Урок литературного чтения

Технологическая карта урока поможет быстро подготовиться к уроку

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

Тема урока

Образы героев- детей в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.

  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.

  3. Воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карта России, карточки с пословицами.















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Орг.момент

Прозвенел звонок

Начинается урок

Работаем старательно

Слушаем внимательно.


2.Актуализация знаний

Вся семья вместе, так и душа на месте. (Записано на доске)

-Прочитайте пословицу

- Назовите произведение к которому можем отнести пословицу.

-Назовите автора рассказа и название. Кто главные герои?

Ответы детей

3.Самоопреде-ление деятельности

Тема урока (на доске) Образы героев- детей в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

Откройте учебники на с.85.Прочитайте учебную задачу. Значит должны выяснить различие и сходство мальчиков. Должны понять чему учит рассказ?




4.Работа по теме урока



а) выборочное чтение


















б) чтение по ролям

Главные герои рассказа Володя и Чечевицын.

-Кто они? (Ученики 2 класса).

1.Характеристика героев

1). Внешний вид

- Найдите отрывок и прочитайте описание внешнего вида мальчиков. (с.87)

- Расскажите, как выглядит Чечевицын. Опишите внешний вид Володи.

2). Характер

- Подумайте Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (с.87)

-Каким был Володя в предыдущие приезды? Что он делал, когда приезжал без Чечевицына?

-Расскажите, как сейчас себя вел Володя по приезду домой? Подтвердите словами из текста. (С. 87.)

-Почему поведение Володи изменилось?

-Кто из ребят был увлечен книгами Майн Рида? Почему вы так решили?

-Как он себя называет? Кто такой Монтигомо Ястребиный Коготь?

-Как Чечевицын называет Володю?

-Как вы думаете кто из друзей является лидером? Почему вы так считаете?

-Чем можно объяснить такое сильное влияние на Володю?

3). Поведение.

-Прочитайте как вел себя Володя накануне побега? (С. 90)

- Почему в последний момент Володя начинает отказываться от путешествия?

-Как вы думаете Володя трусил? Страница 90-91

- Подумайте какая черта характера проявилась у Володи?

-Найдите в тексте отрывок, как Чечевицын уговаривает Володю бежать? Давайте прочитаем по ролям. (С. 91)

-А у Чечевицына какие выявились черты характера?

-Как вы думаете волновали ли Чечевицына чувства родителей Володи?

-Почему Володя все же согласился бежать в Америку? (Мальчик желает жизни, полной приключений и опасностей).

-Прочитайте характеристику героев.

-Расскажите мальчики были разными или похожими?

-Что их объединяло?





Чтение детей





















5.Физкульт-минутка

А теперь давайте встанем и отдохнем.

Раз- подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.



6.Обобщение











































-Работа в парах

2.Работа по карте.

-Куда собирались отправиться мальчики?

-Как они представляли себе Америку? Прочитайте.

-Что они приготовили для путешествия?

-Как вы думаете этого было достаточно?

-Что изучали дети перед тем как отправиться в путешествие? Какие знания им были нужны

-А мальчики имели такие знания?

-Что вам хотел сказать автор?

-Прочитайте план побега страница 88.

Перед вами на столе лежит карта России. Возьмите красный карандаш и отметьте на карте путь, который решили пройти мальчики.

-Посмотрите на карту на доске. (Показывает учитель).

-Как вы думаете реален ли их план? Почему?

-Кто такие самоеды? Могли ли собаки перевезти мальчиков на лодках через Берингов пролив?

- Найдите в учебнике с.93 вопрос 3. Герои решились на побег, потому что …Продолжите предложение.

3.Семья

-Давайте вспомним встречи мальчиков с семьей. Расскажите, как встретили Володю в начале рассказа. (С. 85.)

- Расскажите, как родители относились к Володе?

-Как в начале рассказе встретили Чечевицына?

-Как отнеслись родители к возвращению детей после побега? Правильно ли они поступили?

-Подумайте и скажите какие чувства испытали родители, когда узнали, что детей нет дома?

-Что чувствовала мама?

-Чем закончился побег? Могло ли быть иначе?

-Как себя ведет Володя после того, как мальчиков вернули домой? (С. 92)

-Почему?

--Как отнесся к неудаче Чечевицын? (Он был горд собой)

-Почему мальчики по-разному восприняли свою неудачу?

(Володя любил свою семью и родных. Они переживают. Ему было небезразлично. Его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей. У него не было чувства ответственности. Не было дела до чувств других людей. Не признавал свою вину).

-Как мальчики поступили по отношению к близким?

-Как вы думаете Володя решится повторить путешествие?

-А Чечевицын?

-Прочитайте чем заканчивается рассказ.

-  Правильно ли они поступили?

-Как вы оцениваете поступок мальчиков?

-Почему плакала мама?

Вы представьте чувство мамы, потерявшей своего ребенка.

Материнская любовь самая чистая, самая искренняя, самая сильная на свете. Материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем своим детям.

-Сейчас работа в парах. Надо составить пословицы, соединив начало и конец.

Чтение пословиц (При солнышке тепло, а при матери добро. На свете все найдешь кроме отца и матери. Ближе матери друга нет. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает. Нет лучше дружка чем родная матушка. Мать, как и Родина у человека одна.)

-Как нужно относиться к своим родным??











Работа в парах
































Составление пословиц, работа в парах.

7.Итог

- Давайте подведем итог. Какими были мальчики по отношению друг другу. Что их объединяло?

-Чему учит рассказ?


8.Домашнее задание

Написать отзыв


9.Рефлексия

Ребята, у вас есть маленькие листочки. Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов разных по настроению.




















Сохранить у себя:
Урок литературного чтения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки