Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, , коммуникативные навыки, умения работать в группах.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ(презентация)
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие творчества.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель. Ребята! Сегодня у нас урок, мы будем работать в группах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.
ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»
Итак, успешной вам работы! (1мин) (слайд 3)
2.Постановка цели (2мин)
Сегодня урок по русскому языку. И тема его спряталась в стихотворении.
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …(прилагательное) (слайд4)
Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим урок?
Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «И сказало прилагательное: «Я слово привлекательное!» (слайд 5)
На уроке мы вспомним то, что изучили о прилагательном и узнаем много интересного. Я думаю, что прилагательные сегодня вас удивят.
1. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах над проектом «Имя прилагательное», представьте всё что вы знаете по теме в виде проекта. на выполнение работы 7мин.
Все верно. Молодцы.
2. Основная часть урока.
А теперь на практике закрепим материал. Давайте попробуем прочитать стихотворение, убрав из него все прилагательные Чтение стихотворения.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...(слайд 6, 7) Что же получилось у нас?
А теперь читаем с прилагательными. - Назовите автора этого чудного стихотворения (Пушкин).
– Какую картину вы представили А. С. Пушкина из стихотворения «Зимняя дорога»? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли вам почувствовать настроение стихотворения?
– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.) (3мин)(слайд8)
3 Следующее задание Задание: подобрать красочные прилагательные к предложенным именам существительным, выражающие настроение, отношение к ним. «Подари предмету признак»
1 группа
СОЛНЦЕ ...........................(какое?) (яркое, весёлое)
НЕБО .................................(какое?) (прозрачное, бездонное)
ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (заснеженные, притихшие)
2 группа
ЗЕМЛЯ ............................. (какая?) (нарядная, застенчивая)
СНЕЖОК ............................(какой?) (пушистый, лёгкий)
СНЕЖИНКИ..................... (какие?) (узорчатые, волшебные)
3 группа
ПОГОДА .............................(какая?) (замечательная, прекрасная)
ВОЗДУХ ............................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)
НАСТРОЕНИЕ..................(какое?) (приподнятое, радостное, восторженное)
А теперь поменяйтесь листочками с примерами и определите род число и падеж прилагательных. Но прежде сформулируйте правило. Как определить род, число и падеж имен прил?
4 задание. Ассоциограмма. Мы с вами уже многое знаем о прилагательном, и следующим заданием урока будет ассоциограмма.(слайд 10,11)
Вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени прилагательном и составить ассоциограмму. (Дети заполняют ассоциограммы и оформляют ее) (Время работы 5 минут)
Проверка ассоциограмм.(слайд 12)
Назовите грамматический признак имени прилагательного (обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ?)
Назовите морфологические признаки ( РОД, ЧИСЛО,ПАДЕЖ.)
Назовите синтаксические признаки (В предложении бывают определениями, сказуемыми)
Имена прилагательные согласуются с именем существительным, т.е.ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.(2мин)
Задание 5 (5 мин)
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):(слайд 13,14,15,16)
Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)
Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)
ВЫБЕРИТЕ ПО 1 СЛОВОСОЧЕТАНИЮ И СОСТАВЬТЕ С НИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Определите каким членом является прилагательное в предложении.
ФИЗМИНУТКА
1.Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
2.Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Задание 6 (2мин) (слайд 21)
Мы с вами уже знаем,что прилагательное очень интересная часть речи, с ними можно делать что угодно: сочинять стихи,описывать предметы, явления и т.д.
А сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания прилаг+сущ.
Добросовестный погода
Фарфоровая рассказ
Интересный чашка
Ненастная ученик
Вкусный
пирог
Задание 7(слайд 22)
Учитель Ребята! Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались, наклеить их.
Хороший снежок посадки бережёт.
Первый снег выпадает за сорок дней.
Мороз ленивого хватает за нос.
(Время работы 5минут)
Проверка работы и обобщение (2 мин) (слайд 23)
Ребята, о чём пословицы, которые вы собрали?
Как вы их понимаете?
Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь к зимушке – зиме.
Задание №
А теперь перейдём к выполненному вами домашнему заданию. Дома вы сочиняли сказку о прилагательном(Время работы 3 минут). Представление работ.
4. Итог урока.(2мин) (слайд 26)
Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:
“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”. И в этом нам помогают прилагательные.
В качестве подведения итогов урока ребята заполняют таблицу (на раздаточных карточках), проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания.
Вопросы для проведения рефлексии
1 | На уроке я работал | активно / пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3 | Урок для меня показался | полезен / бесполезен |
коротким / длинным | ||
интересен / скучен | ||
4 | За урок я | не устал / устал |
5 | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6 | Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы, отметив нужный вариант знаком ? или записав свой ответ
Урок окончен. Спасибо! (слайд 27)