Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин, «Осень» К.Д. Бальмонт, Ф. И. Тютчев «Есть в осени…»

Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин, «Осень» К.Д. Бальмонт, Ф. И. Тютчев «Есть в осени…»

Содержимое разработки

Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» E. А. С. Пушкин «Осень», К.Бальмонт Осень», Ф. Тютчев

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

«Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин «Осень», К.Бальмонт Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени…»

Раздел 5 урок № 28

Базовый учебник

Литературное чтение. 3класс.

Автор: О.В.Кубасова

  1. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению поэтического слова великих русских поэтов.

9. Задачи:

Обучающие: Познакомить с творчеством великих русских поэтов. Учить детей чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать умения выделять языковые средства художественной выразительности. Познакомить с литературным приемом – олицетворение.

Развивающие: Развивать эмоции, чувства, воображение, фантазию, творческие способности детей; пробудить желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Воспитательные: Воспитывать в детях чувство поклонения перед красотами родной природы, родной земли; любовь к своему Отечеству.

10. Тип урока: комбинированный(изучение нового)

11. Формы работы учащихся: практическая и исследовательская.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютерные установки для использования ЭОР ЕК и ФЦИОР.

13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

то

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный этап


Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Подготовка ЭОР к работе.


Дети проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

1 мин.

2

Проверка домашнего задания


Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении.

Дети демонстрируют, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка). Сообщают о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий.

3 мин.

3

Сообщение темы и цели урока.

ЭОР №5

Портрет А.С. Пушкина

Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта.


-Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока.

- 1.Введение в новый раздел «Глухая пора листопада. . .»

-Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию (с. 174-175). Что можно предположить о содержании нового раздела?

-2. Обобщение по вводной беседе.

-Поэт- волшебник слова. Увидеть осень, услышать ее звуки нам помогает искусство: живопись, музыка и поэзия. На уроке нас ждет встреча с тремя поэтами, каждый рисует свою осень.

-Прочитайте имена поэтов. Чьи стихи уже читали, чье имя видите впервые?

-3. Демонстрация портрета А. Пушкина. (Рассказ о поэте).

Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока.

-Дети работают с иллюстрацией учебника. Делятся субъективным опытом (показывают личностное осмысление, демонстрируют опорные знания).
























Дети читают имена поэтов, отвечают на вопросы, определяют тему урока.




Дети слушают рассказ учителя о поэте.

3 мин.

4.

Изучение нового материала

ЭОР №2

Портрет Ф.И. Тютчева

Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта.


ЭОР №4

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» в исполнении В. Попова

Образец актерского чтения стихов совершенствует навыки выразительного чтения детей.


ЭОР №1

И.И. Левитан "Золотая осень"

Демонстрация картин русских художников воспитывает любовь к родной природе, к русской культуре. Развивает художественный вкус детей.


-1. Работа по учебнику.

-чтение стих. А. Пушкина «Осень» учителем.

-словарная работа. _Все ли слова знакомы? Объясните значение слов: «очи», «багрец», «сень».



-анализ стих. А. Пушкина.

-Почему рядом противоречивые фразы: «унылая пора», «очей очарованье»?

-«Пышное увядание» - как вы это представляете? Какая же осень у Пушкина? За что он любит осень?


-работа над выразительностью чтения стихотворения.



-2. Знакомство со стих. К. Бальмонта «Осень»

-Работа с текстом:

– первичное чтение;

– выявление первичного восприятия;

-Какая осень у этого поэта?

– Сравните с описанием осени у А. Пушкина.

– Есть что-то общее в этих стихах?

-3. Знакомство со стихотворением Ф. Тютчева.

-Демонстрация портрета Ф. Тютчева.

– Прослушивание аудиозаписи чтения стих. Актером.

– Анализ стих.:

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы ее представили?

– Сравните описание осени этого поэта с другими стихотворными произведениями.

-4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень». – Почему осень называют «золотой»? Какие краски использует художник? С каким чувством писал художник картину?

– Что из увиденного художником, наблюдали вы время осенней экскурсии?

– Соотнесение словесного, зрительного образов.

-Найдите в стихотворении А. Пушкина строки, которыми можно подписать картину И. Левитана.

– 5. Рисование осеннего пейзажа. –Нарисуйте картины, соответствующие прочитанным стихам об осени.


Дети слушают образец выразительного чтения стихов учителем.



Дети объясняют значение слов, составляют цепочки слов: очи-очарованье, багрец-багряный, сень-покров деревьев.


Дети анализируют поэтический текст, делают вывод о том, что осень – любимое время года А. Пушкина.


Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного стихотворного произведения.



Дети учатся декламировать стихи (определяя интонацию, темп, смысловые паузы, логические ударения).









Сравнивают описание осенней природы в стихах А. Пушкина, К. Бальмонта и Ф. Тютчева.














Дети слушают образец актерского чтения стих Ф. Тютчева.

Дети читают про себя, вслух, анализируют текст, выполняют творческое задание 4 в тетради, с. 28.











Дети рассматривают картину И. Левитана, делают описание осеннего пейзажа, используя личные наблюдения, полученные на осенней экскурсии.





Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой родной природы на картинах русских художников.

Дети изображают в рисунке прочитанные стихи.

мин.

5.

Физкультминутка



Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение

2 мин.

6.

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

ЭОР №3

П. Чайковский "Времена года."

Помогает сравнить поэтическое слово великих русских поэтов с красотой русской классической музыки. Воспитывает патриотические чувства, любовь к родной природе и русской культуре.


Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов.


Демонстрируя картины русских художников и прослушивая с детьми музыку русских композиторов, учитель ставит проблемные задачи перед учениками:

– Какой вы представили осень в пьесе П. Чайковского?

-Сравните с описанием осени в стихах русских поэтов.

-6. Обобщающая беседа.

-Каждый поэт по-своему описал осень, но что роднит эти стихи?

Дети слушают пьесу П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песенка.». Принимают участие в коллективной работе класса, выполняет поставленные учителем задачи, приходит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой классической музыки.

Учатся выразительно читать стихи (темп, интонация, настроение).








Дети выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.

6 мин.

 


7

Домашнее задание


Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.

Воспринимают полученную информацию и записывают задание.

5 мин.

8.

Подведение итогов

ЭОР №6

Электронный журнал и дневник

Повышает уровень прозрачности учебного процесса, объективность оценивания учебных достижений учащихся.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценивает результаты работы.

Выслушивают оценку и объективный комментарий учителя за работу на уроке.

3 мин.




Сохранить у себя:
Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин, «Осень» К.Д. Бальмонт, Ф. И. Тютчев «Есть в осени…»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки