Урок по изобразительному искусству на тему "Птица счастья"
2 класс
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с различными способами смешивания цветов, применение их на практике.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
уметь высказывать свое мнение от восприятия произведений искусства;
формировать умения применять полученные знания в творческой работе;
развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Познавательные УУД: воспринимать произведения искусства; понимать условность художественного образа; изображать сказочных и фантастических существ, использовать основные и составные, теплые и холодные цвета; владеть на практике основами цветоведения.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении произведений искусства.
Регулятивные УУД: создавать продукт деятельности; самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, уметь оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
уметь воспринимать и создавать художественные образы
использовать декоративные элементы, узоры для украшения фантастических образов;
узнать о способах получения трех дополнительных цветов путем смешения трех основных;
Оборудование:
Иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к сказке «Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица», мультфильм, музыкальное сопровождение.
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, акварель или гуашь, кисточки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня я пришла к вам за помощью. Долго думала, к кому же мне обратиться за ней и решила, что только вы мне можете помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку. Дослушайте ее до конца и будьте внимательны.
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Правильно, Жар-птица.
- Любите ли вы сказки? Я тоже их люблю. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).
Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.
Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминали драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.
Какая она красавица Жар-птица! Красоту и лучезарность ее запечатлели писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах. Я приглашаю вас в галерею художников - сказочников, где главная героиня Жар-птица. По-разному и в то же время одинаково изображают ее художники. Мне кажется, что в картинах у птицы разный характер.
- А в этой иллюстрации к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина, какая она на ваш взгляд?
(Она испуганная)
- В этой иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)
- Но у всех она какая?
(красивая, волшебная, сказочная)
2. Постановка цели и задач урока.
Вот и мне как-то, в очередной раз, перечитав свою любимую сказку «Конек-Горбунок», захотелось нарисовать Жар-птицу.
Вдохновение тотчас же посетило меня и, пока я только делала наброски, оно также быстро меня покинуло. Я осталась у незаконченного шедевра. Потом я попробовала еще раз. И опять ничего не получилось (вывешиваются незаконченные рисунки)
Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны перышек. Обратите внимание, что не у всех шаблоны одинаковые. У одной группы маленькие, у другой чуть больше, а у третьей еще больше. Распишем для нашей Жар-птицы перышки. Ваша задача – раскрасить эти перышки и украсить их декоративными блестками. После того как будут готовы перышки, ими будем украшать птицу. Но перышки будем наклеивать не по порядку: маленькие – на туловище и основание крыльев, средние – на крылышки, большие – на хвост.
Но прежде чем начнем раскрашивать перышки, узнаем о некоторых секретах и волшебстве цвета.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, какие основные цвета вы знаете?
(красный, синий, желтый)
- Посмотрите, какую красоту создала природа! Какого перышко цвета? (Зеленого, синего, фиолетового.)
- Как можно назвать такие цвета? (Холодные)
- А какая группа цветов еще бывает?(Теплые)
- Какие цвета называются холодными? Какие теплыми? Предлагаю выполнить вам задание (распределить предметы «теплый-холодный»)
4. Первичное усвоение нового материала.
- Молодцы. Сегодня с помощью этих трех цветов мы получим другие. Краски мы будем смешивать. А как я вам сейчас покажу. Существуют несколько способов получения цветов. Одни способы называются естественными, другие – механическими. Перед вами чистые листы бумаги. Нанесите две линии кисточкой двух цветов, одна линия – красная, вторая – желтая. Линии проводите рядышком, кисточка с краской должна быть влажной, краска – погуще. Теперь проведите между этими линиями чистой, без краски, влажной кисточкой. Кисточку отложите, затем, взяв в руки лист наклоните бумагу так, чтобы краски перетекали одна в другую. Способ называется – вливанием (естественный). Обратите внимание, какие причудливые узоры получаются.
Следующий: на одну сторону листа нанесите несколько капелек синего, на другую желтого цветов, лист сложите пополам, прогладьте лист ладошкой в разные стороны, откройте и увидите, что получится.
Следующий: краски красного и синего цветов накладываем рядышком, кисточкой смешиваем эти два цвета.
5. Первичная проверка понимания
- Какой способ вам больше всего понравился?
-Теперь скажите, какие цвета у вас получились при смешивании?
(оранжевый, зеленый, фиолетовый)0.
- Вот эти цвета, ребята, называются дополнительными. Сколько всего цветов у нас получилось?
- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?
(красный, желтый, оранжевый)
- Почему?
-Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая.
Давайте сравним настоящий огонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.
-Какого цвета язычок пламени?
- Да, красного, желтого, оранжевого, но можно заметить и синие искорки. Поэтому для основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета.
- Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
6. Физминутка:
Птицы летят,
(ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)
Крыльями шумят.
(Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над землей,
Качают головой.
(Поворот головы.)
прямо и гордо умеют держаться.
(Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)
И очень бесшумно
(Руки вниз – потянуться вверх.)
На место садятся.
(Сесть на место, держаться прямо)
7. Творческое применение новых знаний
А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту. Каждый ряд украшает свою Жар-птицу.
После наложения основного фона, можете тонкой кисточкой нанести узоры, чтобы краше было. После завершения работы, на оборотной стороне напишите свое имя и одно заветное желание. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.
Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки.
Какая красота! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.
8. Рефлексия. Итог урока
– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?
- А что нового вы узнали с ее помощью?
- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока? Предлагаю накормить наших птичек яблочками из райского сада. Приклеим красное яблоко к дереву, если все понравилось и все понятно, желтое – недостаточна ясна тема, зеленое – если совсем ничего не понятно.