Тема: Ударение.
Цель урока: объяснить значение ударения;
формировать умение определять ударение в словах;
стимулировать интерес к наблюдению за речью.
Задачи урока:
- обогащение словарного запаса через знакомство с многозначностью слов в русском языке;
- воспитание бережного внимательного отношения к своему родному языку;
- развитие памяти, внимания, аккуратности.
Ход урока.
Организационный момент. (психологическая подготовка)
(учитель тихо, дети – хором).
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
(на доске плакат) Рыбы немы. Не беда!
Ведь у них во рту вода.
Хуже, если ты, малыш,
На уроке всё молчишь.
Сообщение темы, цели урока.
Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии. А поплывём мы вот на этом корабле.
(рисунок корабля)
Вот он кораблик из лёгкой коры-
Для трудных походов, нелёгкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмём.
Ну, что же согласны? Решились? Плывём!
Мы отправимся в путешествие по морю Слов, на удивительный остров, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова.
К. Ор. Ж. З. Г. С. Ф. Б.
У Д А Р Е Н И Е
Цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с волшебником Ударением и попытаемся узнать его основные секреты.
Словарная работа.
Ну, что ж, корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. ( На доске слова:
боцман, кок, штурвал, штиль, якорь.)
Кок – повар на судне.
Боцман – помощник капитана.
Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном.
Штиль – тихая погода на море, безветрие.
Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
В пути мы встретим ещё много новых, незнакомых слов, поэтому не забывайте про наших помощников – «вопросиков».
Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд!
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса,
Обещая в пути чудеса.
4. Работа в тетради.
Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь. Запишите дату, классная работа. Записи в судовом журнале нужно вести аккуратно, чтобы их легко можно было прочитать. (Во время работы звучит музыка.)
5. Минутка чистописания.
А вот и долгожданный остров Ударения и мы причаливаем в порт Букв.
Поглядите, поглядите
Пять соседок в алфавите.(э, с, х, ж, е)
- Посмотрите внимательно на эти буквы, глазками отметьте общие элементы и запишите
эти буквы в своих судовых журналах на строке рядом с образцами, обратите внимание на интервал между буквами.
А мы отправляемся дальше к замку волшебника Ударение и наш путь лежит по дорожке цветов. Посмотрите, каких только цветов здесь нет. (Называть и показывать цветы). Но больше всего здесь жасминов, т.к. это любимый цветок волшебника.
Жасмин - кустарниковое растение, которое растёт главным образом в тропиках. Существует около 300 видов. У нас в стране встречается всего 3 вида. Некоторые виды выращиваются ради цветочного эфирного масла, которое применяется в парфюмерии и для ароматизации чая.
Пропишите слово жасмин по образцу, рядом запишите его ещё раз, разделив по слогам и поставив ударение.
6. Изучение нового материала.
А вот перед нами и замок Ударения. Но посмотрите – ворота замка закрыты. Попасть в замок возможно только через главные ворота. Но они откроются, если мы вспомним правило, которое изучали, когда учились делить слова на слоги.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
Физминутка. (релаксация)
Представьте, что вы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги
и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.
Стало палубу качать,
Ногу к палубе – прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
А теперь откройте учебники на стр. 24 и прочитайте правило.
- Какой слог называется ударным?
Ребята, главные ворота до сих пор остаются закрытыми, поэтому давайте выполним ещё одно задание.
На доске:
Воробей, лисица, соловей, собака, синица, бурундук. (соотнесите картинки с названиями животных).
Разделите слова на группы. Прочитайте слова по слогам, выделяя голосом ударный слог. Какой зверь лишний и почему? Разделите слова на слоги, подчеркните ударный слог. Выпишите слова со вторым ударным слогом.
7. Повторение изученного ранее материала.
А вот и сам волшебник Ударение. Он очень рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь правильно им пользоваться.
Волшебник принёс нам плакат,
Спросить захотелось ему у ребят:
Как пишутся эти слова? Объясните!
И правильно буквы в слова напишите.
(плакат)
Гущ …, чащ…, ч…до, ш…на,
Малыш…, еж…, маш…на,
Рощ…, щ…ка, полощ…,
Туч…, дач… и пищ… .
(Ребята вставляют по цепочке пропущенные буквы.)
Ребята, а в каком слове при изменении ударения, меняется значение слова? (пищу)
Вывод: В русском языке есть слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова. Остальные же слова при изменении ударения просто теряют свой смысл.
8. Закрепление нового материала.
Упр.4 в учебнике (устно)
Прочитайте слова (про себя).
Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова.
Объясните значение этих слов. Если не можете, воспользуйтесь «вопросиками»
Гвоздики- растение с яркими цветами (пряность); заострённый железный стержень со шляпкой на конце.
Село – большое крестьянское селение; опустилось с высоты.
Рожки – макаронные изделия, небольшие выросты на голове у животного; сигнальные или музыкальные инструменты в виде изогнутой трубы.
Чудно – странно, необычно; прекрасно, очаровательно.
А волшебник Ударение приготовил ещё одно трудное задание. На доске записаны предложения, в которых пропущены слова. Вам надо вставить пропущенное слово и в нём поставить ударение.
На доске:
уху Мы сегодня ели … .
комар подлетел к … .
ворот Собака сидела у … .
У рубахи оторван … .
Спишите любое предложение себе в судовой журнал.
Молодцы. Волшебник Ударение доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к деревне Загадок.
Физминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули.
Ребята, а что значит слово деревня? (на карточке). Исходное слово – драть. Первоначальное значение этого слова – место, очищенное от леса, позднее – селение, т.е. деревня – это сельское поселение.
Подберите слова-родственники к слову деревня. (деревенский, деревенька, деревушка)
Жители этой деревни любят не только загадывать загадки, но и ходить в лес.
Посмотрите, какую загадку они приготовили для нас.
Учебник стр.25, упр.7.
Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
Отгадайте загадку. Назовите слова с буквой ё. вспомните, что мы знаем про букву ё.
(буква ё всегда ударная, поэтому ударение можно не ставить)
- Расскажи-ка, буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
-ой-ёй-ёй.
Вот это да!
9. Итог урока.
Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все секреты мы его раскрыли.
А что же за секреты ударения мы с вами узнали? (ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; слоги бывают ударные и безударные; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)
А мы пока про ударенье
Сочиним стихотворенье…
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его, озорника!
А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово.
Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис.
10. Рефлексия.
Я хочу похлопать (имя), потому что он помогал мне сегодня на уроке.
(Имя), а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе? (этот ученик называет следующее имя)