МКОУ «Кироваульская СОШ»
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: По М. Борисовой «Теплый хлеб»
Подготовила урок
Учитель начальных классов
МКОУ «Кироваульская СОШ»
Магомедова М.Х.
Урок литературного чтения в 4 класc
Тема урока: По М. Борисовой «Теплый хлеб»
Цель: Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботу о других, как основного качества человека.
Задачи:
Образовательные:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- формировать навыки анализа рассказа;
- формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умение учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
- умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею рассказа.
Развивающие:
- развивать умения анализировать рассказ и делать обобщающие и самостоятельные выводы;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся.
Воспитательные:
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку рассказа;
- воспитывать детей к бережному отношению к хлебу и уважению к труду;
- формировать нравственные качества.
Оборудование: учебник Г.М.Селиверстовой «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, тетради, картинки - Хлебных изделий
Используемые технологии:
1. Интегрированная: связь с русским языком.
2. Здоровье сберегающая. (смена видов деятельности, физкультминутка, отслеживание за посадкой при чтении, соблюдение светового и воздушного режима, спокойная и доброжелательная обстановка на урок
3. Личностно-ориентированный подход (использование карточек)
4. Информационно - коммуникативные (компьютер, проектор)
Методы и приемы работы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа по учебнику.
Форма работы: урок
Тип урока: обобщающий урок.
Виды чтения: чтение учителем, самостоятельное чтение, чтение по цепочке,
бинарное чтение, чтение по ролям.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Наш урок любимый – чтение - наступил
Много гостей к себе он пригласил.
Будем выразительно о хлебе прочитать
Главное в тексте выделять
И себя оценивать.
- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг - другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными.
II. Артикуляционная разминка.
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
- Прочитайте медленно, быстрее, очень быстро.
- Какой звук повторяется чаще других?
- Посчитайте, сколько раз он вам встретился.
- Кто спит? (Сом спит)
- Сом это кто? (Сом это рыба)
-Какой сон видит сом?
- Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
- С каким, словом рифмуется слово сом? (Сом)
-Сделайте звуковой анализ этого слова.
III. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Кто перескажет рассказ? Есть желающие?
IV. Физкультминутка. Покажите руками как работает тестомешалка.
V. Этап усвоения новых знаний
1. Вступительная беседа.
- Я расскажу вам сказку. Жила-была девочка, она была маленькая и в школу еще не ходила. Больше всего на свете она любила…
- А что, она любила, прочитайте и запомните.
Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги.
- Однажды мама посадила ее обедать, дала кусочек хлеба. А девочка раскапризничалась: « Не буду, есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился он на девочку и сказал: « Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»
- Поможете девочке вернуться домой!
-Тогда вспомните слова, которые запоминали.
- А эти слова, какой части речи?
- Как, одним словом назвать эти слова? (Хлеб)
- Давайте подберем прилагательные к слову «хлеб». (Вкусный хлеб, душистый хлеб, белый хлеб, теплый хлеб, черный хлеб)
2. А теперь поработаем над рассказом Марины Борисовой «Теплый хлеб», но с начало проведем словарную работу.
Уважительный – хундулексээр
Хозяйство – бажын ажыл-агыйы
Отломить – бузар, отламывать – бузар.
Кружок – болгум.
Кулак – чудурук
Замечание – сагындырыг
Бульон – быдаа суу, буханка – хлеб
3. Образцовое чтение учителем.
4. Самостоятельное чтение. (Жужжащее чтение)
5. Чтение по цепочке
6. Бинарное чтение
7. Работа по содержанию прочитанного рассказа.
- Как Мишка помогает маме?
- Почему Мишка отламывает куски от буханки и ест на ходу?
- Почему ребятам захотелось хлеба?
- Кого Мишка угостил хлебом?
- Как ребята едят хлеб?
- Что их объединяет в кружок?
- Кому, и какие замечания сделала Лика?
- Что сделала Лика с недоеденным куском хлеба?
- А что сделал Сева с этим куском хлеба?
8. Учитесь думать о прочитанном.
- Скажите, одинаково ли автор к ним относится?
- Кто автору нравится?
- Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующие задания.
- Расскажи, что тебе понравилось в Мише?
- Скажите, что объединяет всех ребят во дворе. Докажи.
- Хотели ребята дружить с Ликой?
- Как Сева передразнил Лику? Найди и прочитай.
- Что он сказал о Лике? Как ты понимаешь эти слова? ( С этими словами он хотел сказать, что она сама некультурная.)
VI. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз
Посмотреть вниз, не опуская головы.
Посмотреть вверх, не поднимая головы.
Посмотреть прямо в одну точку.
Посмотреть влево, не поворачивая головы.
Посмотреть вправо, не поворачивая головы.
Посмотреть прямо в одну точку.
VII. Чтение по ролям.
VII. Развитие речи.
На доске записаны пословицы.
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – драгоценность, им не сори.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете их смысл?
- Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе»? Вернемся к этому позже.
VIII.Этап систематизации знаний
1. Упр. 1
- Прочитайте, употребляя вместо точек нужное слово.
- Знаете ли , что от начальной формы имени существительного хлеб можно образовать две формы множественного числа: хлебы и хлеба?
Хлебы - это хлебобулочные изделия: булки, батоны ,караваи.
Хлеба – это зерновые растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес.
IX. Этап обобщения
- Понравились ваши ответы Караваю, отпустил он девочку домой, но напоследок ей сказал…
- Как вы думаете, что?
- Прочитайте текст «Умей беречь хлеб» и найдите самое главное предложение.
- Помните, я у вас спросила: « Почему на доске написано: « Слава хлебу на столе!»? ( Потому что хлеб – сама жизнь )
X. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали?
Узнали что хлеб – сама жизнь и что его надо уметь беречь.
XI.Рефлексия.
- На прощание Каравай подарил вам корзинки с баранками. У кого хорошее настроение в конце урока, возьмите баранки из корзинки с розовым бантиком. У кого настроение плохое - из корзинки с голубым бантиком.