Урок добра.Учебно-методическая разработка урока литературного чтения.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости.

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»

Задачи:

  • создать условия для обсуждения темы;

  • учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;

  • содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;

  • способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления на уроках

Вид учебной деятельности:

  • Самостоятельная работа

  • Групповая работа

  • Поисковая работа

  • Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные УУД

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:

ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • анализировать художественный текст;

  • обобщать и систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

  • умение договариваться и находить общее решение;

  • понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;

  • умение работать по предложенному учителем плану;

  • самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;

  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;

  • строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.


Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»

Ход урока.

I. Стадия вызова

Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

А) Организационно-подготовительный

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Б) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.

И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Cлайд 1 («Твори добро»)

В словаре Ожегова слово доброта определяется так:

Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)

В) Постановка собственных целей обучения.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)

А цель урока? ( раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)

Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».

Г) Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Учитель начинает рассказ текста:

- От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….

Ученики продолжают рассказ.

-- Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?

Работа в группах

1 группа выписывает слова о берёзке до беды

2 группа – какая она стала после вмешательства детей

1 группа 2 группа

Зелёная, Чёрный,

свежо, прохладно, пообдирали,

шумят листья обледенелая,

нарядная, голая, потемневшая,

золотая, обломали, засохла,

жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль

Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)

С каким чувством автор относится к берёзке?

Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.

Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.

Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.

II Стадия осмысления

Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

А) Творческое применение и добывание знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)

Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)

1) «Встреча» поэтов и художников

а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»

б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.

Чем является берёзка для России? (Символом)

Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)

А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)

А мира? (Голубь.)

Б) Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.

Сейчас вы нарисуете символ доброты.

1) Творческая работа.

На листах А4 дети рисуют символ доброты.

(Работы прикрепляются на доску)

2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.


III. Стадия размышления

Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему


А) Закрепление учебного материала

Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.

-Почему берёзка оказалась в таком положении?

- Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?

- Что предложил лесник?

- Оправдывает ли рассказ своё название?

- Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?

1)Работа в парах

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.

Когда старушка – соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.

- По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?

(1-бескорыстно, 2- с выгодой)

- Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

- А вы совершали добрые дела?

2) «Дерево добрых дел»

( дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)

3) Индивидуальная работа.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.

1. Слово лечит, а злое калечит.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добро творить- себя веселить.

5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.

-За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.

-Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.

-Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.

Б). Рефлексия

Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.

-Скажите, для чего доброта нужна человеку?

Слайд 6 (Твори добро)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:


  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – ТВОРИ ДОБРО.

  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.

  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

  • ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш. А. Амонашвили

( Памятку получает каждый ученик)

IV.Домашнее задание

Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.

Слайд 7 (Домашнее задание)

(разноуровневые задания)

1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»

2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»

3.Придумать разговор берёзки с ветром



















Сохранить у себя:
Урок добра.Учебно-методическая разработка урока литературного чтения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки