Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» E. А. С. Пушкин «Осень», К.Бальмонт Осень», Ф. Тютчев
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 3 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин «Осень», К.Бальмонт Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени…» Раздел 5 урок № 28 | |
Базовый учебник | Литературное чтение. 3класс. Автор: О.В.Кубасова |
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению поэтического слова великих русских поэтов.
9. Задачи:
Обучающие: Познакомить с творчеством великих русских поэтов. Учить детей чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать умения выделять языковые средства художественной выразительности. Познакомить с литературным приемом – олицетворение.
Развивающие: Развивать эмоции, чувства, воображение, фантазию, творческие способности детей; пробудить желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство поклонения перед красотами родной природы, родной земли; любовь к своему Отечеству.
10. Тип урока: комбинированный(изучение нового)
11. Формы работы учащихся: практическая и исследовательская.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютерные установки для использования ЭОР ЕК и ФЦИОР.
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
то | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный этап | Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Проверяет готовность учащихся к уроку. Подготовка ЭОР к работе. | Дети проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. | 1 мин. | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении. | Дети демонстрируют, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка). Сообщают о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий. | 3 мин. | |
3 | Сообщение темы и цели урока. | ЭОР №5 Портрет А.С. Пушкина Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта. | -Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. - 1.Введение в новый раздел «Глухая пора листопада. . .» -Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию (с. 174-175). Что можно предположить о содержании нового раздела? -2. Обобщение по вводной беседе. -Поэт- волшебник слова. Увидеть осень, услышать ее звуки нам помогает искусство: живопись, музыка и поэзия. На уроке нас ждет встреча с тремя поэтами, каждый рисует свою осень. -Прочитайте имена поэтов. Чьи стихи уже читали, чье имя видите впервые? -3. Демонстрация портрета А. Пушкина. (Рассказ о поэте). Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. | -Дети работают с иллюстрацией учебника. Делятся субъективным опытом (показывают личностное осмысление, демонстрируют опорные знания). Дети читают имена поэтов, отвечают на вопросы, определяют тему урока. Дети слушают рассказ учителя о поэте. | 3 мин. |
4. | Изучение нового материала | ЭОР №2 Портрет Ф.И. Тютчева Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта. ЭОР №4 Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» в исполнении В. Попова Образец актерского чтения стихов совершенствует навыки выразительного чтения детей. ЭОР №1 И.И. Левитан "Золотая осень" Демонстрация картин русских художников воспитывает любовь к родной природе, к русской культуре. Развивает художественный вкус детей. | -1. Работа по учебнику. -чтение стих. А. Пушкина «Осень» учителем. -словарная работа. _Все ли слова знакомы? Объясните значение слов: «очи», «багрец», «сень». -анализ стих. А. Пушкина. -Почему рядом противоречивые фразы: «унылая пора», «очей очарованье»? -«Пышное увядание» - как вы это представляете? Какая же осень у Пушкина? За что он любит осень? -работа над выразительностью чтения стихотворения. -2. Знакомство со стих. К. Бальмонта «Осень» -Работа с текстом: – первичное чтение; – выявление первичного восприятия; -Какая осень у этого поэта? – Сравните с описанием осени у А. Пушкина. – Есть что-то общее в этих стихах? -3. Знакомство со стихотворением Ф. Тютчева. -Демонстрация портрета Ф. Тютчева. – Прослушивание аудиозаписи чтения стих. Актером. – Анализ стих.: – Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы ее представили? – Сравните описание осени этого поэта с другими стихотворными произведениями. -4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень». – Почему осень называют «золотой»? Какие краски использует художник? С каким чувством писал художник картину? – Что из увиденного художником, наблюдали вы время осенней экскурсии? – Соотнесение словесного, зрительного образов. -Найдите в стихотворении А. Пушкина строки, которыми можно подписать картину И. Левитана. – 5. Рисование осеннего пейзажа. –Нарисуйте картины, соответствующие прочитанным стихам об осени. | Дети слушают образец выразительного чтения стихов учителем. Дети объясняют значение слов, составляют цепочки слов: очи-очарованье, багрец-багряный, сень-покров деревьев. Дети анализируют поэтический текст, делают вывод о том, что осень – любимое время года А. Пушкина. Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного стихотворного произведения. Дети учатся декламировать стихи (определяя интонацию, темп, смысловые паузы, логические ударения). Сравнивают описание осенней природы в стихах А. Пушкина, К. Бальмонта и Ф. Тютчева. Дети слушают образец актерского чтения стих Ф. Тютчева. Дети читают про себя, вслух, анализируют текст, выполняют творческое задание 4 в тетради, с. 28. Дети рассматривают картину И. Левитана, делают описание осеннего пейзажа, используя личные наблюдения, полученные на осенней экскурсии. Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой родной природы на картинах русских художников. Дети изображают в рисунке прочитанные стихи. | мин. |
5. | Физкультминутка | Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение | 2 мин. | ||
6. | Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности | ЭОР №3 П. Чайковский "Времена года." Помогает сравнить поэтическое слово великих русских поэтов с красотой русской классической музыки. Воспитывает патриотические чувства, любовь к родной природе и русской культуре. | Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов. Демонстрируя картины русских художников и прослушивая с детьми музыку русских композиторов, учитель ставит проблемные задачи перед учениками: – Какой вы представили осень в пьесе П. Чайковского? -Сравните с описанием осени в стихах русских поэтов. -6. Обобщающая беседа. -Каждый поэт по-своему описал осень, но что роднит эти стихи? | Дети слушают пьесу П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песенка.». Принимают участие в коллективной работе класса, выполняет поставленные учителем задачи, приходит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой классической музыки. Учатся выразительно читать стихи (темп, интонация, настроение). Дети выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. | 6 мин.
|
7 | Домашнее задание | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания. | Воспринимают полученную информацию и записывают задание. | 5 мин. | |
8. | Подведение итогов | ЭОР №6 Электронный журнал и дневник Повышает уровень прозрачности учебного процесса, объективность оценивания учебных достижений учащихся. | Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Оценивает результаты работы. | Выслушивают оценку и объективный комментарий учителя за работу на уроке. | 3 мин. |