Автор разработки: Кропанева Ольга Викторовна, учитель МБОУ «Кейзесская СШ» Седельниковского муниципального района
Общая часть | ||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||
Астрономия | 10 | Время и календарь | ||||||
Используемый учебник | ||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||
Астрономия | 10 | Б.А. Воронцов-Вельяминов , Е.К. Страут | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», | анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста. | проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов. | ||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||
Ноутбуки, статьи из энциклопедии по астрономии, распечатки статей по астрономии. | http://school-collection.edu.ru/ http://www.astronet.ru/ | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (мин) | |||||
Организационный момент Постановка проблемной ситуации. Мотивация. Целеполагание Планирование учебных действий | Учитель создаёт доброжелательную обстановку в классе, приветствует ребят, проверяет готовность к уроку. Учитель создаёт проблемную ситуацию и ситуацию мотивации обучающихся к изучению новой темы: Тема нашего урока имеет большое практическое значение в жизни общества и человека и представляет результат многовековых наблюдений неба. Это сейчас мы можем посмотреть на экран своего сотового телефона, монитора компьютера, планшетника, уличного экрана, наручные часы,…, и с точностью сказать, какой сегодня день, месяц, год и сколько сейчас времени. Но ничего не знаем о первоистоках: откуда возникло понятие «время», и что означает это понятие. Каковы свойства времени, каким бывает время? На основе ритмических процессов происходящих в природе, создан счет времени, выбрана единица измерения времени – 1 секунда, созданы часы – прибор для измерения интервалов времени. С какой целью люди измеряют время?
Учитель формулирует тему и цель урока Тема «Время и календарь» Цель урока: знакомство с истинным солнечным, средним, местным, поясным и летним временем. А так же летоисчислением и понятием календарь. Учитель дает инструкцию по работе в группе. Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо старательно поработать. Я предлагаю сегодня работать в группах. Вспомним основные правила работы в группах. У нас будет три рабочие группы. 1 группа выполняет задание 1 рабочего листа, используя текст учебника. 2 группа выполняет то же задание, используя дополнительные источники информации по астрономии. 3 группа – работает с интернет-источниками. Задание №2: 1 группа работает, используя дополнительные источники информации по астрономии 2 группа – работает с интернет-источниками 3 группа – используя текст учебника. Задание №3: 1 группа работает с интернет-источниками 2 группа – используя текст учебника. 3 группа – используя дополнительные источники информации по астрономии В каждой группе необходимо выбрать докладчиков, которые будут отчитываться о проделанной работе. | Приветствуют учителя, все подготовлены к уроку. Внимательно слушают учителя, принимают участие в обсуждении. Учащиеся выдвигают свои версии Время – это физическая величина, в Международной Интернациональной Системе Единиц измеряется в секундах. Для измерения времени создан прибор – часы Учащиеся пытаются ответить на вопрос. Учащиеся приводят примеры: Смена дня и ночи, смена времен года, колебания маятников, биение сердца. Обучающиеся приводят примеры, называют цели хозяйственные, экономические, научные и т.п. Записывают в тетрадях дату, тему. Проговаривают правила работы в группах: 1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. Обучающиеся собираются в группы, договариваются о роли каждого в группе. | 2 минуты 5 минут 3 минуты. 5 минут | |||||
Ситуация учебных действий | Контроль над работой групп. Учитель исполняет роль консультанта. | Работа в группах по рабочим листам, с различными источниками информации. | 15 минут | |||||
Обобщение, анализ изучаемого материала. | Учитель исполняет роль консультанта. Помогает обобщать информацию, подводить итоги по каждому заданию. | Группы представляют результаты своей работы. Ребята сравнивают информацию, полученную в своей группе с информацией, представленной участниками других групп. Группы дополняют друг друга, корректируют ответы при необходимости. | 5 минут | |||||
Ситуация контроля и оценки | Вы неплохо поработали! Чтобы убедиться, что урок прошёл не зря, выполним тест, состоящий из 8 заданий с выбором ответов. На доске прикреплён лист ответов: после выполнения заданий вы можете подойти и проверить свою работу. Каждый верный ответ оцениваем в один балл. Критерии оценки: 7-8 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» 3-4 балла – «3» | Выполняют тестовые задания, проводят самооценку, выставляют отметки. | 4 минуты | |||||
Подведение итогов Рефлексия | Все задания выполнены, посмотрим, кто как сегодня поработал, что вы получили от урока, как оценили себя сами. Итак, кто за тест получил «4» и «5»? Какие трудности испытали при работе с тестом? При работе по рабочим листам? Что нового удалось вам узнать сегодня на уроке? Какие практические навыки вы закрепили? Какое практическое значение вы получили от урока? Где могут пригодиться вам полученные знания? | Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги | 5 минут | |||||
Домашнее задание | Домашнее задание я прикреплю каждому в Dnevnik.ru |
| 1 минута |
Рабочий лист
ЗАДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 2
ЗАДАНИЕ 3
Т
Астрономическая рефракция – это:
А) Кажущееся отклонение небесных светил от истинного положения на небесном своде, вызванное относительным движением светила и наблюдателя.
Б) Явление преломления световых лучей от небесных светил при прохождении через атмосферу.
В) Величина, характеризующая отражательную способность небесных тел, освещаемых
Извне, например планет, их спутников, метеоритов.
2. Почему в астрономических календарях длительность времен года выражается не только в целых сутках, но и в долях суток?
А) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий.
Б) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий и солнцестояний, а эти моменты наступают в разные часы суток.
В) Потому что их отсчитывают от моментов летнего и зимнего дня солнцестояний.
3. В XI столетии в Персии был введен календарь, в основу которого положен цикл в 33 года; в этом цикле считалось 25 простых и 8 високосных годов. Определить величину года и ошибку персидского календаря.
А) 5000 лет 1 сутки.
Б) 500 лет 1 сутки.
В) 50 лет 1 сутки.
4. Сколько времени держится на Земле любая дата, например, 1 января?
А) В течение суток.
Б) В течение трех суток.
В) В течение двух суток.
5. Дата рождения К. Э. Циалковского по новому стилю 17 сентября 1857 года. В какую дату родился ученый по старому стилю?
А) 5 сентября.
Б) 6 сентября.
В) 7 сентября.
6. В одном рассказе описывается, как однажды пассажиры летели на ТУ-114 из Омска в Москву три часа и все время в Новом году. Могло ли так быть, если расстояние от Омска до Москвы примерно 2300км?
А) Если самолет все время летел со скоростью около 767 км/ч, то он действительно летел со скоростью продвижения Нового года на запад, так как разность во времени между Москвой и Омском составляет 3ч.
Б) Если самолет все время летел со скоростью около 767 км/ч, то он действительно летел со скоростью продвижения Нового года на восток, так как разность во времени между Москвой и Омском составляет 3ч.
7.Всегда ли градусы широты длиннее градусов долготы?
А) так как градусы долготы отсчитываются по параллельным кругам, градусы же широты – по меридианам, что первые нигде не могут превышать по длине вторых.
Б) Примерно до 5° широты градусы параллельных кругов (т.е. долготы) длиннее градусов меридиана (т.е. широты). На земном эллипсоиде не только экватор длиннее круга меридиана, но и ближайшие к экватору параллельные круги также длиннее кругов меридиана.
8. Днем основания С. Петербурга считается 16 мая 1703г. (старый стиль). Когда отмечалось 250 - летие со дня основания?
А) ) 26 мая 1953г.
Б) ) 28 мая 1953г.
В) 27 мая 1953г.