Урок "литературное чтение"

урок литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" по теме: Пантелеев "Две лягушки"

Содержимое разработки

Л. Пантелеев «Две лягушки» (2 класс 21 век)


Цели урока: Обучающие:

1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

Развивающие:

1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

Воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля);

  2. формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.

Планируемые результаты:

Литературный анализ рассказа на основе предложенных учебных задач. Сравнительная характеристика героев.

Подведение итогов и выводов по теме.

Предметные умения:

- владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умение сопоставлять факты и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Уметь:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

– эмоционально  «проживать» текст, выражать свои  эмоции;

– понимать  эмоции героев произведения, сочувствовать,  сопереживать;

– высказывать  своё отношение к  героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Регулятивные:

– определять и формировать  цель  деятельности на уроке;

– проговаривать  последовательность действий на  уроке;

– учиться  высказывать своё предположение (версию)  на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться  работать по предложенному учителем  плану,

-осуществлять контроль своей деятельности по результату


Познавательные:

– формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке;

– делать  выводы в результате совместной  работы класса и  учителя;

– преобразовывать  информацию из одной формы  в другую,

-создавать условия для проявления способностей учащихся

Коммуникативные:

– оформлять  свои мысли в устной форме

– слушать  и  понимать речь других;

– выразительно  читать   текст;

– договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать  им;


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания:

3.Активизация знаний:

  • А героев следующего произведения угадайте сами:

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (лягушка)

  • Кто догадался, о ком будет сегодняшний урок? (о лягушке) СЛАЙД 2

  • Что бы вы хотели узнать об этом животном?

  • Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

  • Кто знает, чем они питаются? (мухами, комарами, жуками)

  • А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски) - ЩЕЛЧОК. Их длина достигает 17 см.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Две лягушки» (СЛАЙД 3)

  • По рисунку обложки предположите: это рассказ или сказка?

Обоснуйте свой ответ.

Проверим ваши предположения (ЩЕЛЧОК).

  • Оцените свой ответ:

- совпало ваше мнение - хлопок,

- не совпало - молчок.

  • Ответ на вопрос: эта сказка народная или авторская, найдём с. 35 учебника. Прочитайте. (авторская: Леонид Пантелеев) – СЛАЙД 4

  • Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

  • (ЩЕЛЧОК) Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.

  • Какое из этих произведений вам уже знакомо?

  • Скажите, глядя на обложки этих книг, можем мы определить, о чем писал Л.Пантелеев? (Да. Для детей и о детях)

  • На уроке мы не только познакомимся со сказкой « Две лягушки», но и дадим сравнительную характеристику героям этого произведения.

Изучение нового материала:

1. Словарная работа перед чтением:

  • Подготовимся к чтению этой сказки и разберем слова, которые встретятся нам в тексте (СЛАЙД 5)

2. Просмотр диафильма «Две лягушки» (остановить после слов: И оттуда им никак не выбраться)

  • Как вы думаете, что было дальше? (предположения)

  • Как могла спастись лягушка?

Просмотр диафильма до слов «Подумала она так, перестала барахтаться и утонула»

  • Правильное ли предположение мы сделали?

Просмотр диафильма до конца

  • Понравилась история про лягушек?

  • Как думаете, рассказ это или сказка? Докажите.

  • Откройте РТ на стр.30 и выделите жанр этого произведения.

  • Какая лягушка вам понравилась и почему?

Повторное чтение сказки по цепочке

3.Работа над содержанием:

  • Где жили лягушки - подружки?

  • Что случилось однажды с лягушками?

  • Как они оказались в горшке со сметаной?

  • Что сделала первая лягушка - лентяйка? Найдите и прочитайте выразительно отрывок в книге.

  • Какими словами характеризует ее автор? (трусиха, лентяйка)

  • Почему она утонула? (не верила в свои силы, упала духом, отказалась бороться)

  • Как вы думаете, подобные ситуации бывают с людьми?

  • Кто остается на высоте? У кого получается добиваться своего? (кто верит в себя и в свои силы, кто целеустремлен, знает, чего хочет)

  • Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают? (превращается в масло)

  • Как повела себя вторая лягушка?

  • Как характеризует ее автор? (храбрая, упорная, веселая)

  • Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?

  • Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить?

  • Как вы понимаете фразу «Не умирай раньше смерти»? (Никогда не сдавайся. Стой до конца: до победы или поражения)

  • Можем мы эту сказку назвать поучительной? Почему? Чему она нас учит? (Не падать духом)

  • Какова главная мысль сказки? (Никогда не опускать руки и не сдаваться)

Физкультминутка:

  • Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём.

Лягушонок потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Мошку видно не нашёл.

Чтобы мошку он достал,

Нужно на носочки встать.

4.Сравнительная характеристика лягушек:

  • Заметили, что автор на протяжении всей сказки сравнивает двух лягушек друг с другом?

  • Найдите в учебнике (стр.72) это сравнение и запишите в тетради, выполнив №2.

  • Закончите предложение:

  • Людей, которые не верят в лучшее называют …(пессимистами).

  • Людей, которые всегда верят в лучшее называют…. (оптимистами)

  • Первая лягушка была оптимистом или пессимистом? (пессимистом)

  • А вторая? (оптимистом)

Итог урока и рефлексия:

  • Как вы думаете, могла ли сказка закончится по-другому? Как?

  • Какой конец сказки вам больше нравится?

  • Какой совет вы можете дать второй лягушке? ( «Не падай духом»)

  • Для чего автор создал эту сказку? О чем она заставила вас задуматься?

  • Какие черты характера будете воспитывать в себе? (целеустремленность, усилие воли, храбрость и упорство)

  • Повторите главную мысль сказки? (никогда не сдаваться)

Оценка знаний. Самооценка (МОРДОЧКИ) – СЛАЙД 7.

Домашнее задание: С. 72-73,подготовить пересказ от лица автора

Сохранить у себя:
Урок "литературное чтение"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки