«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.»

Познакомить учащихся с значимой ролью алфавита, его практическим применением;

Учить располагать слова в алфавитном порядке, зная местополо­жение букв в алфавите;

Формировать навык написания безударных гласных в словарных словах

  • формирование умения располагать слова в алфавитном порядке, зная местополо­жение букв в алфавите;
  • формирование умения пользоваться алфавитом, понимая его практическую зна­чимость;
  • усвоение письма словарных слов (с ориентировкой на зрительный образ слова);
  • развитие речи (развернутые ответы);
  • совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
  • - упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.).

Формирование УУД

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Предметные результаты:

- классифицировать буквы по их начертанию;

- уметь пользоваться алфавитом;

- определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к началу, к середине, ближе к концу,называть соседние буквы по отношению к заданной;

- знать новые словарные слова.

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока Урок отработки умений и рефлексии.

Тема

«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.»

Цель урока




Задачи урока







Формирование УУД











































Пропедевтика:


Повторение:


Методы и приемы учебной деятельности:


Межпредметные связи


Учсбно-дидактическое обеспечение:


Познакомить учащихся с значимой ролью алфавита, его практическим применением;

Учить располагать слова в алфавитном порядке, зная местополо­жение букв в алфавите;

Формировать навык написания безударных гласных в словарных словах


  • формирование умения располагать слова в алфавитном порядке, зная местополо­жение букв в алфавите;

  • формирование умения пользоваться алфавитом, понимая его практическую зна­чимость;

  • усвоение письма словарных слов (с ориентировкой на зрительный образ слова);

  • развитие речи (развернутые ответы);

  • совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);

  • - упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.).

Формирование УУД

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Предметные результаты:

- классифицировать буквы по их начертанию;

- уметь пользоваться алфавитом;

- определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к началу, к середине, ближе к концу,называть соседние буквы по отношению к заданной;

- знать новые словарные слова.



Регулятивные: Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: Выполнять задания на основе упражнений; Выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные: Учиться работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные: Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.


  • нструментальное освоение алфавита.


  • правильное письмо букв, слов; знание алфавита (последовательность букв в нём)


Беседа по иллюстрациям учебника; парная и самостоятельная работа; оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы; составление предложений (рас­сказа).


Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.


Русский язык. Учебник. 1 класс. Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа.

Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. Под редакцией Н.А.Чураковой.

Тетрадь в линейку, ручка, простой карандаш.

Интерактивная презентация.

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

у учащихся

I. Этап мотивации (самоопределения) коррекционной деятельности. (1 мин)



II. Этап актуализации и пробного учебного действия.







Работа в тетради в линейку.







Повторение алфавита.








Работать с информацией, представленной в учебнике

























Работа в парах.



III. Этап локализации индивидуальных затруднений.



Проверка.






IV. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.


Контролировать работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.



V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.




VI. Этап включения в систему знаний и повторения.

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного


Динамическая пауза (1 мин)








































Словарная работа. Отгадывание загадок на доске..




































Работа с тетрадью для самостоятельной работы. Работа в парах.

Задание (Т, с. 4)







Взаимопроверка.



9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

2 слайд.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

- Расскажите правила поведения на уроке.

Что нам сегодня понадобится на уроке — учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь в линейку, ручка, закладки?

3 слайд.

  • Открыть тетради в линейку и записать по образцу: 2 марта.

Классная работа.

Посмотрите на образец:

Аа, Аб, Ав,…,…,… .

- Как продолжим? Почему?

- Пропишите образец. Подчеркните те соединения, которые у вас лучше всего получились.

  • Кто хочет рассказать АЛФАВИТ по памяти? Какой критерий необходимо соблюдать? ( правильно вспомнить и назвать все буквы алфавита)

Игра «Кто хорошо знает алфавит».


К доске вызываются три-четыре ученика, которые хорошо знают алфавит. Они встают в круг и, передавая друг другу мячик, называют буквы по алфавиту в быстром темпе. Кто первым ошибётся, тот проигрывает и выходит, на его место встаёт другой ученик. Побеждает тот, кто дольше всего продержится в кругу.

5 слайд.

- Откройте разворот учебника на страницах 8-9. Начало нового урока отмечено голубой полоской на полях. Отметьте ее закладкой.

  • - Что произошло в Библиотеке? (Маша и Миша вошли в Библиотеку и увидели, что все книги разбросаны. Раньше они стояли на полках. На каждой полке есть таблички с буквами алфавита, по порядку.)


  • - Какое задание придумали Асырк и Торк Маше и Мише? «Если вы не расставите книги по ал­фавиту, мы не пустим вас дальше!»


Сегодня на уроке мы будем работать с иллюстрацией на с. 8-9. Что нам поможет выполнить это задание? На с. 8, слева, снова по­является алфавитный столбик.


-Ребята, что вы знаете о книге? (У каждой книги есть название и автор).


- Как располагаются книги на библиотечных полках? (На каждой полке живут книги, фамилии авторов которых начинаются на определённые буквы).


- Чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.


- Прочитайте в учебнике задание к упражнению №2 на странице 8.


  • Рассмотрите разбросанные книги. У каждой книги есть название и автор. Прочитайте названия некоторых книг и их авто­ров. На каждой полке «живут» книги, фамилии авторов кото­рых начинаются с определенной буквы. Чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора. Давайте «расставим» книги по пол­кам. «На первой полке написаны буквы А, Б, В, Г. Значит, фамилии авторов книг долж­ны начинаться на эти буквы. Среди разбросанных книг есть фамилия на букву А?

Какая фамилия начинается с буквы Б? (фамилия А.Барто).

С буквы В начинается фамилия Воронин (и т. д.)».

  • Выясняем что в библиотеке нет книг с фамилиями авторов, начинающимися на буквы (А, И, Ц, Ш, Щ, Ю). Записываем эти буквы на доске, чтобы при выполнении письменной работы ученики не забыли об этом.

  • Составляем алгоритм списывания слов с учебника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • рассмотреть знак-помощник («Работа в парах») У вас на столах № полки на которую вы будите расставлять книги. Напомните правила работы в парах. (Ты в ответе за него. Он – за тебя.) Договоритесь между собой о том, кто и на какие книги будете расставлять на полку.

  • Задание выполняется сначала устно, а затем письменно в тетрадях.

САМОПРОВЕРКА по слайду

Какие критерии для самопроверки нам понадобятся?

  1. Правильность выполнения задания.

  2. Правильность записи (букв и соединений).

  3. Аккуратность оформления записи.


Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, выступают в качестве консультантов. Выполните взаимопроверку и оцените соседа..


-На какие буквы на ваших полках не встретились фамилии? (На А, И.)


-А у твоего соседа? (На Ц, Ш, Щ, Ю.)


Какие затруднения испытывали в выполнении задания? (незнание алфавита (последовательность букв в нём). Не работали по алгоритму списывания слов с учебника.


Динамическая минутка

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперёд смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире,

Развернулись на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам дружно сесть –

Это «шесть».




6 слайд.


  • На странице учебника с. 8, слева, дан алфавитный столбик.

Не смогли расположить слова в алфавитном порядке так как не знали местополо­жение букв в алфавите.


- соотнесите свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

Повторим алфавит по учебнику.

Закрыть учебник, положить его на верхний угол стола


7- 8 слайд

9 слайд. Словарная работа


В гости к нам

Пришли слова.

Всем они понятные

Умные, приятные. Ты узнаешь это слово, отгадав загадку. Кто отгадывает , то выходит к доске. Строятся по алфавиту. Покажите знак. Правильности выполнения задания.

10 - 11 слайд.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

12 слайд.

Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть… (лимон)

13 слайд.

Я сшито из тёплого драпа,

Дружат со мной шарф и шляпа,

Надевай меня скорее –

Вместе будет нам теплее. (пальто)

14 слайд.

Не рубаха, а из полотна,

Рама есть, но не видно окна,

Масло много, а не бутерброд.

Кто скорее это назовёт? (картина)

- Откройте Тетради для самостоятельных работ на странице 4 и рассмотрите картинки, нарисованные к каждому слову.

- Составьте в группах короткий рассказ, в котором есть каждое словарное слово. Какие критерии при проверке будем проверять?

1. Несколько предложений.

2. Все слова использованы.

3. Правильность речи.

4. Громкость.

Сформулируйте задание с этими словами. (Записать по 1 разу, поставить ударение)

- Красиво запишите слова на свободных строчках. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, написание которых нельзя проверить.

(На доске появляются слова с выделенными буквами).

- Выполните правильность написания слов.

- Как ещё можно запомнить написание словарных слов? (Дети предлагают свои собственные варианты – работа в парах).Закрыть тетради и на листках придумать свои варианты запоминания слов с ТПО не повторять. Вызвать разные варианты. Построить по алфавиту.


15 слайд. Что это?

33 родных сестрицы.

Писанных красавицы.

На одной живут странице

И повсюду славятся. (алфавит)

-Записать в тетрадях еще одно словарное сло­во — АЛФАВИТ.

16 – 17 слайд.

Алгоритм самооценки

Какая тема урока?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Удалось ли её достичь? Каким способом?

«Я сегодня на уроке узнал …»

«Я сегодня научился …»



Выработка готовности к реализации требований учебной деятельности:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).


  • со­блюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить);


Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися,

- определений, алгоритмов, свойств;

- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативное УУД).



Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке, (Познавательные УУД).







  • приемы работы с учебником и тетрадью для самостоятельной работы (нахождение страницы и знака-помощника, использование закладок, чтение дидактической иллюстрации, поиск и выделение необходимой информации по указа­нию учителя);




  • коммуникативные умения (парная работа); взаимоконтроль.


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • следование точной инструкции учителя при выполнении заданий;


Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).






Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении задания.


Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке;


Учащиеся, которые допустили ошибки:

- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритм), в которых допущены ошибки,

- причину затруднений.








Взаимодействие с соседом по парте. Коммуникативные УУД


Владение общими приёмами выполнения заданий. Познавательные УУД




Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).























Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).





Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).





Уметь оценивать свою работу в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).











Алгоритм списывания слова.

  1. Прочитай слово за  один такт.

  2. Повтори слово, не глядя в текст.

  3. Повтори слово  по слогам.

  4. Назови первый слог.

  5. Назови первый звук.

  6. Записывай  первую букву, повторяя звук.

  7. При письме  последнего элемента буквы, называй следующую букву.

  8. Пиши следующую букву и т. д.  

  9. Проверьте    написанное.

прочитай слово, отмечая  дужками слоги

подчеркните  орфограммы в написанном  слове

сверить слово с исходным текстом.



Ты в ответе

за него.

Он – за тебя.

  1. Правильность выполнения задания.

  2. Правильность записи (букв и соединений).

  3. Аккуратность оформления записи.

  • ^ ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ


Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.


  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.


  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.


  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.


  4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


  • ^ ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ


Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.


Сохранить у себя:
«Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки