КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № ____
Группа: профессия:
Дисциплина: Астрономия
Преподаватель: Н.Л. Ячменева
Дата проведения:
Место проведения: учебный кабинет 2403
Тема занятия: «Законы Кеплера – законы движения небесных тел».
Вид занятия (тип урока): комбинированный урок
Цели:
Методическая: показать методику проведения комбинированного урока с использованием элементов технологии «Развитие универсальных учебных действий на уроках физики».
Образовательная: повторить ранее изученный материал по теме «Движение и фазы Луны; продолжить формирование понятия «эллипс» (определение, фокусы, центр, эксцентриситет, радиусы-векторы, большая и малая полуоси, способ построения). Ввести новые понятия: орбита планеты, афелий (апогей), перигелий (перигей) сидерический (звездный) период обращения, астрономическая единица, возмущение, небесная механика. Изучить законы Кеплера. Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Развивающая: доказать с учащимися, что открытие законов Кеплера представляет собой не только следующий (после открытия гелиоцентрической системы) шаг познания Солнечной системы (эллиптичность орбит, неравномерное движение планет вокруг Солнца, строгая математическая зависимость между расстояниями и периодами обращений планет), но и новый шаг в познании Вселенной (законы Кеплера, как и закон всемирного тяготения, действуют за пределами Солнечной системы).
Воспитательная: воспитывать у обучающихся дисциплинированность, внимание, аккуратность при ведении записей в тетради, уважения в общении и сотрудничестве.
Межпредметная связь: математика, история, физика, литература.
Обеспечение занятия
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, фрагменты видеоурока,
Литература:
Основная: М.В. Чаругин. Астрономия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная: Б.А. Воронцов-Вельяинов. Астрономия: Учеб. для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
Содержание занятия
Этапы занятия, основное содержание, необходимые методические пояснения и рекомендации. | Время, мин. | Формы, методы, приёмы обучения. |
1. Организационный момент.
| 1 | Проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию, взаимное приветствие; проверка присутствующих. |
2. Проверка ранее усвоенного материала 1. Решение тестовых заданий по теме «Движение и фазы луны» | 15-20 | Тестовые задания с взаимопроверкой тестовых работ |
3. Подведение итогов опроса. | 2 | Комментарии преподавателя |
4. Актуализация опорных знаний. Повторить понятия из геометрии и черчения: эллипс, большая и малая полуоси эллипса, эксцентриситет Рассмотреть частный случай эллипса - окружность | 5 | Беседа по вопросам |
5. Начальная мотивация учебной деятельности. «Одна вещь наполняет душу всегда новым и | 2 | Опрос и беседа по вопросам
|
6. Сообщение темы урока, постановка целей, задач Тема занятия: «Законы Кеплера – законы движения небесных тел» Цели: Изучить законы Кеплера. Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков. | 1 | Сообщение преподавателя
|
7. Изучение нового материала. 1. Три закона Кеплера. 2. Роль этих законов в изучение и развитие астрономии.
| 40-45 | сообщение преподавателя; просмотр фрагмента видеоурока; самостоятельная работа по новому материалу: записи в тетрадь. Реализация домашнего задания; беседа по вопросам |
8. Закрепление нового материала. 1) Какие законы движения мы изучили? 2) На чем основывался Кеплер, открывая свои законы? 3) Что такое перигелий, афелий? 4) Когда Земля обладает наибольшей кинетической энергией, наименьшей? 5) Как найти эксцентриситет? 6) О каких периодах вращения синодических или сидерических идет речь в третьем законе Кеплера? 7) У некоторой малой планеты большая полуось орбиты равна 2,8 а.е., а эксцентриситет равен нулю. 8)Чему равна малая полуось ее орбиты? | 5-6 | Опрос и беседа по вопросам
|
9. Домашнее задание
| 1 | Комментарии преподавателя |
10. Заключительная часть занятия
| 4 | Слово преподавателя; подведение итогов обучающимися; рефлексия |
2