначными числами, которые больше 20. Один десяток называют словом «десять». Название числа 20 образуется из двух слов: «два» и «дцать». Слово «дцать» – означает «десять». Два десятка – двадцать, три десятка – тридцать, четыре десятка – сорок, пять десятков – пятьдесят, шесть десятков – шестьдесят, семь десятков – семьдесят, восемь десятков – восемьдесят, девять десятков – девяносто, десять десятков – сто. Вы, наверное, заметили, что названия всех вышеперечисленных чисел, кроме трех из них (сорок, девяносто и сто), образуются одинаково: сначала называется число десятков, а затем добавляется слово «дцать». Названия чисел «сорок», «девяносто» и «сто» нужно просто запомнить. Число «сто» часто называют и другим словом – сотня. Давайте прочитаем записи (буква «д» означает «десяток»). Я начинаю: 5 д. – пятьдесят, 6 д. – шестьдесят, 2 д. – …, 8 д. – …, 7 д. – …, 4 д. – …, 9 д. – …, 10 д. – … . – Как же эти числа записать цифрами? А так: букву «д» заменим цифрой «нуль». Получаются следующие записи: 5 д.=50, 6 д.=60, … | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
– Прочитайте текст на с. 4. – Давайте запомним, как читаются и записываются самые «трудные» числа. Посмотрите на первый рисунок. Прочитайте, что написано на карточке, которую держит гусеница. – Рассмотрите карточку, которую держит журавль. Прочитайте число. – Прочитайте число, которое держит цыпленок | Работают по учебнику. Читают числа | |
– Очень часто в жизни предметы приходится считать десятками (если предметов много). – Какие предметы считают десятками? (Яйца, пуговицы.) – Рассмотрите рисунки, изображенные на с. 5. Что интересного вы заметили? (Предметы нарисованы группами: морковки, редиски, луковицы связаны в пучки по 10 штук; краски, карандаши, яйца упакованы в коробки по 10 штук; пуговицы прикреплены на картонках по 10 штук.)– Пересчитайте предметы в каждой группе. – Какой способ счета вы выбрали? (Счет лучше вести не по одному предмету, а сразу десятками: 1 дес., 2 дес., 3 дес. и т. д. Считаем морковки: один десяток, два десятка. Морковок двадцать.) | Работают по учебнику. Считают предметы десятками | |
• Выполните задание с использованием табло с цифрами. – Число 10. Это 1 десяток. Какие карточки вам понадобятся? – Следующее число – восемьдесят. Это восемь десятков. Какие карточки нам понадобятся? (Карточки с цифрами 8 и 0.) – Запишите эти числа. | Работают | |
Организует работу с калькулятором. • Включите калькуляторы. • Далее последовательно введите числа, при этом все цифры в записи каждого числа набирайте по порядку слева направо. • Помните, что перед вводом нового числа надо использовать клавишу сброса, иначе на экране останется предыдущее число | Работают | |
V. Первичное осмысление и закрепление Работа по учебнику. Задание 13 (с. 8), 17 (с.9)
М.д. | 1) – Прочитайте условие задачи. – Какие числа входят в условие задачи? Что они обозначают? – Выделите и прочитайте только условие задачи. – Прочитайте только вопрос. – Запишите решение и ответ задачи. Запись: 3 + 9 = 12 (о.) – всего. 2) Разбор и решение задачи самостоятельно. | Решают |
• Запишите цифрами числа: 38, 49. 90, 40, 94, 83, 30. Найди самое большое и самое маленькое число. • Найди закономерность записи чисел, запиши следующие числа: 10, 20, 30, … 100, 80, 60, … | Записывают числа | |
VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений
Домашнее | Предлагает оценить свою работу на уроке, дополнив неоконченные предложения: Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как записать цифрами числа 2 десятка, 4 десятка? – Чтение каких двузначных «круглых» чисел надо запомнить? • Покажите свою работу с помощью «Волшебного карандаша» и дополните неоконченные предложения: Сегодня я узнал… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Урок привлёк меня тем… Урок заставил меня задуматься… | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, преодолены ли трудности, с которыми встретились на уроке |
Поясняет домашнее задание. №1- 4 (рабочая тетрадь), с.3 | Записывают задание |