"Тихий Дон". Гражданская война на страницах романа.

Третий урок по роману Шолохова "Тихий Дон". Гражданская война в романе.

Содержимое разработки

Гражданская война на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Гражданская война на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Гражданская война: историческая справка Временные рамки: октябрь 1917- 1922 (1923) Сопровождалась иноземной интервенцией и велась крайне жестоко (террор). Стороны: белые, красные, зелёные и национальные движения. Чудовищные потери: экономические и человеческие (ок. 10 млн. человек)

Гражданская война: историческая справка

Временные рамки: октябрь 1917- 1922 (1923)

Сопровождалась иноземной интервенцией и велась крайне жестоко (террор).

Стороны: белые, красные, зелёные и национальные движения.

Чудовищные потери: экономические и человеческие (ок. 10 млн. человек)

Гражданская война в романе М. Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии , имевшей тяжёлые последствия. Братоубийство; грабежи и насилие, бандитские нашествия, эпидемии, осиротевшие дети и др. В романе действуют реальные исторические личности: Керенский, Родзянко, Корнилов, Чернецов, Краснов, Деникин и др.

Гражданская война в романе

М. Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии , имевшей тяжёлые последствия.

Братоубийство; грабежи и насилие, бандитские нашествия, эпидемии, осиротевшие дети и др.

В романе действуют реальные исторические личности: Керенский, Родзянко, Корнилов, Чернецов, Краснов, Деникин и др.

Гражданская война в романе Донщина становится центром притяжения всех событий. Казачье население Казаки, перешедшие на сторону большевиков Казаки, перешедшие на сторону Белой армии Неопределившиеся казаки

Гражданская война в романе

Донщина становится центром притяжения всех событий.

Казачье население

Казаки, перешедшие на сторону большевиков

Казаки, перешедшие на сторону Белой армии

Неопределившиеся казаки

Гражданская война в романе У красных Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови и врагов. Война разрушает все в романе: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь На самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута .

Гражданская война в романе

У красных Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови и врагов.

Война разрушает все в романе: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь

На самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута .

Гражданская война в романе Под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. Большую роль играют женские образы в романе, образы жён и матерей, которые готовы всё простить и принять.

Гражданская война в романе

Под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои.

Большую роль играют женские образы в романе, образы жён и матерей, которые готовы всё простить и принять.

Образ Подтелкова   Подтелков отличается особой жестокостью, он склонен к хаотичному и насилию, оправдывая это защитой революции. Его приказ о казни пленных заставляет казаков забыть о воинской чести. Поручик «…» побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал - и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое.

Образ Подтелкова

  Подтелков отличается особой жестокостью, он склонен к хаотичному и насилию, оправдывая это

защитой революции.

Его приказ о казни пленных заставляет казаков забыть о воинской чести.

Поручик «…» побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал - и уже не поднялся. Высокого,

бравого есаула рубили двое.

Образы Штокмана и Бунчука Большевики видят страну исключительно как арену классовых битв: «Они нас или мы их!.. Серёдки нету» Люди для них - это оловянные солдатики, и жалость к человеку - это преступление. «Уличён в действиях против нас? Готово! Разговор короткий, - к стенке! И тут нечего слюнявиться жалостью: хороший, мол, человек был…»

Образы Штокмана и Бунчука

Большевики видят страну исключительно как арену классовых битв: «Они нас или мы их!.. Серёдки нету»

Люди для них - это оловянные солдатики, и жалость к человеку - это преступление.

«Уличён в действиях против нас? Готово! Разговор короткий, - к стенке! И тут нечего слюнявиться жалостью: хороший, мол, человек был…»

Сцена казни Подтелкова Основная идея этой сцены в том, что война никого не жалеет и каждый несет свой крест и каждого достигает возмездие. «- Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель донского Совнаркома!»

Сцена казни Подтелкова

Основная идея этой сцены в том, что война никого не жалеет и каждый несет свой крест и каждого достигает возмездие.

«- Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель донского Совнаркома!»

Гражданская война в частной жизни героев  Каратель Мишка Коршунов не щадит ни старых, ни малых: он убивает всю семью Мишки Кошевого Мишка Кошевой, утоляя свою потребность классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного Ивана Алексеевича Котлярова; казнь командира отряда Лихачёва.

Гражданская война в частной жизни героев

Каратель Мишка Коршунов не щадит ни старых, ни малых: он убивает всю семью Мишки Кошевого

Мишка Кошевой, утоляя свою потребность классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку.

Дарья стреляет в пленного Ивана Алексеевича Котлярова; казнь командира отряда Лихачёва.

Сохранить у себя:
"Тихий Дон". Гражданская война на страницах романа.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки