«Употребление наклонений глагола в речи»

Урок русского языка в 6 классе на тему Употребление наклонений глагола в речи"

Содержимое разработки



Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1























Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Употребление наклонений глагола в речи»
















Выполнила: Шакирова С.А.,

учитель русского языка и литературы

Быструшинской СОШ







2021

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Употребление наклонений глагола в речи»

Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употребление в речи.

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать полученные знания о наклонении глагола, уметь различать их в речи; формировать умение правильно использовать глаголы различных наклонений в речи.

Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  1. Предметные – развитие умения определять наклонение глаголов в тексте, использование в речи глаголов разных наклонений.

  2. Метапредметные:

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие умения связно излагать свои мысли;

  • развитие умения извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение осуществлять учебное сотрудничество;

  • умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

  • умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

3.Личностные:

  • формирование положительной мотивации и интереса к изучению русского языка;

  • формирование умения слушать и слышать других;

  • формирование собственное мнение, умения отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

4.Регулятивные – овладевание способностями понимать учебные задачи урока.

Тип урока – урок отработки умений и навыков.

Образовательные ресурсы: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация по теме «Употребление наклонений», наглядное пособие.

Ход урока

1). Организационный момент

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке вашими подарками судьбы стали прочные знания, хорошее настроение, отличные оценки!

(На парту положить по три смайлика)

У вас на партах лежат цветные смайлики. Выберете тот смайлик, который вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

Теперь, поднимите руки те, кто выбрал розовый смайлик. Вас ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Поднимите руки те, кто выбрал желтый смайлик – вы проявите сегодня активность, поднимите руки те, кто выбрал голубой – вы будете настойчивы.

(Откройте свои тетради и запишите число, классная работа)





Ребята, прежде чем мы приступим к теме урока, мне бы хотелось провести с вами орфоэпическую разминку. Посмотрите на карточки, скажите, где данное задание нам встречается? (Задание из ВПР)

(Проверить задание, обсудить ошибки, которые были допущены)


-Ребята, поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? А кто допустил хотя бы одну? Две? А есть такие, кто допустил более 2 ошибок?

Чтобы больше не допускать ошибок в данных словах, мы с вами прочитаем небольшие орфоэпические стишки.


Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие,


2). Самоопределение к деятельности.

Определить тему нашего урока нам поможет лингвистическая сказка. (Звучит тихая инструментальная музыка). В столице Глаголия жил многоликий и энергичный король - Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.

Средний был мечтатель, романтик и фантазер (если бы я умел летать… если бы я умел строить…)

Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами. И мы вместе с королем отправляемся по городам государства.

(Дети сами формулируют тему и цель урока)


3). Актуализация знаний

В течение нескольких уроков русского языка вы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи.

Предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о наклонениях глагола. Мы проведем сейчас графический диктант. Отвечая на мои вопросы, вы будете писать «+», «-». Если вы согласны с моим суждением, то «+», а если нет, то «-».

(Двое будут работать на закрытой доске)

Вопросы:

  1. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное. (-)

  2. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам. (+)

  3. Глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, совет или приказ. (+)

  4. «Не» с глаголами всегда пишется слитно. (-)

  5. Глаголы в условном наклонении имеют частицу бы. (+)

  6. Глаголы, которые сочетаются с существительными, числительными и местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными глаголами. (+)

– Сравните, как записано у вас и на доске, найдите ошибки.

(Проверить и оценить учащихся).

4). Этап применения усвоенных знаний и умений.

Нас окружили жители городка. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь об изъявительном наклонении?

-Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения? (Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле).

1. Давайте выполним задание. Посмотрите на доску. (слайд презентации). Среди предложений найдите предложения с глаголами в изъявительном наклонении. Выпишите их и глаголы подчеркните.

Следующее задание, которое приготовили для нас жители государства звучит так:

2. Нужно распределить глаголы в 3 столбика. (дети выходят по желанию к доске и распределяют слова по столбикам).

- Почему три столбика? Объясните? И как они будут называться? (Изъявительное, условное, повелительное)


Глаголы: погулял бы, подожди, прилетел, купил, знаю, встаньте, подарил бы, возьмите, приклеился, убедил бы, поеду. (Проверяем).


Физминутка 

Учитель: Сейчас проведем физминутку. Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянитесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – хлопайте;

─ если в повелительном наклонении - приседайте:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 мы бы убрали, если б не устали (хлопают)

 покрась напротив меня (вниз)

 побелили деревья (тянутся)

 если бы вы не бросали мусор, то было бы чисто (хлопают)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)

3. Работа в парах (посмотреть отрывок из сказки «Двенадцать месяцев» на сайте https://shakirovasonya.wixsite.com/gotovkoge и описать фрагмент, используя глаголы изъявительного, повелительного, условного наклонений, 2-3 предложения).

(Проверка задания)

4. Жители столицы Глаголия очень любят готовить. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны следующие слова. Прочитайте их. (фасоль, салат, сельдерей).

- Салат, фасоль, сельдерей… Как все вкусно! Я предлагаю вам заняться кулинарИей и посетить ресторан. Вы согласны?

- Я уверена, что вы тоже любите готовить. Наверняка, в каждой семье есть свои любимые, традиционные блюда. Давайте с вами побудем немного шеф-поварАми и выполним упр. 564 (устно)

- Прочитаем задание к упражнению.

- Что нужно нам сделать? (Прочитать и заменить глаголы)

- Работать будем по цепочке, по предложению читаем.

-Глаголы какого наклонения мы с вами использовали?

- Повелительного.

Что же обозначает глагол в повелительном наклонении? (Такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить).

- Идем дальше.

Нам на пути встретились жители города Условностей. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

- Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

- Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.


5. Давайте послушаем их ответ (раздать роли заранее на свой выбор).

Архитектор ответил: Я бы построил дворец, если бы …

Садовник сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…


Швея прошептала: Я бы сшила новое платье, если бы…

Художник промолвил: Я бы дописал картины, если бы…

Врач предположил: Я бы долечил больных, если бы…

Учитель заявил: Я бы доучил всех детей, если бы…


(Проверяем).

Назовите глаголы в условном наклонении (построил бы, вырастил бы, сшила бы, дописал бы, долечил бы, доучил бы).

- Что обозначают глаголы в условном наклонении (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях).

- Как образуются глаголы в условном наклонении. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

- Молодцы! Всё правильно! А всё же Глагол I приказал мне просто так вас не отпускать, а проверить ваши знания с помощью теста. (Тест выводится на экран. Проверяем. Дети сами себя оценивают).


5). Рефлексия.

Наше путешествие по стране Глаголия подошло к концу. Пора подвести итоги. Сегодня мы вспомнили всё, что изучили на предыдущих уроках. Вы все хорошо поработали.

- А сейчас возьмите в руки смайлики, которые вы поднимали в начале урока и скажите, чем данный урок вам понравился? (карточки - заготовки с вопросами для ответа лежат у каждого ученика на парте).









6). Домашнее задание (дифференцированное).

Ученики выбирают:

понравившийся вариант задания.

1) Сочинить сказку (басню, рассказ, поэму) о трёх наклонениях;

2) Составить инструкцию пользователя каким-либо необычным предметом;

(волшебная палочка, босоножки-скороходы, вечный леденец, телепорт и

пр.).

3) Выписать из различных источников (газет, журналов) 5 предложений с глаголами во всех трех наклонениях.

глаголами во всех трёх наклонениях

































Тест

1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) отдохните;
б) поют;
в) думал бы; 
2. Укажите глагол в условном  наклонении:

а) улыбается;
б) собрался бы;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) рожь;
б) брошь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме:

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5.Найдите ошибку в определении наклонения глагола:

а)Красиво расставьте (повел.н.) цветы!

б)Ты отнесёшь (изъявит.н.) ему эту книгу.

в) Они никогда бы не рассказали (повел.н.) эту историю.



Сохранить у себя:
«Употребление наклонений глагола в речи»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки