Тема: Точки экстремумов функции.
Цели: 1) ввести понятие экстремумов функции, признаки максимума и минимумов функции; учить находить экстремумы функции с помощью производной.
2) развить умение анализировать, абстрагировать, исследовать.
3) формировать положительное отношение к предмету, доброжелательность, коллективизм.
Ход урока.
Оргмомент.
Объявление целей урока: Тема сегодняшнего урока – экстремумы функции. Мы знаем, что означает это понятие, как находить экстремумы функции; поработав всем коллективом и в группах, проведем самостоятельную работу.
Поверка знаний и умений.
а) задание по карточкам ( индивидуально)
1. Найти промежутки возрастания и убывания функции
2. Схематично изобразить график функции.
3. Найти интервал монотонности функции
4. Найти интервалы монотонности функции
Проверка домашней работы: (проектор)записаны решения № 558*(для сильных), № 589
Устный счёт.(фронтально) ( проецируются формулы на экран)
Найти производные функций:
3. Изучение нового материала (частично-поисковый метод)
1) Точки максимума и минимума.
Ребятам предлагается ответить на вопросы по графику функции;
Назовите промежутки возрастания и убывания функции;
Укажите точки, в которых убывание сменяется возрастанием ( и наоборот).
Точки х1 и х3 называются точками минимума, точки х2 и х4 – точки максимума.
Определение 1:Окрестностью точки называется некоторый интервал, содержащий эту точку.
Определение 1:Точка х0 называется точкой максимума, если существует такая окрестность точки х0, что для всех х из этой окрестности выполняется неравенство f(x)≥f(x) ( стр. 145. ученики находят эти определения)
Даются определения:
а)Точки максимума
б)Точки минимума
в) Точки экстремума - обобщающее понятие
Вопросы на закрепление данных понятий.
А)Являются ли точки х0 и х5 точками экстремумов (по тому же чертежу).
Б) Найти точки экстремумов
В) Сколько точек, экстремума у квадратной функции?
Г) Сколько точек минимума у функции
2) Необходимый признак экстремума функции.
Вопрос: Как расположена касательная к графику функции в точках min и max?
Ответ: Параллельно оси абсцисс.
Вопрос: Какой вид имеет уравнение прямой, параллельной оси 0х, чему равен её угловоё коэффициент?
Ответ: у=b, k=0
Вопрос : Чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции в точке?
Он равен значению производной в этой точке. Следовательно, производная в точках экстремума равна 0. Справедлива теорема Ферма:
Если х0 – точка экстремума дифференцируемой функции f(x), то f1(x)=0
Теорема Ферма имеет наглядный геометрический смысл: в точке экстремума касательная параллельна оси абсцисс и поэтому её угловой коэффициент f1(x)=0
.
И так, если х0-т. экстремума, то f1(x)=0
3)Достаточное условие экстремума функции
Обратное утверждение неверно. Обратимся к примеру на стр146.рис. 62.
Точки, в которой производная равна 0 называются стационарными.
Выведем достаточное условие для того, чтобы точка являлась точкой экстремума.
Работа по чертежу 1:
А) Укажите точки минимума и определите знак производной слева и справа от точки минимума?
Б) как меняется знак производной при прохождении через т. минимума?
Ученики подводятся к выводу: если производная левее стационарной точки отрицательна, а правее – положительна, т. е. при переходе через эту точку производная меняет знак с «-» на «+» , то эта стационарная точка является точкой минимума.
Аналогично для максимума (стр.1460.учебника)
Как найти точки экстремума функции7 По какому алгоритму действовать?
Алгоритм: 1) область определения Д (у).
2)Найти производную функции.
3)Приравнять производную к нулю и найти корни уравнения найти стационарные точки.
4)Определить знак производной на промежутках, определяемых стационарными точками, где нарушается непрерывность функции.
5)Определить точки максимума и минимума функции.
Пример: Найти точки экстремума функции ( идёт работа по алгоритму, ученики ведут запись в тетради)
4)Закрепление изученного материала.
№560(2). Учащийся решает у доски, остальные в тетради.
№561 (1). Ученики решают самостоятельно с последующей проверкой с помощью проектора.
Работа в группах. (разно уровневые задания)
Учащиеся (в группе по 4) получают задания разного уровня сложности в зависимости от подготовки учащихся. Затем оформляют решение на больших листах и объясняют решения.
1 и 2 группы: Найти точки экстремума функции
3 группа: Найти точки экстремума функции
4 группа: На рисунке изображён график функции у= х3+ах+в (при х=2 график касается оси х). Найти а и b.
5) Самостоятельная работа (дифференцированная)
На 3: на 4: На 5: | На 3: на 4: На 5: |
|
6). Подведение итогов, дача домашнего задания:
параграф 28, №560(1,4), 563(1,2) 564*-для сильных.