Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»
Тема урока | Образы героев- детей в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» |
Тип урока | комбинированный |
Цель урока | Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев. |
Задачи |
|
Планируемый результат (УУД) | Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык. |
Ресурсы | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карта России, карточки с пословицами. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | Прозвенел звонок Начинается урок Работаем старательно Слушаем внимательно. | |
2.Актуализация знаний | Вся семья вместе, так и душа на месте. (Записано на доске) -Прочитайте пословицу - Назовите произведение к которому можем отнести пословицу. -Назовите автора рассказа и название. Кто главные герои? | Ответы детей |
3.Самоопреде-ление деятельности | Тема урока (на доске) Образы героев- детей в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» Откройте учебники на с.85.Прочитайте учебную задачу. Значит должны выяснить различие и сходство мальчиков. Должны понять чему учит рассказ? |
|
4.Работа по теме урока
а) выборочное чтение
б) чтение по ролям | Главные герои рассказа Володя и Чечевицын. -Кто они? (Ученики 2 класса). 1.Характеристика героев 1). Внешний вид - Найдите отрывок и прочитайте описание внешнего вида мальчиков. (с.87) - Расскажите, как выглядит Чечевицын. Опишите внешний вид Володи. 2). Характер - Подумайте Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (с.87) -Каким был Володя в предыдущие приезды? Что он делал, когда приезжал без Чечевицына? -Расскажите, как сейчас себя вел Володя по приезду домой? Подтвердите словами из текста. (С. 87.) -Почему поведение Володи изменилось? -Кто из ребят был увлечен книгами Майн Рида? Почему вы так решили? -Как он себя называет? Кто такой Монтигомо Ястребиный Коготь? -Как Чечевицын называет Володю? -Как вы думаете кто из друзей является лидером? Почему вы так считаете? -Чем можно объяснить такое сильное влияние на Володю? 3). Поведение. -Прочитайте как вел себя Володя накануне побега? (С. 90) - Почему в последний момент Володя начинает отказываться от путешествия? -Как вы думаете Володя трусил? Страница 90-91 - Подумайте какая черта характера проявилась у Володи? -Найдите в тексте отрывок, как Чечевицын уговаривает Володю бежать? Давайте прочитаем по ролям. (С. 91) -А у Чечевицына какие выявились черты характера? -Как вы думаете волновали ли Чечевицына чувства родителей Володи? -Почему Володя все же согласился бежать в Америку? (Мальчик желает жизни, полной приключений и опасностей). -Прочитайте характеристику героев. -Расскажите мальчики были разными или похожими? -Что их объединяло? |
Чтение детей
|
5.Физкульт-минутка | А теперь давайте встанем и отдохнем. Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть.
| |
6.Обобщение
-Работа в парах | 2.Работа по карте. -Куда собирались отправиться мальчики? -Как они представляли себе Америку? Прочитайте. -Что они приготовили для путешествия? -Как вы думаете этого было достаточно? -Что изучали дети перед тем как отправиться в путешествие? Какие знания им были нужны -А мальчики имели такие знания? -Что вам хотел сказать автор? -Прочитайте план побега страница 88. Перед вами на столе лежит карта России. Возьмите красный карандаш и отметьте на карте путь, который решили пройти мальчики. -Посмотрите на карту на доске. (Показывает учитель). -Как вы думаете реален ли их план? Почему? -Кто такие самоеды? Могли ли собаки перевезти мальчиков на лодках через Берингов пролив? - Найдите в учебнике с.93 вопрос 3. Герои решились на побег, потому что …Продолжите предложение. 3.Семья -Давайте вспомним встречи мальчиков с семьей. Расскажите, как встретили Володю в начале рассказа. (С. 85.) - Расскажите, как родители относились к Володе? -Как в начале рассказе встретили Чечевицына? -Как отнеслись родители к возвращению детей после побега? Правильно ли они поступили? -Подумайте и скажите какие чувства испытали родители, когда узнали, что детей нет дома? -Что чувствовала мама? -Чем закончился побег? Могло ли быть иначе? -Как себя ведет Володя после того, как мальчиков вернули домой? (С. 92) -Почему? --Как отнесся к неудаче Чечевицын? (Он был горд собой) -Почему мальчики по-разному восприняли свою неудачу? (Володя любил свою семью и родных. Они переживают. Ему было небезразлично. Его приятель Чечевицын не имел прочных семейных привязанностей. У него не было чувства ответственности. Не было дела до чувств других людей. Не признавал свою вину). -Как мальчики поступили по отношению к близким? -Как вы думаете Володя решится повторить путешествие? -А Чечевицын? -Прочитайте чем заканчивается рассказ. - Правильно ли они поступили? -Как вы оцениваете поступок мальчиков? -Почему плакала мама? Вы представьте чувство мамы, потерявшей своего ребенка. Материнская любовь самая чистая, самая искренняя, самая сильная на свете. Материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем своим детям. -Сейчас работа в парах. Надо составить пословицы, соединив начало и конец. Чтение пословиц (При солнышке тепло, а при матери добро. На свете все найдешь кроме отца и матери. Ближе матери друга нет. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обижает. Нет лучше дружка чем родная матушка. Мать, как и Родина у человека одна.) -Как нужно относиться к своим родным?? |
Работа в парах
Составление пословиц, работа в парах. |
7.Итог | - Давайте подведем итог. Какими были мальчики по отношению друг другу. Что их объединяло? -Чему учит рассказ? | |
8.Домашнее задание | Написать отзыв | |
9.Рефлексия | Ребята, у вас есть маленькие листочки. Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов разных по настроению. | |