Класс: 1 «Б»
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника: Плешаков А.А.
Учитель: Голубева Елена Викторовна
Тема урока: « Кто такие птицы?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Основные этапы урока:
1 . Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
8. Рекомендации для занятий дома.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с голосами птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Этап урока
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Основной акцент на этапе урока |
1. Организационный момент.
| Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.
|
|
Слайд 1. |
2.Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
Физкультми- нутка.
5.Практическая работа.
Физкультминутка
6.Обобщение, систематизация, применение знаний.
7.Подведение итогов урока и рефлексия.
8. Рекомендации для занятий дома.
| -Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях. (Наша помощница Черепаха) 1) Фронтальная работа. -Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) -Чем отличаются насекомые? - Как отличить рыб от других животных? 2) Индивидуальная работа на карточках. -У каждого на парте рисунок. Рассмотрите его и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое. Проверка: 1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног) -Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)Назовите их. - Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными (Птицы)
-Подумайте, о ком мы будем говорить на уроке? -Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? -Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
-Предлагаю вам отправиться в лес.
-Каких птиц вы знаете? 1) Игра «Кто больше?» За каждое название птицы получаете пёрышко и кладёте в коробочку. Побеждает тот, у кого пёрышек больше. -Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.) - Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать? - Можно ли всех этих животных назвать птицами?
2) Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга) - Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать) - Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу) - Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие. - Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) - На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.
Учащиеся делают разные движения, имитируя птиц. Подготовленный ученик читает стихотворение и показывает движения.
-Давайте посмотрим, какие бывают птицы. Обобщение: -Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). - Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 10). - Какую птицу вы узнали? (Это голубь.) - Рассмотрите тело птицы. 3) Знакомство со строением птицы.
-Из каких частей состоит тело голубя?
– Что интересного знаете о голубях?
Работа в парах. - Найдите указанные части тела у птицы на своих карточках.
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.
-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
Практическая работа. -Рассмотрите предложенные перья. -Одинаковые они или разные? -Чем они различаются? Вывод: (перья прочные, легкие.) - Что общего? Посмотрите через лупу. (Учитель показывает стержень и бороздки перьев). (Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) -Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) -Вот почему перья легкие. -Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) -Вот почему перья могут защитить птицу от воды. -Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) -Для чего птице нужны разные перья? Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.
Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. -Давайте мы с вами руками помашем,
-Все ли птицы летают? (Нет, не умеют летать пингвин и страус) - Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.) - Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!
1) Работа по учебнику. Беседа о зимующих и перелетных птицах. - Назовите птиц, которых видите на странице учебника. - На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.) 2)Игра «Улетают-остаются»
3) Работа в рабочих тетрадях. - Раскрасьте птиц на рисунке.
-Наше путешествие по царству природы завершается. -Вспомним учебную задачу урока. Каких животных называют птицами? (Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.) – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? - Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.) -Оцените свою работу на уроке.
Нарисовать птичку |
Познавательные: логические УУД
Игра “Кто в группе лишний» 1.Жук, ворона, щука. 2.Комар, карась, сорока. 3.Синица, стрекоза, камбала. 4. Шмель, кузнечик, снегирь. 5.Сом, воробей, муха.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД (общеучебные)
Познавательные УУД (общеучебные)
Регулятивные УУД
Познавательные: логические УУД
Регулятивные УУД
(Учащиеся называют, учитель показывает)
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД Работа в парах. На столах лежат перья и лупы. (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.) Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают. Познавательные: логические УУД Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).
Дети высказываются.
Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.
Регулятивные УУД Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.
Познавательные УУД
Учащиеся называют птицу. При нажатии на картинку перелётные – улетают, а зимующие остаются. Регулятивные УУД
Познавательные УУД.
Личностные УУД. |
Слайд 2 Образец листочка с заданием. (После выполнения задания – проверка) Самостоятельная работа.
Слайд 3. Название темы урока.
Просмотр видеоролика «Птицы нашего леса» (с голосами птиц).
Слайд 4. Иллюстрации ( стрекоза, летучая мышь, страус).
Работа с иллюстрациями в учебнике.
Слайд 5.
Слайд 6. Аудиозапись (музыка)
Слайд 7.
Слайд 8.
Сообщение ученика: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12. Перелетные – утки, лебеди, ласточки, скворцы, кукушки. Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, сова, дятел.
Слайд 13.
Слайд 14.
|