Тема: «Ты и твои друзья»
Цели урока:
1. Подчеркнуть роль общения и взаимосвязи людей как основы существования человечества.
2. Воспитывать бережное отношение к своим друзьям, ко всем людям.
Задачи:
формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»
развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
создание положительной эмоциональной атмосферы в классе
Оборудование: Мультимедийное устройство и ноутбук
Ход урока.
1. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
-С чего мы обычно начинаем урок? С повторения. На одном из последних уроков мы разговаривали о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Какие правила мы оставим?
Высказывания:
1) Помогать друг другу.
2) Смотреть телевизор.
3) Не убирать в комнате.
4) Вместе отдыхать.
5) Поздно вставать и поздно ложиться.
6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
8) Просить купить себе игрушку.
9) Рассказывать друг другу новости.
– Что мы повторили? Правила общения в семье.
-Перед тем, как приступить к изучению новой темы, предлагаю вам закончить пословицы. При верном ответе будет переворачиваться одна буква.
-Друзья познаются….(в беде) А
-Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги) Ж
-Человек без друзей - что дерево… (без корней) Б
-Старый друг лучше…. (новых двух) Р
-Не имей ста рублей, а имей…. (сто друзей) Д
-Дерево живёт корнями, а человек….. (друзьями) У
-Какое слово получилось?
А Ж Б Р Д У
-Что нужно сделать, чтобы получилось слово?
-Кто хочет назвать слово?
-Давайте проверим.
-Все пословицы объединены в одну тему. Какая тема?
-Ребята, а зачем нам нужны друзья?
-Тема нашего урока «Ты и твои...» Слайд 1
-Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Вопросы вывешиваются на доску. Мы будем сегодня говорить о дружбе.
Ответы детей
-Что такое дружба?
–Кто такой друг?
-Кого называют друзьями?
-Какие правила общения друзей?
-Что самое ценное в дружбе?
3. Совместное открытие новых знаний
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Задачи дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба,- это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость иногда?
Что такое дружба, каждый знает?
- Что такое «дружба» по мнению автора?
- С какими мыслями стоит согласиться, а с какими нет?
- Так что же такое дружба?
- Кто такой друг?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (на партах..)
(Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привя-занности, одинаковыми, общими интересами)
Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
- Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?
Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные.
Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться. Слайд 2
- У кого из вас есть друг?
- Что вам нравится в ваших друзьях?
- Каким должен быть друг? Слова. Ребята выбирают.
Друг - врун, ябеда, злой, верный, преданный, настоящий, искренний, надёжный, плохой, честный, фальшивый, подлый, лицемерный, заботливый, красивый, отчаянный, случайный, доброжелательный, добрый, единственный.
-Давайте вернемся к нашему плану. На какие вопросы мы ответили?
-Значит можно переходить к следующему вопросу.
– Какую цель перед собой поставите? Узнать правила общения между друзьями.
– Дополним тему урока. О каких правилах пойдёт речь на уроке? О правилах дружбы.
Учитель вывешивает табличку: Правила дружбы.
– В начале урока мы повторили правила общения в семье. Предлагаю вернуться к ним.
– Какие правила общения в семье могут пригодиться в общении с друзьями? Учитель вывешивает правила на доску.
помогать друг другу
вместе отдыхать
рассказывать друг другу новости
Учитель убирает заботиться о младших сестрёнках и братишках
помогать родителям, бабушкам и дедушкам
– Вы правильно высказывались? Молодцы.
– Как вы считаете, это все правила дружбы? Нет.
– Мы выяснили, что обозначают слова друг и дружба, теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем. Конверт 1 (слайд 3)
– Посмотрите на ребят.
– С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните почему.
Дети высказывают мнения.
– А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается.
– В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.
– Покажите мимикой выражение внимания, удивления, печали, страдания, вины, радости.
– Какое выражение было приятнее изображать? Радостное.
– Что вам помогло показать радость? Улыбка.
– Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении.
– Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его. Надо улыбаться. Учитель прикрепляет правило дружбы «Чаще улыбайся».
– Как вы считаете, это все правила дружбы?
Для определения следующих правил, выполните задания в конверте 2 (Слайд 4) (Для проверки слайд 5)
Добавляем правила: Разговаривайте спокойно; помогайте друг другу в работе; делитесь друг с другом.
Для следующих правил, послушайте рассказ и подумайте, какого правила дружбы здесь не было.
Однажды Саша принёс в школу электронную игру, к нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!"
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. - Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс красивую машинку и опять первым возле него оказался Максим.
- Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него машинка. Сегодня я с Денисом дружу!
- Можно ли считать Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: - Дружить нужно не потому, что у друга есть машинка или шоколадка, не потому, что это выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.
- Как же сберечь дружбу, не разрушить ее? Как надо себя вести?
Быть преданным.
(инсценировка)
Друзья.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня.
- Нет, он меня,
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Правильно ли поступили ребята? Почему?
Вывод: Не надо ссориться по пустякам.
Чтобы открыть следующие правила , мы поработаем в парах. Откройте учебник с. 52
- У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, - это День рождения.
- Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы
- Обсудим вместе, как правильно отпраздновать День рождения.
- Кого пригласим на праздник?
(В гости приглашают близких друзей.)
- Каким образом можно пригласить друзей на праздник?
(начинать с пригласительных открыток, или со звонка другу по телефону, пригласить лично)
- Как вы думаете, какие слова вы должны при этом сказать, или написать?
- Что вы ответите другу, если тоже получите такое же приглашение?
( Слова благодарности, нужно сказать, сможем мы прийти на День рождения, если не сможем, то объяснить почему.)
- А вот и гости. Подумайте, какими словами встретите гостей?
- Какие слова говорят гости?
О чём вы думаете, когда выбираете подарок?
- Что вам хочется подарить другу?
- Чтобы вы пожелали ему в День рождения?
- Как надо принимать подарки, что говорить при этом?
(Цветы поставить в вазу; коробку конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)
- Представьте, что имениннику подарили два одинаковых подарка, как себя он должен вести. Что сказать надо?
- Как вы считаете, вежливо ли заказывать подарки?
- Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».
- Почему говорят: «Не дорог подарок, дорога любовь»?
- Лучший подарок тот, что сделан своими руками. Чтобы правильно выбрать подарок нужно знать вкусы и увлечения своих друзей.
Посмотрите на с. 53 рисунки. Все ли за столом ведут себя как полагается?
- Какие правила поведения за столом нарушают дети?
на доску.
– Мы с вами пришли к выводу, что дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг
Мы составили правила дружбы.
5. Итог урока.
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.
Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.
Любовь, уважение, терпение, злость, доброта, , понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка.
-Авы знаете, что
30 июля отмечается Международный день дружбы,
9 июня Международный день друзей.
В 1893 году был открыт астероид Амицития, в переводе с латинского языка означает «Дружба».
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие правила дружбы мы запомнили?
- Вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?