Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Определение рода имен существительных в тексте".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Определение рода имен существительных в тексте"

Содержимое разработки

Класс

3 - А

Тема

Определение рода имён существительных в тексте.

Тип урока

Развитие знаний и способов действий. Решение учебной задачи

Педагогические цели

Содействовать формированию умений определять род имен существительных, классифицировать имена
существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Планируемые результаты
(предметные)

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • получат возможность научиться: выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные результаты

  • Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
    природы, народов, культур;
    формируют уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения; развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, принятые решения; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями;

логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Регулятивные: владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; план выполнения заданий на уроках, и под руководством учителя; определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов ;корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умения взаимодействовать в статичных парах, группах

(выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов.) ; грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Основные понятия

Части речи, имя существительное, род имен существительных: мужской, женский, средний.. Определение рода имен существительных. Начальная форма имен существительных. Словосочетания. Непроверяемые орфограммы

Ресурсы:– основные


– дополнительные

–Т.Г.Рамзаева Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы.

– Доска, Компьютер,

– Алгоритм самооценки, самопроверки.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

Этапы урока

Задания, ведущие к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельнос-ти (2 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;








Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наш класс будет называться «Детективное агентство». (слайд1 «Детективное агентство»).


– Кто такой детектив? синоним

(слайд:1 Детектив)


– Какими качествами должен обладать хороший детектив?

(слайд:3.)

– Работать будем в группах. Вспомним правила общения.




Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.


-иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным



Говори вежливо, называй собеседника по имени.

– Говори громко, внятно, понятно.

– Если не понял, переспроси.

Ре гулят ивные:

-нацелить на успешную деятельность.

Л и чн остн ые:

Выражать положительное отношение к процессу познания,

проявлять желание узнать новое.

Коммуни кативные:

формировать умение слушать и слышать.

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (2 мин.).


Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Определить, с какой частью речи будем работать на уроке,





Определить основной вопрос урока.

– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение.

Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке.

(В каждой группе карточка «Потерялась часть речи и без нее невозможно определить тему нашего урока».)

– Детективы, прочитайте нам это сообщение.

– Что будем делать?

– Какие у вас возникли первые вопросы?

(слайд:

– Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?)





«Потерялась часть речи и без нее невозможно определить тему урока»



собирать информацию


ответы детей

– Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?

Ре гулят ивные:

ставить учебную задачу развивать познаватель-ный интерес, формировать мотивацию к учебной деятельности.

Коммуни кативные:

развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависи-мости от конкретных условий.




III.Формулирование темы, целей урока (5мин.).Цель:Органи-зовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя











Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

.


Сформулировать тему, цель урока.









Составить кластер по имени существительному Приклеиваются на доску карточки с признаками имени существительного, делается вывод.





Определить тему урока.




Определить цели урока


В ходе расследования выявим эту часть речи. Но, чтобы определить тему урока нам нужно составить фоторобот. (слайд: Фоторобот) и есть еще подсказка, но о ней позже.


1. Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая

требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.

 Работа в 7 группах

Группа 1.(Собственные)

Группа 2 (нарицательные)

Группа 3 (одушевленное)

Группа 4 (неодушевленные)

Группа 5 (число)

Группа 6 (кто?)

Группа 7 (что?)

Итак, все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова.



2. Данную тему урока необходимо дополнить, узнав по определению, о чём идёт речь.

«Это два или более предложений, объединённых основной мыслью, одной темой, которые можно озаглавить».

Уточните тему урока.

тема урока - «Определение рода имён существительных в тексте».



3. Определите цели урока, дополнив высказывания:

- упражняться в чём?…

- развивать что?……….

- обогащать что?………


 











Составляют в группах (по 4 человека)

Выполняют задание.

Подсказки

Он мой

Она моя род

Оно мое




тема урока - «Определение рода имён существительных в тексте».











(определять род имён существительных в тексте и вне текста);

(орфографическую зоркость, внимание, мышление);

словарный запас, развивать речь).


Познават ельные:

классифицировать объекты(объединять в группы по существенному признаку)

Коммуни кативные: Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л и чн остн ые:

выражать положитель-ное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

  • знать основные моральные нормы работы в паре, группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Ре гулят ивные: предвосхищать резуль-тат и уровень знаний.






IV. Применение знания (10 мин.).

Цели:

– организовать применение знания;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;










ФИЗМИНУТКА

V. Развитие знаний и способов действий.

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.




Как детективы вы хорошо сработали в группах и самостоятельно

Давайте определим, под каким девизом будет работать наше агентство

У вас карточки с несколькими девизами

Выберите один и выпишите его в ежедневники.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

У пространства нет размера, а у знания – предела.

Красна птица пеньем, а человек ученьем


- А теперь поработаем самостоятельно

определите род у имен существитель-ных. Можно пользоваться своими прошлыми записями

ФИЗМИНУТКА


Масленица.

Это праздник изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуть-ся по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому катались на лошадях вокруг села, носили на шесте горящее колесо (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам.


1,4,7 выписать сущ. Ж.р.

2,5 выписать сущ. М..р. помощь

3,6 выписать сущ. Ср.р . возможна

- Как определяли род?


– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.

– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.


Тест.

Имя существительное – это …

а) часть слова;

б) часть речи;

в) словосочетание.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета;

– Имя существительное отвечает на вопросы какой? какое? какая? и обозначает предмет;

– Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

- Чтобы определить род имени существительного надо:

1.Найти имена существительные в тексте.

Поставить их в начальную форму (форма единственного числа). Используя слова-помощники, «он мой, она моя, оно моё» определить род имён существительных

2. Найти имена существительные в тексте. Используя слова-помощники,

«он мой, она моя, оно моё» определить род имён существительных


3. Найти имена существительные в тексте. Поставить их в начальную форму (форма единственного числа).



Выбирают девиз

Определяют род у имен существительных.

памятки

1.Найти имена существительные в тексте.

2. Поставить их в начальную форму (форма единственного числа).

3. Используя слова-помощники,

«он мой, она моя, оно моё» определить род имён существительных

















Женский род.

Масленица.зимой. недели целью зимы. роль

Мужской род

праздник обряды кругу, конец шесте символ столе блинам.

Средний род

изобилия прощания солнцу села, колесо солнца









Работают в группах, дописывают текст

Наступило ....... ….... .

Замерзло ……... .

Яркое ……… …….. .

Везде лежало ……. …….. .

Наступила ....... …....

. Вдруг ……

Замерзла ……... .

Яркая ……… …….. .

Везде лежала ……. …….. .

Вдруг ……

Наступил ....... ….... .

Замерз ……... .

Яркий ……… …….. .

Везде лежал ……. …….. .

Вдруг ……

Собираю в конверт, отправить заказчику.


Ре гулят ивные:

- уметь действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познават ельные:

искать и выделять необходимую информацию, применять методинформационного поиска, в том числе и с помощью ИКТ- технологий.

Л и чн остн ые:

  • проявлять готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределению ролей.

Коммуни кативные:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации





Л и чн остн ые:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.


Ре гулят ивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Познават ельные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты


Коммуни кативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.).

Цели:

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.



Рефлексия.

 

 

– Какое задание получили в начале урока?

– Расскажите по фотороботу, как искали часть речи?

Самооценка.


–Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за день.

Потерялась часть речи







(Учащиеся называют свои оценки лесенка успеха)

Ре гулят ивные:

  • осуществлять итоговый контроль.

Л и чн остн ые:

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности,

VII. Домашнее задание

(2 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.



(инструктаж). Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания

.задание

упр. 412 зв-букв. разбор любого слова


Слушают инструктаж.


Ре гулят ивные:

  • осуществлять итоговый контроль.

Л и чн остн ые:

  • оценивать собствен-ную учебную деятель-ность: свои достижения, степень самостоятель-ности инициативности, причины неудач.

Коммуни кативные:

строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

VIII Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно- оценочная деятельность).

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам,

За то, что упорно, Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

( «лесенками успеха»)

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. Получают позитивный настрой от урока


Приложение.

Группа 1.(Собственные) 1 группа

Александр Сергеевич Пушкин, Днестр, Самуил Маршак, Россия, Москва, Приднестровье, Иванов Иван (что общего?)

Группа 2 (нарицательные) 2 группа

роман, шарик, белочка, конфеты, корова, слова, внучка(что общего?)

Группа 3 (одушевленное) 3 группа

Дедушка-бабушка, сын-дочь, кот- кошка, дядя- тетя, сосед- соседка, (что общего?)

Группа 4 (неодушевленные) 4 группа

дом, стол, знание, книга, автобус, портфель, доброта(что общего?)

Группа 5 (число) 5 группа

Цветок- цветки, дыня-дыни, овраг-овраги дерево-деревья

Группа 6 (кто?) 6 группаКрасивая (…..?) бабочка Умный (….?) человек Выдающийся (…..?) учёный Забавный (…..?) малыш

Группа 7 (что?) 7 группа

Красивый (…..?) цветок

космический (….?) корабль

интересная (…..?) книга

исторический (…..?) рассказ































Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.).

Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наш класс будет называться «Детективное агентство». (слайд1 «Детективное агентство»).


– Кто такой детектив? синоним

(слайд:1 Детектив)


– Какими качествами должен обладать хороший детектив?

(слайд:3.)

– Работать будем в группах. Вспомним правила общения.


Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.


-иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным



Говори вежливо, называй собеседника по имени.

– Говори громко, внятно, понятно.

– Если не понял, переспроси.

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (3 мин.).



– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение.

Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке.

(В каждой группе карточка «Потеря-лась часть речи и без нее невозможно закончить важную работу».)

– Детективы, прочитайте нам это сообщение.

– Что будем делать?

– Какие у вас возникли первые вопросы?

(слайд: – Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?)


«Потерялась часть речи и без нее невозможно закончить важную работу»


собирать информацию


ответы детей

– Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?

III.Формулирование темы, целей урока(2мин.).

Это и есть цель нашей деятельности. В ходе расследования выявим эту часть речи. Но, чтобы определить часть речи нам нужно составить фоторобот. (слайд: Фоторобот)

 – Как называется?

– На какие вопросы отвечает?

– Что обозначает?


IV. Обобщение и систематизация изученного по теме (17мин.).


1. Чистописание.

– Итак, уважаемые детективы, открыли свои ежедневники тетради и отметили начало рабочего дня.

– Какой сегодня день недели?

– Какой звук слышим первым в этом слове?

– Какой буквой обозначаем его на письме?

– Пофантазируем и пропишем эту букву в своих ежедневниках.

– Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.

 Работа в 7 группах

Группа 1.(Собственные и нарицательные)

Группа 2 (одушевленное и неодушевленные)

Группа 3 (род)

Группа 4 (склонение)

Группа 5 (число)

Группа 6 (падежи)

Группа 7 (роль в предложении)

Итак, все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова.



(запись числа и классной работы).–

(среда)

[с].

(эс).

 

Составляют в группах (по 4 человека) алгоритм (5 мин.).

 

Выполняют задание.


V. Применение знания (15 мин.).


Как детективы вы хорошо сработали в группах и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.

–сегодня часто звучало слово.

Какое? (слайд: Детектив)

Придумайте предложение

Умный детектив ведет расследование

– Детектив … выполнит это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках Разбор предложения

– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор.

Детектив – сущ.

н. ф. – детектив;

нариц.; одушев.; м. р., 2 скл.;

ед. ч., И. п.

– На партах у вас лежат карточки с заданиями. Внимательно просмотрите. Дано начало вашего детективного рассказа, дополните его именами существительными.

Наступила …. в ….. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики – Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.

– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

Тест.

Имя существительное – это …

а) часть слова;

б) часть речи;

в) словосочетание.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета;

– Имя существительное отвечает на вопросы какой? какое? какая? и обозначает предмет;

– Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;

б) изменение имён существительных по падежам;

в) изменение имён существительных по родам.

Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам

.Именительный кто? что?

Родительный кого? чего?

Дательный кому? чему?

Винительный кого? что?

Творительный кем? чем?

Предложный о ком? о чём?





(детектив) Варианты ответов

Разбор предложения

Читают самостоятельно задание.

Ученик у доски









Работают в группах, дописывают текст

Наступила …… в …….

Тихо шумели, качались …….

На старой ….. висели тяжелые …….

В них созрели …….

Собираю в конверт, отправить заказчику.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.).

– Какое задание получили в начале урока?

– Расскажите по фотороботу, как искали часть речи?

Самооценка.


–Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за день.

Потерялась часть речи



(Учащиеся называют свои оценки.)

VII. Домашнее задание

(2 мин.).

(инструктаж). Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.задание просклонять слово «смекалка», «память», «мышление», Количество слов определяете самостоятельно.

Слушают инструктаж.


VIII Заключительный этап и рефлексия. КОД

Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам,

За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши

Нам всем пригодились!( «лесенками продвижений»)

Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка Получают позитивный настрой от урока


Сохранить у себя:
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Определение рода имен существительных в тексте".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки